Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 710

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1867 г. был подписан торговый договор с Великобританией, искавшей в тот момент сухопутный маршрут из Индии в Китай, который можно было проложить через бирманскую территорию. По этому договору были уменьшены таможенные пошлины на ввозимые в Бирму английские товары. В 1879 г. англичане прервали отношения с Бирмой несмотря на попытки последней урегулировать возникший конфликт.

В октябре 1885 г. англичанами наконец-то был найден повод к очередной, третьей по счету, войне с Бирмой после того, как власти этой страны оштрафовали представителей одной английской торговой компании за превышение вывоза из Бирмы тикового дерева. Английский вице-король Индии направил ультиматум с требованием передачи всей бирманской внешней торговли под английский контроль.

14 ноября 1885 г. начались военные действия, а 28 ноября уже была захвачена столица Бирмы. Монарх и члены его семьи были высланы англичанами за пределы страны. 1 января 1886 г. был опубликован манифест английского вице-короля Индии о превращении Бирмы в колонию Великобритании на правах одной из провинций Британской Индии. Однако сопротивление бирманского населения насильственной колонизации продолжалось в виде партизанских действий вплоть до 1895 г.

Англичане ввели в стране новое административное деление, разделив Бирму на области и округа. В деревнях назначались старосты, ответственные перед колониальными властями. Высшие и средние должности в колониальном аппарате управления занимали чиновники метрополии. Горные районы сохранили прежнюю систему управления, лишь формально контролировавшуюся англичанам. Карены служили в армии, среди них было довольно много, до 20 процентов, христиан. Широкую автономию, возможность иметь собственные вооруженные силы, сбор налогов и т.д. имели также и шанские правители.

В социально-экономической области англичане проводили политику, направленную на стимулирование выращивания

риса, расширяя площади для его возделывания. Появились товарные рисоводческие хозяйства, в Бирму стали переселять индийских рабочих. Существовали также и нефтепромыслы, лесоразработки и рудники. Начала зарождаться и бирманская национальная буржуазия, но в тот период она была еще очень слабой и зависела от англичан.

В 1897 г. на территории Бирмы появилась первая оппозиционная англичанам политическая организация — Общество защиты буддизма, ставившая перед собой прежде всего культурно-просветительские задачи. Более радикальные цели и требования в то время еще не выдвигались.


Культура Бирмы в Новое время

Период Нового времени отмечен подъемом в развитии культуры народов Бирмы, основавшейся в первую очередь на буддистской религиозной традиции.

В XV в. сложилась бирманская поэзия как религиозная, так и светская. Сочиняли стихотворные произведения по преимуществу монахи, часто жившие при дворцах правителей. Тогда же появляются и прозаические религиозные произведения— пересказы буддистских джатак, а затем, в XVI в.— и нерелигиозные поэтические и прозаические тексты. Одним из наиболее выдающихся поэтов XVII в. был У Мья Сан, творчество которого до сих пор считается непревзойденным в Бирме.

Период расцвета бирманской литературы пришелся на XVIII-XIX вв. В середине XVIII в. появляется любовная лирика, которую сочиняли наряду с поэтами-мужчинами и женщины. Большую известность получило поэтическое произведение «Мера любви», автором которого была жена одного из бирманских монархов Ма Мья Гале, с именем которой литературоведы связывают и появление в Бирме так называемой «куртуазной лирики». В тот же период был написан и первый бирманский роман «Ядана Чемодун», опубликованный, правда, лишь в начале XX в.

В конце XVIII — начале XIX вв. зарождается жанр бирманской национальной драмы, как и в других буддистских государствах основанной на различных интерпретациях джа- так и «Рамаяны». Стали создаваться и пьесы на светские темы. Наиболее известными драматургами того времени были

У Чин У и У Поун Ня, в пьесах которых сочетались элементы придворного и народного театров. После прихода в Бирму англичан этот жанр оказался в упадке, и началось влияние на него европейской литературной традиции.

В 1776 г. увидела свет первая бирманская книга, отпечатанная в Италии. Там же был изготовлен и первый бирманский типографский шрифт. В начале XIX в. из Англии миссионерами был привезен на территорию Бирмы типографский станок для печати христианской литературы. В середине XIX в. печатный станок появился и во дворце бирманского монарха, после чего в стране начало развиваться книгопечатание.

В области архитектуры проектировались и строились здания из дерева. В 1857 г. был построен Мандалай с его дворцовым комплексом. В 1871 г. там, после уточнения текста священных буддистских книг, появился городок-библиотека с маленькими храмами, в каждом из которых находилась одна из специально сделанных мраморных плит, на которых были высечены фрагменты канонических текстов. После английской колонизации в Рангуне началось строительство зданий для нужд колониальной администрации в европейском стиле.



В скульптуре также главными являлись религиозные мотивы, создавались, в основном, изваяния Будды. Наиболее значимым из них считается скульптура Будды высотой в 7,5 м в храмовом комплексе Мандалая из белого мрамора.

