Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 848

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Филлипины


Филиппины в раннее Новое время

В конце XV-начале XVI вв. идет острая борьба между Португалией и Испанией за контроль над морскими путями в Юго-Восточной Азии. В 1493 г. римский папа в своей булле условно разделил сферы влияния в «нехристианском мире», по которой регион ЮВА отошел к Испании. Через год это было закреплено в двустороннем португало-испанском договоре в Тордесильясе. Однако даже такого рода соглашения не ослабили соперничества этих стран в регионе.

В 1521 г. Филиппинские острова были открыты экспедицией Магеллана, начавшей их христианизацию и подчине-нивший их испанской короне. Первоначально эти острова были названы островами св. Лазаря. Вначале экспедиция укрепилась на о. Себу, где заключила «кровный договор» с местным правителем и принудила соседние с Себу острова платить дань своему союзнику. Правитель о. Мактан Лапулапу не пожелал подчиниться испанцам. Это событие стало первым в истории Филиппин случаем проявления открытого неповиновения иностранным колонизаторам. 27 апреля 1521 г. воины Лапулапу смертельно ранили Магеллана, а затем и на самом Себу началось недовольство испанцами. Вскоре они были вынуждены покинуть Филиппины, а их попытки вновь здесь высадиться во второй половине 20-х гг. XVI в. пресекались португальцами. В результате подписания Сарагосского договора 1629 г. острова перешли под контроль Португалии.

Лишь в середине 60-х гг. XVI в., после завоевания американского континента, испанцы вновь приступили к захвату Филиппин. Это название островам было дано в честь испанского короля Филиппа II. Новое завоевание Филиппин оправдывалось католической церковью как миссия во имя спасения душ филиппинских «язычников». В начале 1565 г. испанская эскадра во главе с Мигелем Лопесом де Легаспи высадилась на острове Себу и вскоре завоевала его, используя противоречия между местными правителями. Через несколько лет им удалось завоевать Бисайские острова и Северный Минданао.

В 1570 г. начался захват острова Лусон. Вначале испанцами был построен новый город — Манила, ставший впоследствии столицей Филиппин. Подавление сопротивления местного населения проходило при поддержке вооруженных отрядов из числа жителей Бисайских островов и завершилось лишь в конце XIX в. Вне испанского контроля оставался лишь ряд горных районов Лусона. Юг Филиппинского архипелага, населенный мусульманами, продолжал оказывать сопротивление испанцам во время всего периода их колониального господства.


С 1570 г. началось строительство нового города Манила, вскоре объявленного испанцами главным административным центром колонии. Затем они начали захват центральной части Лусона, который являлся наиболее развитой в экономическом отношении и самой густонаселенной территорией Филиппин. К 1580 г. испанцы сумели захватить северо-восток этого острова. Северная часть Лусона продолжала оказывать сопротивление колонизаторам вплоть до 1590 г. Таким образом, к концу XVI в. в новую испанскую колонию входили Лусон, Бисайские острова, северная часть острова Минданао и острова Палаван. Что касается южной части архипелага, то там испанцы на долгое время столкнулись с сопротивлением местных мусульманских народов, которым помогали единоверцы из соседних малайских государств. Эти войны получили название «войны Моро» и проходили под религиозными знаменами. Термином «моро» (аналог испанского «мавр») колонизаторы называли всех мусульман-филиппинцев, не пожелавших подчиниться их власти.

Во главе колонии стоял испанский губернатор, в непосредственном подчинении которого находились чиновники метрополии. Кроме того, на архипелаге активную деятельность развернули католические миссионеры, которые в первой трети XVII в. смогли обратить в христианскую веру почти все завоеванное население. Религиозные монашеские ордена получили от испанского короля для освоения часть земель на Филиппинах. С 1570 г. для эксплуатации местного населения испанцами стала применяться зарекомендовавшая себя

в Южной Америке т.н. «экомендарная» система. Суть ее заключалась в том, что конкретный представитель метрополии (экомендеро) получал от властей право сбора налогов с местных жителей, которые находились под его контролем. На практике деятельность экомендеро выражалась прежде всего в использовании жестоких методов взимания податей, массовыми злоупотреблениями, что неоднократно приводило к выступлениям против них.

