Файл: Аттестационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Проектирование коррекционно-развивающей программы отдельных учебных предметов для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Выполнила:

Арнаутова О.Ю.

группа № 218
Челябинск

2017 г.

Оглавление


Введение. 3

Глава 1. Разработка рабочих программ учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью 4

Учебная программа и ее виды 4

Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса 6

Алгоритм составления программы 6

Структура рабочей программы 8

Глава 2. Содержание некоторых разделов рабочей программы по предмету «Математика» 5 класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) 14

Заключение 17

Библиографический список 19



Введение.


Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.


В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются, существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и обучающегося, который получил название «адаптированная образовательная программа».
Глава 1. Разработка рабочих программ учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Учебная программа и ее виды


Словарное значение слова «программа»: план деятельности, работ; содержание основных положений и целей; документ с основными направлениями работы.

Сегодня в терминологическом аппарате дидактики используется следующие понятия учебных программ:

1. примерные программы по учебным предметам;

2. авторские программы по учебным предметам;

3. рабочие программы по учебным предметам.

Нельзя строить образовательный процесс на основе только примерной или только авторской программ.

Примерная программа – это документ рекомендательного характера, который составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Она детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету Базисного учебного плана.

Авторская программа – это документ, созданный на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов и определяет содержание образования определенного предмета, но не учитывает школьный и региональный компонент. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программе предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.



Рабочая программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.

«Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин» относится к компетенции образовательного учреждения (пункт 2.7. ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании»)

Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

Целью разработки рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета

Задачи рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретных предметов;

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса


Нормативные федеральные документы:

  • Закон «Об образовании»

  • ФГОС ОВЗ «Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года»

  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта ОВЗ

  • Базисный учебный план государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждений;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования

  • «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой.

Локальные акты образовательной организации:

  • Адаптированная образовательная программа;

  • Годовой календарный учебный график школы;

  • Учебный план школы на конкретный учебный год;

  • Положение о рабочей программе педагога, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом директора школы

Алгоритм составления программы


  1. Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей. Изучение комплексного психолого-педагогического обследования, определение его возможностей в изучении данного курса

  2. Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение.

  3. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения.

  4. Определить уровень подготовки обучающихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения.

  5. Прописать цели ориентиры освоения учебного курса.

  6. Прописать цели ориентиры формирования базовых учебных действий.

  7. Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу.

  8. Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу.

  9. Определить последовательность изучения тем и количество часов, составить календарно тематическое планирование.

  10. Составить перечень дидактического, справочного материала.

  11. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы.

  12. Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы

  13. Представить Рабочую программу методическому объединению учителей образовательного учреждения.

  14. Представить Рабочую программу на утверждение руководителю образовательного учреждения.

  15. Доработать программу с учетом рекомендаций членов методического объединения учителей и/или руководителя образовательного учреждения.

  16. Использовать Рабочую программу после приказа об её утверждении руководителем образовательного учреждения

Структура рабочей программы


Структура программ отдельных учебных предметов, курсов для различных вариантов АООП приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью с учетом специфики образования различных категорий обучающихся с ОВЗ.


В соответствии с требованиями ФГОС НОО (пункт 19.5. в редакции от 31.12.2015 г.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения первого варианта АООП НОО.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (второй – четвертый вариант).

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

  • требований к результатам освоения АООП НОО;

  • программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

  2. общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;

  3. описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях №№ 1-8 стандарта);

  6. содержание учебного предмета, коррекционного курса;

  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.