В XVI в. начался расцвет бирманской придворной поэзии. Значительное воздействие на развитие бирманского театра оказала сиамская традиция, так как из Сиама было в разное время вывезено много музыкантов и танцоров. Особое развитие в Новое время получил и бирманский театр марионеток.

Индонезия


Индонезия в раннее Новое время

Население островов Индонезийского архипелага насчитывало в XVI в. около трех миллионов человек. Народы, населявшие архипелаг, находились на различных стадиях развития. Народы, проживавшие на о. Борнео, в ряде районов о. Суматра, о. Целебесе, находились еще на догосударствен-ной стадии развития, некоторые даже с элементами матриархата. В других же районах уже существовали государственные образования, особенно на островах Ява и Суматра.

В XIV в. началась исламизация Индонезии за счет вытеснения буддизма и индуизма, и уже к XVI в. на Яве появились княжества, управляемые мусульманами, которые соседствовали с районами, исповедовавшими индуизм, буддизм, а также местные языческие верования. С этого же времени начинается европейская колонизация островов Индонезийского архипелага, которая оказала существенное воздействие на характер его развития на протяжении всего периода Нового времени.

Из островов индонезийского архипелага к началу XVI в. выделялась Ява, территория которой, после распада государства Маджапахит, оказалась поделенной на несколько государственных образований, возглавлявшихся мусульманскими правителями. В этот период активную роль на острове играла Португалия, войска которой в 1511 г. сумели овладеть Малаккой, игравшей ключевую роль в торговых связях в регионе. Там было установлено прямое португальское колониальное правление, и Португалия превратилась, таким образом, в сильного конкурента для индонезийских княжеств, а также англичан и испанцев, имевших в этом районе собственные интересы. Португальцы вывозили оттуда пряности,

скупая их за бесценок у местного населения, а также занимались нападениями на торговые суда других государств.

Постепенно в зоне Зондского пролива возникли новые государственные образования, объединившиеся в 1568 г. в независимый султанат Батнам. В него вошли прилегающие к проливу земли как со стороны Явы, так и Суматры. Одноименная столица этого государства к концу XVI в. превратилась в один из крупных торговых центров не только по меркам Юго-Восточной Азии, но и всего азиатского-африканского мира. На получаемые доходы в виде налогов правители Бат-нама сумели организовать сильную, хорошо оснащенную армию и военный флот, которые могли успешно противостоять португальцам.


Вторым крупным государственным образованием на территории Индонезии в XVI в. стал султанат Аче, располагавшийся в северных районах Суматры. На юге этого острова находился султанат Джохор, правители которого соперничали с Аче за влияние на острове. Вся вторая половина XVI в. прошла во взаимных распрях между этими государствами, что, несомненно, было в интересах Португалии, так как ее потенциальные соперники ослабляли друг друга, приводя в упадок собственные земли.

В 1602 г. возникла голландская Ост-Индская компания, получившая право монопольной торговли и мореходства от мыса Доброй Надежды и вплоть до Магелланова пролива. Компания имела также право содержать на этих территориях свои войска, объявлять войну и заключать мирные договоры, строить крепости, а также чеканить собственную монету. Она сочетала в своей практической деятельности методы насилия и активной торговли, имея в лице Испании и Португалии своих главных конкурентов в регионе Юго-Восточной Азии.

В 1596 г. на Яву высадилась первая голландская экспедиция, а спустя четыре года голландцы заключили первый договор с правителем острова Амбон о постройке там фактории и закупке пряностей.

В 1609 г. голландцам удалось вытеснить своих португальских и испанских конкурентов с Молукк. В 1619 г. они захватили на Яве Джакарту (Батавию), позднее превратив ее в главный административный центр своих колониальных владений в Индонезии.

Английская Ост-Индская компания ограничилась созданием факторий на Молукках, Сулавеси, Яве, Суматре и Сиаме.

В 1619 г. голландский флот одержал ряд побед над английским флотом в Сиамском и Зондском проливах, а в 20-е гг. вытеснил их и с Молукк. После этого англичане сосредоточили свое главное внимание на Индии.

В начале XVII в. голландцы предложили местным правителям продавать им пряности по более высоким ценам, чем португальцам или испанцам. Затем они, наоборот, стремились сделать эти цены максимально низкими. Связи между островами могли поддерживаться лишь голландскими судами или судами, имевшими специальное разрешение от них. На Мо-лукки могли приезжать лишь голландцы.

Индонезия в середине XVII — середине XIX вв.

В середине XVII в. наиболее крупным и влиятельным на Яве являлся султанат Матарам, занимавший ее центральную и восточную части. Во главе этого государства находился сусухунан («тот, которому все подчиняются»), стремившийся распространить собственное влияние и на западную часть острова, где в то время располагался султанат Бантам. Его расцвет был в первую очередь связан с проходившими через него важными торговыми путями. В конце XVI в. сюда стали проникать голландцы, захватившие подчиненное Бантаму княжество Джакарта. Однако попытки полного подчинения Матарама и Бантама власти голландской Ост-Индской компании в тот период успеха не имели.