Ситуацией решила воспользоваться, для поднятия собственного авторитета среди филиппинцев, католическая церковь, под давлением представителей которой к началу XVII в. эта система была заменена на трибу то (единый подушный налог).



Вся земля на Филиппинах оказалась в формальной верховной собственности испанского монарха, который, в соответствии с законом, наделял конкретных лиц правом ею распоряжаться. Тем не менее, фактически они и являлись ее реальными собственниками. Главный тип земельного владения назывался асъеда (поместье), в котором основной формой эксплуатации была издольщина. На правах коллективных собственников земельных угодий выступали также и католические ордена. С начала XVII в. в разряд землевладельцев стали попадать и представители местной элиты, которых называли касики. На их поддержку рассчитывала колониальная администрация, освобождавшая эту категорию от личных повинностей и привлекавшая их на низшие должности в колониальном административном аппарате.

Крестьянство составляло на островах Филиппинского архипелага основную массу населения. Они также имели права владения землей, так как в стране имелось достаточное ее количество. Некоторые категории крестьян являлись арендаторами у крупных землевладельцев и католических орденов. Недовольство крестьян своим положением часто выливалось в выступления под религиозными лозунгами — либо возврата к дохристианским формам культа, или же в форме христианского сектантства.

Филиппины в середине XVII-XIX вв.

С середины XVII в. начинает формироваться слой местных помещиков из числа касиков (принсипалес). Помещичье землевладение расширялось, в основном, за счет крестьянских

земель. Главной формой эксплуатации крестьян в асьендах являлась издольщина. Формально свободный крестьянин фактически закреплялся за помещиком посредством долговой кабалы. Крестьяне, жившие на свободных землях, облагались подушным налогом в пользу испанской короны и католической церкви.

В середине XVII в. Филиппины охватил рост народного недовольства проводимой испанцами колониальной политикой. В 1649 г. вспыхнуло крупное восстание на острове Самар, в 1660 г. волнения охватили провинцию Пампанга. Особенности некоторых выступлений заключались в том, что во главе их становились представители меётной верхушки, недовольные испанцами. Так, более 80 лет, с середины XVIII по первую треть XIX вв., не утихали выступления под руководством касика Дагохоя на острове Бохоль.

Колониальная политика Испании в эпоху ранних буржуазных революций отличалась крайним консерватизмом и не способствовала развитию на территории архипелага прогрессивных капиталистических отношений, которые не развивались в должной мере в тот период и в самой метрополии. В это время другие западные державы не проявляли особого интереса к Филиппинам.


По условиям Вестфальского договора 1648 г. за испанцами сохранялись Филиппины. В 1762 г. Манила подверглась захвату англичанами, но спустя два года была ими возвращена испанцам в обмен на некоторые территории в Латинской Америке. Испанцы продолжали вести безуспешные войны с мусульманами на юге Филиппин. В 60-80 гг. XVIII в. испанцы предприняли ряд попыток проведения колониальных реформ, направленных на усиление торговых связей Филиппин с другими государствами.

Завоевание Испанией Филиппин тем не менее способствовало дальнейшему развитию этого островного государства, правда, в докапиталистических формах. До начала XIX в. между Испанией и Филиппинами не было прямых торговых связей. Из колоний европейских государств в Азии Филиппины являлись самыми отсталыми.

В начале XIX в. интерес к Филиппинскому архипелагу стали проявлять США, а также и некоторые европейские государства. В 1834 г. статус свободного порта получила Манила, а позднее и другие филиппинские порты. В Европу и США начинается экспорт сахара, индиго, кофе и ряда других товаров и импорт оттуда ряда промышленных изделий. В стране стал постепенно складываться единый внутренний рынок, использовался труд наемных работников, появились первые мануфактуры. В социальной сфере продолжали укрепляться позиции местной элиты, получавшей неплохие доходы от экспортных операций, появились зачатки национальной промышленности.

