ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП НОО с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ПАООП НОО.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (пункт 2.9.5.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
-
требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП; -
программы формирования базовых учебных действий.
Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
-
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; -
общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; -
описание места учебного предмета в учебном плане; -
личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; -
содержание учебного предмета, коррекционного курса; -
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; -
описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
В вышеуказанных структурах рабочих программ жирным шрифтом выделены компоненты обязательные для АООП, составленных в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Пояснительная записка конкретизирует:
-
нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная АООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа); -
общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса, категории обучающихся с ОВЗ; -
роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса), а также решения задач коррекции развития; -
обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательных отношений/компонента образовательной организации.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей образования категории обучающихся с ОВЗ (с опорой на концепцию Стандартов специального образования), современных требований к результатам освоения АООП. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами социализации и дальнейшей социальной адаптации лиц с ОВЗ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Данный раздел предполагает указание классов, в которых планируется освоение данной рабочей программы, и количества часов, выделенных на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений/компонент образовательной организации) части. Возможна разбивка общего количества часов по неделям и годам обучения в табличном виде.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в соответствующем ФГОС, а формулировки результатов из ПАООП. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса (далее третьего и четвертого вариантов АООП НОО и вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью – только личностные и предметные), согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают как общие (общественные и государственные), так и особые (для данной категории обучающихся с ОВЗ) образовательные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
Необходимо показать связь планируемых образовательных результатов с достижением коррекционных целей образования в ходе освоения содержания учебного предмета обучающимися с ОВЗ.
В данном разделе могут фиксироваться элементы общей стратегии, направления и технологии, а также специальные требования к условиям формирования УУД (БУД) у обучающихся с ОВЗ, раскрыты ожидаемые результаты сформированности УУД (БУД) в учебном предмете, курсе. Кроме того, в данном разделе рабочих программ педагогам рекомендуется представить особенности содержания индивидуально ориентированной работы, определенные программой развития УУД (БУД) образовательной организации.
Содержание учебного предмета, курса включает:
-
наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий; -
перечень планируемых видов деятельности, экскурсий; -
направления проектной деятельности обучающихся; -
использование резерва учебного времени.
Проектирование содержания (порядок изучения разделов и тем) учебного предмета, количество часов на изучение каждой темы осуществляется в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью индивидуально учителем (автором или коллективом авторов рабочей программы) с учётом используемого УМК, особенностей образовательной организации и категории обучающихся с ОВЗ.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) включает:
-
разделы программы (должны совпадать с наименованиями разделов, указанными в предыдущем компоненте рабочей программы «Содержание учебного предмета»); -
темы, входящие в данный раздел; -
основное содержание по темам; -
характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на уровень образования или на учебный курс по предмету. Указывается разбивка содержания образования по часам и годам обучения.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
:
-
печатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоение тем и разделов рабочей программы по учебному предмету); -
экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); -
технические средства обучения (средства ИКТ); -
цифровые и электронные образовательные ресурсы; -
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; -
натуральные объекты; -
демонстрационные пособия; -
музыкальные инструменты; -
натуральный фонд.
Рабочая программа может включать систему оценки планируемых результатов обучения, выраженную в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности обучающихся и их индивидуальных достижений в соответствии с утвержденной в образовательной организации системой оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов, представленной в целевом разделе АООП.
Глава 2. Содержание некоторых разделов рабочей программы по предмету «Математика» 5 класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативных документов:
-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. -
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) одобрена 22.12.2015 г, Протокол № 4/15. -
Адаптированная основная общеобразовательная программа школы -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». -
Школьный учебный план на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта на 2017-2018 учебный год. -
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г № 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планах для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной.
Общая характеристика учебного предмета
Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение математике направлено на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнений, обобщений, классификаций и др.), произвольного запоминания и внимания.
Курс обеспечивает доступность обучения, накопление опыта, моделирования (объектов, связей, отношений) и является продолжением органической частью школьного математического образования.
Задачи программы:
-
формировать доступные математические знания, умение практически применять их в повседневной жизни; -
максимально развить у учащихся, средствами данного учебного предмета, коррекцию недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; -
воспитать у школьников целенаправленную деятельность, навык контроля и самоконтроля, умение принимать решение, устанавливать общечеловеческие и производственные отношения в современном обществе.
Личностные результаты освоения предмета:
-
Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину. -
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. -
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. -
Овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни. -
Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. -
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. -
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -
Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. -
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. -
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. -
Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. -
Формирование готовности к самостоятельной жизни.