Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 726

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Франко-камбоджийский договор 1863 г. вызвал волну недовольства в кхмерском обществе, выразившегося в том числе в народных выступлениях под руководством Суа в 1864-1866 гг. и По Камбау в 1865—1867 гг. на юге страны.

По мере того как Франция завоевывала Южный Вьетнам, Камбоджа стала занимать все более значительное место в замыслах французских колонизаторов. Контроль над Камбоджей увеличивал экономическое значение южновьетнамских провинций, а также создавал благоприятные условия для дальнейшей колонизации региона. Кроме того, Франция таким образом действий могла ограничить намерение Сиама, в значительной степени подконтрольного Великобритании, в его дальнейших попытках захвата камбоджийских земель.

Французские представители провели встречу с Нородо-мом, который заверил их в своем дружеском расположении. Нородом видел важность французского фактора, так как Франция теперь контролировала его недавнего сюзерена и без ее поддержки могла вновь обостриться сиамская угроза Камбодже. Таким образом, из двух возможных зол — подчиняться Сиаму или Франции — он выбрал, по его мнению, меньшее.

В течение 1864-1867 гг. шли переговоры между Францией и Сиамом, которые завершились соглашением о разделе Камбоджи. В ходе этих переговоров выявились серьезные разногласия в руководящих кругах Франции по вопросу о дальнейших действиях в Индокитае. В конечном итоге победила точка зрения, представители которой считали необходимым добиться отказа Сиама от претензий на Камбоджу даже ценой каких-либо уступок этой стране. Сиам в ходе переговоров с Францией добивался присоединения к себе камбоджийских провинций Батамбанг и Ангкор (Сиемреап), что и было достигнуто.

По условиям франко-сиамского договора 1867 г. камбоджийско-сиамский договор 1863 г. аннулировался. Права Франции на протекторат над Камбоджей были официально, признаны Сиамом. Фактически это был раздел территории Камбоджи между Францией и Сиамом.

Важным этапом на пути дальнейшего укрепления французских позиций в Камбодже стали двусторонние договоры 1882 и 1884 гг. Если первый из них всего лишь ограничивал ввоз оружия в Камбоджу через Сайгон, то второй фактически лишал Камбоджу суверенитета.

Камбоджийский монарх заранее одобрял все практические действия, которые французская администрация захочет провести на территории Камбоджи. Камбоджийские административные органы попадали под полный контроль французских колониальных властей, которые также получали права на установление и порядок взимания налогов, таможенных пошлин, организации общественных работ и др. Французские резиденты назначались в камбоджийские провинции, подчиняясь генеральному резиденту, ответственного лишь перед губернатором Кохинхины. Резидент имел право свободного доступа к камбоджийскому монарху, для которого французами устанавливался бюджет содержания.


В 1884-1896 гг. страну охватило движение в защиту королевской власти от французов. По призыву Нородома началась партизанская борьба против французов. В результате королю . Камбоджи французы возвратили в 1886 г. ряд привилегий и ; функций, которых он был лишен по договору 1884 г. и стали 1 проводить в отношении камбоджийской монархии более ост-^ рожную и взвешенную политику.

Культура Камбоджи в Новое время

С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язык. Тексты записывались либо на пальмовых листьях, либо на рисовой бумаге.

Наиболее заметными произведениями кхмерской литературы того периода являлся «Рамке», представлявшего собой национальный вариант изложения древнеиндийской «Рамаяны». По всей видимости он создавался в течение длительного времени, с XV по XVIII вв. Некоторые специалисты считают его памятником, кхмерской национальной культуры, так как он сильно отличается от оригинала.

В основе многих литературных произведений лежали сюжеты джатак и появился новый литературный жанр састра лбаенг, сочетавший элементы светского и религиозного начал, по форме очень похожий на волшебные сказки. Он имел большую популярность в среде кхмерского населения вплоть до конца XIX в.

В Новое время появились и стихотворные произведения, в частности, религиозная поэзия, в которой в художественной форме излагались буддистские нравственные принципы. В религиозной литературе появляется жанр поучений для различных социальных групп, в которых давались советы по правилам поведения в обществе, эффективному ведению домашнего хозяйства, соблюдению норм морали и т.д.

В XIX в. широкое распространение получает поэзия. Наиболее известным поэтическим произведением стала поэма «Какей», принадлежавшая перу короля Анг Дуонга, в которой, в качестве основополагающей, проводилась мысль о неотвратимости наказания человека за совершенные неблаговидные поступки.

К началу Нового времени, после переноса столицы из Анг-кора в Пном Пень, начинается упадок в строительстве сооружений из камня. Весь этот период Ангкор постепенно разрушался; зарастая джунглями и был вновь открыт для мира французами лишь в конце XIX в., подняв кхмеров в собственных глазах как нацию, создавшую одно из самых значительных религиозных сооружений в истории человечества.



Архитектура, скульптура и живопись, как и в других государствах буддистского мира, развивались под сильным воздействием буддистской религии. Строилось множество буддистских монастырей и деревянных дворцов для кхмерской элиты.

С конца XIX в., под воздействием французов, в камбоджийскую архитектуру проникают европейские традиции, что приводит к созданию сооружений, сочетающих элементы

традиционного и западного стилей. Характерный пример такого рода зодчества — здание Королевского дворца в Пномпене.

Театральное искусство кхмеров гармонично сочетало в себе элементы музыки, танца и словесных комментариев происходившего на сцене. Возникнув в глубокой древности, оно продолжило свое развитие и в Новое время.