Первым объектом притязаний Великобритании и Франции на филиппинские территории стал архипелаг Сулу в южной части страны. В 1851 г. испанцам удалось вынудить его правителя подписать договор о протекторате, а в 1878 г. окончательно присоединить его к своим владениям. В 80-90 гг. XIX в. испанцы безуспешно пытались поставить под свой контроль и центральную часть о. Минданао.

Характерной особенностью развития Филиппин во второй половине XIX в. стало образование оппозиционного движения местной элиты за новые буржуазные реформы. Особенно эта тенденция ярко проявилась после буржуазной революции 1868 г. на территории метрополии. В столице колонии Маниле были созданы две подпольные организации, состоявшие из представителей либеральных кругов местных землевладельцев и национальной буржуазии, а также представителей интеллигенции, духовенства и учащейся молодежи. Они выдвинули требования трансформации Филиппин в одну из испанских провинций и действия на ее территории законодательства метрополии. Кроме того, участники движения выступили с требованиями ограничения роли католической церкви в жизни колонии, передачу приходов в руки священников.местного происхождения. Однако уже в 70-е гг. испанцы ужесточили колониальный режим и начали преследование представителей местной оппозиции. Часть филиппинских оппозиционеров переехала в Испанию и вела там пропаганду среди испанцев, многие из
которых стали действительно им симпатизировать, образовав т.н. «движение пропаганды». Одним из наиболее ярких представителей этого движения стал Хосе Рисаль (1861-1896), в работах которого пропагандировались чувства национального достоинства филиппинцев и содержались призывы к борьбе за освобождение от испанского колониального господства.

В 1889 г. у оппозиционеров появился свой печатный орган — газета «Ла Солидаридад». Затем «движение пропаганды» переместилось с территории Испании на филиппинский архипелаг. В 1892 г. на родину возвратился X. Рисаль и основал в столице первую политическую организацию — Филиппинскую лигу, главной целью которой объявлялась борьба мирными средствами за реформы. Вскоре X. Рисаль был арестован колониальными властями и выслан на о. Минданао.

В 1893 г. Лига объявила о своем самороспуске, но к тому моменту на политической арене появилась новая оппозиционная организация — Катупунан (Верховный досточтимый союз сынов народа) во главе с А. Бонифасио. Эта организация быстро увеличила число своих сторонников, особенно на Лусоне. Члены организации призывали к вооруженным формам борьбы против колониальных властей и одновременно выступали с позиций просветительства народных масс.

После начала народного восстания, летом 1896 г., по инициативе Катупунана X. Рисаль был расстрелян испанцами, хотя и не принимал в нем участие по идейным соображениям — он был против любых насильственных действий в любой форме.

Главным центром оппозиционных выступлений стал Лусон. К восставшим присоединились представители помещичьих и буржуазных кругов. 22 марта 1897 г. оппозицией была провозглашена Филиппинская республика во главе с лидером национально-буржуазных кругов Э. Агинальдо. Члены Катупунана его не признали легитимным и за это подверглись со стороны самопровозглашенных властей преследованиям. В частности, в мае 1897 г. был расстрелян А. Бонифасио. 1 ноября того же года была принята Временная конституция Филиппинской республики.

В середине ноября 1897 г. было подписано соглашение о прекращении военных действий между испанскими колониальными властями и представителями Филиппинской республики. Правительство Агинальдо эмигрировало в Гонконг, но часть участников национально-освободительной борьбы продолжала оказывать сопротивление испанцам. С весны 1898 г. военные действия возобновились. В апреле того же года в ход событий вмешались американцы. Представители США обещали Агинальдо свою поддержку, и он возвратился на Филиппины, возглавив вновь там антииспанскую борьбу. 12 июня повторно была провозглашена Филиппинская республика, а 23 мая образовано ее правительство. Главную тяжесть борьбы с испанцами взяла на себя Филиппинская революционная армия, освободившая от колонизаторов территорию Лусона и вплотную подошедшая к Маниле. В этот момент в события вмешались американцы и 13 августа ввели туда свои вооруженные силы. На местах филиппинцы создавали собственные органы самоуправления. В середине сентября