ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Проектирование коррекционно-развивающей программы отдельных учебных предметов для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Выполнила:
Арнаутова О.Ю.
группа № 218
Челябинск
2017 г.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Разработка рабочих программ учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью 4
Учебная программа и ее виды 4
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса 6
Алгоритм составления программы 6
Структура рабочей программы 8
Глава 2. Содержание некоторых разделов рабочей программы по предмету «Математика» 5 класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) 14
Заключение 17
Библиографический список 19
Введение.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются, существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и обучающегося, который получил название «адаптированная образовательная программа».
Глава 1. Разработка рабочих программ учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Учебная программа и ее виды
Словарное значение слова «программа»: план деятельности, работ; содержание основных положений и целей; документ с основными направлениями работы.
Сегодня в терминологическом аппарате дидактики используется следующие понятия учебных программ:
1. примерные программы по учебным предметам;
2. авторские программы по учебным предметам;
3. рабочие программы по учебным предметам.
Нельзя строить образовательный процесс на основе только примерной или только авторской программ.
Примерная программа – это документ рекомендательного характера, который составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Она детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету Базисного учебного плана.
Авторская программа – это документ, созданный на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов и определяет содержание образования определенного предмета, но не учитывает школьный и региональный компонент. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программе предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
«Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин» относится к компетенции образовательного учреждения (пункт 2.7. ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании»)
Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
Целью разработки рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета
Задачи рабочей программы:
-
дать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретных предметов; -
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса
Нормативные федеральные документы:
-
Закон «Об образовании» -
ФГОС ОВЗ «Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года» -
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта ОВЗ -
Базисный учебный план государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждений; -
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования -
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой.
Локальные акты образовательной организации:
-
Адаптированная образовательная программа; -
Годовой календарный учебный график школы; -
Учебный план школы на конкретный учебный год; -
Положение о рабочей программе педагога, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом директора школы
Алгоритм составления программы
-
Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей. Изучение комплексного психолого-педагогического обследования, определение его возможностей в изучении данного курса -
Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение. -
Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения. -
Определить уровень подготовки обучающихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения. -
Прописать цели ориентиры освоения учебного курса. -
Прописать цели ориентиры формирования базовых учебных действий. -
Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу. -
Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу. -
Определить последовательность изучения тем и количество часов, составить календарно тематическое планирование. -
Составить перечень дидактического, справочного материала. -
Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы. -
Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы -
Представить Рабочую программу методическому объединению учителей образовательного учреждения. -
Представить Рабочую программу на утверждение руководителю образовательного учреждения. -
Доработать программу с учетом рекомендаций членов методического объединения учителей и/или руководителя образовательного учреждения. -
Использовать Рабочую программу после приказа об её утверждении руководителем образовательного учреждения
Структура рабочей программы
Структура программ отдельных учебных предметов, курсов для различных вариантов АООП приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью с учетом специфики образования различных категорий обучающихся с ОВЗ.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО (пункт 19.5. в редакции от 31.12.2015 г.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения первого варианта АООП НОО.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (второй – четвертый вариант).
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
-
требований к результатам освоения АООП НОО; -
программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
-
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; -
общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; -
описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; -
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; -
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях №№ 1-8 стандарта); -
содержание учебного предмета, коррекционного курса; -
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; -
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.