В XVIII возрождается кхмерский классический балет, который брал свое начало от народного танца и был прерван в развитии в XV-XVIII вв. из-за тайского нашествия, приведшего к насильственной депортации в Аютию камбоджийских танцоров. Его главные сюжеты брались из поэмы «Рамке». Танцовщики выступали в сопровождении музыкантов и женского хора. Каждую новую сцену предварительно комментировал вслух специальный декламатор. Каждый жест танца имел свой смысл. Большое значение придавалось внешней атрибутике: костюмам, маскам, гриму и т.д. Главные мужские роли исполнялись женщинами.

В народных низах широкое распространение получили танцевальные представления-пантомимы в мужском исполнении также на сюжеты из «Рамке». Особо популярен этот жанр был во времена правления Анг Дуонга и Нородома.

В Новое время в Камбодже широкое распространение получил театр теней.

До середины XIX в. образование в Камбодже носило религиозный характер. Существовали школы при буддистских монастырях для мальчиков, где они позновали азы грамоты, счета и ремесла. После прихода в Камбоджу французов в 1873 г. в Пномпене появилась первая светская школа для детей кхмерской элиты, затем светские школы стали открываться и в некоторых провинциальных центрах.

В целом камбоджийская культура Нового времени оказала большое влияние на формирование общественного сознания как в доколониальный, так и в колониальный периоды.

Лаос в раннее Новое время


К началу Нового времени на территории современного Лаоса существовало государство Ланг Санг, возникшее в 1353 г. и представлявшее из себя децентрализованное образование, в котором взаимоотношения центральной власти и отдельных регионов строились по принципу «сюзерен-вассал». Верховным правителем тяусивитом (в буквальном переводе — властелин жизни) контролировались местные правители тяумнанги. Последние при вступлении в должность давали специальную клятву верности тяусивиту. Тяумнанги обеспечивали потребности своего сюзерена в транспортных перевозках по территориям своих владений, осуществляли там общественные работы, а в период войны передавали в его распоряжение свои вооруженные формирования.

В конце XV в. после нападения вьетнамских войск на княжество Мыянг Пуен и захвата столицы Ланг Санга, лаосские земли оказались ослабленными. Лишь королю Ланг Санга По-тисарату (1530-1559) удалось укрепить государство, ведя войны против Сиама и установив мирные отношения с Вьетнамом. После смерти Потисарата власть перешла в руки Тхао Саи Сет-тхатирату, правившему до 1571 г., который начал воевать с Бирмой, сумев привлечь на свою сторону в 1560 г. Аютию.

С 1563 г. столицей Ланг Санга становится Вьентьян, с того времени превратившийся в главный административный и культурный центр лаосской государственности.

В 1565 г. бирманским войскам удалось захватить Вьентьян, и Сеттхатирату пришлось отступить в труднодоступные для противника районы джунглей, где они вели партизанскую войну против армии противника. В результате изматывающих боев бирманцам пришлось уйти из Ланг Санга. Следующая экспедиция бирманцев в Лаос началась в 1569 г., и вновь лаосский король ушел со своими сторонниками в джунгли, а бирманцам вновь пришлось уйти из Ланг Санга. Спустя два года после этих событий, во время военного похода против горных кхмеров, без вести пропал Сеттхатират, и вскоре бирманцы в очередной раз захватили Вьентьян, превратив Ланг Санг в своего вассала. Эта зависимость прекратилась лишь в период правления Суминья Кумана (1591-1596).
После его смерти страну стали раздирать междоусобные противоречия, поставившие Ланг Санг на грань распада.

К середине XVI в. удалось укрепить экономическое и политическое положение Ланг Санга, расширить его территориальные владения, в состав которых вошло, в частности, тайское княжество Чиенгмай. Предпринимались также попытки ослабления китайского влияния и организованного противостояния натиску правителей бирманского государства Ава.

В 1560 г. между Ланг Сангом и Аютией (Таиландом) был подписан договор о союзе. В 1563 г. столицей государства вместо Луанг Прабанга (буквально — Город Золотого Будды) становится Вьентьян, и в том же году вновь возобновились вооруженные столкновения с Авой. Спустя два года, лаосский король вынужден был уйти из Вьентьяна и возглавить партизанскую войну своего народа против бирманских захватчиков. С конца XVI в. Ланг Санг все же стал данником Авы.

В первой половине XVII в. вновь вспыхнула борьба за власть между лаосскими правителями. Лишь к 1637 г., с восшествием на престол Суминя Вонгса, Ланг Санг вновь становится сильным государством. При нем был проведен ряд реформ, сделавших это государство централизованным, способным на равных конкурировать с соседями за влияние в регионе. Он, в частности, в ходе своего правления сумел установить дружеские отношения с Сиамом и Дайвьетом.

В этот период в Лаосе появляются первые европейцы — миссионеры и торговцы — голландцы и представители католического ордена иезуитов, безуспешно пытавшиеся создать здесь свою миссию.

Лаос в середине XVII — середине XIX вв.

Власть монарха в этот период была ничем не ограничена, он также являлся и верховным собственником земли. Управлять

государством ему помогал специальный чиновник, имевший титул упахат. Последний также, в период, когда на престоле находился несовершеннолетний монарх, выполнял при нем регентские функции. Губернатор Вьентьяна по должности являлся одновременно и главнокомандующим вооруженными силами. Ланг Санг был разделен на 7 провинций, руководители которых постоянно находились при дворе правителя, а от их имени на местах управляли заместители, также носившие титул упахат. Более низкие административные должности занимали избиравшимиеся местным населением чиновники.

Некоторое усиление центральной власти в этот период происходило благодаря принятию в Ланг Санге в качестве официальной идеологии буддизма хинаяны. Одновременно были изданы указы о запрете исповедания