Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Тема Свобода труда как принцип трудового права Фамилия студента Имя студента.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 954
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Стоит отметить, что эти принципы также реализованы в Декларации
Основополагающие принципы и права в сфере труда4, а также в Трудовом кодексе Российской Федерации5.
Свобода труда в российском праве отражена и в действующей Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), где эта норма закреплена в прямом выражении: в соответствии с частью 1 статьи 137 «труд свободен» и «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»6.
Свобода труда гарантируется и таким важным международным нормативным правовым актом, как Европейская хартия основных социальных прав трудящихся. Согласно статье 4 «каждый свободен выбирать и работать по своей профессии в соответствии с правилами, регулирующими труд в каждой профессии»7.
С.В. Мазуренко в своем исследовании абсолютно верно отмечает, что свобода труда, в целом, не является юридическим понятием, хотя и присутствует в международных актах, а также в Конституции Российской Федерации8. С этим понятием стоит согласиться, так как данный принцип является, прежде всего, декларативным, хотя декларативность присуща всему международному праву в целом.
Условия, которые должны обеспечивать свободу труда и право на труд, закреплены в правовых актах в различных формах9. Так, в статье 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, провозглашается, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы». Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» также отражает этот основополагающий принцип в сфере труда.
Анализируя трудовое законодательство, можно сделать вывод, что содержанием норм Трудового кодекса РФ является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда.
Гарантии в трудовых отношениях могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле понятие «гарантии» включает в себя цели, задачи и принципы правового регулирования труда, направленные главным образом на то, чтобы работники и работодатели, включая их представителей, могли реализовать свои трудовые права и обязанности. В свою очередь, в узком смысле гарантии в сфере труда призваны обеспечить сохранение места работы, средней заработной платы и других условий труда в случаях, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В научной литературе нет единого подхода к определению гарантий. Так, данное понятие рассматривается как: «закрепление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре; непосредственное обеспечение предусмотренных законодательством трудовых прав; обеспечение как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда»10; «предоставление гарантий не связано с наличием оформленного трудового договора
; гарантии в трудовых отношениях могут предоставляться уже в период работы у данного работодателя»11; «гарантии - правовые средства, меры, установленные работодателем».
Изучив различные подходы, можно согласиться с мнением, что гарантии - это совокупность условий, средств, способов обеспечения беспрепятственной реализации и всесторонней защиты прав каждого гражданина на всех стадиях их осуществления12.
К гарантиям права на труд относятся: а) конституционные правовые гарантии (например, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ)); б) общие трудовые правовые гарантии (ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями); в) специальные трудовые правовые гарантии (юридические гарантии права на труд).
Ученые отмечают, что в настоящее время в России сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, и именно общественные отношения, касающиеся информационной сферы, станут необходимым условием и инструментом для преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни13. В связи с этим появляются новые отрасли (информационное право), подотрасли (киберправо, право цифрового управления, интернет-право, компьютерное право и т.д.), институты (электронная подпись, телеработа, электронное правосудие, цифровая медицина, электронный договор (трудовой), электронная трудовая книжка и т.д.).
Следует отметить, что в программных правовых актах на среднесрочную и долгосрочную перспективу отмечается, что «одной из нерешенных институциональных проблем инновационной экономики в России является недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса»14.
Представляется необходимым дать определение понятию «инновация». В научной литературе можно встретить множество определений этого понятия. Так, инновация - «социальный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию более совершенных продуктов, технологий»15; «процесс реализации новой идеи в какой-либо сфере человеческой деятельности, способствующий удовлетворению существующих на рынке потребностей и приносящий экономический эффект»
16; «результат практической или научно-технической разработки новшества» и др.
Характерными признаками инновационной деятельности являются:
- процесс, работы и услуги, доведенные до конкретных результатов научных исследований;
- новые товары или со значительно улучшенными свойствами, производственные процессы;
- внедрение полученных результатов, призванное обеспечить те цели, на достижение которых была направлена эта деятельность.
Особая роль в инновационном процессе должна отводиться человеческим ресурсам, их знаниям, умениям и навыкам. В условиях, когда в экономике основным критерием является использование профессионально-квалификационных требований к соответствующей должности, одним из основных требований работодателя является эффективность решения вопроса кадровой политики, подбора кадров, имеющих возможность реализовывать и ставить профессиональные задачи.
Вопрос оценки способности трудоспособного населения к получению новых компетенций является очень актуальным. Для этого необходимо разработать государственную систему переподготовки кадров для различных отраслей и сфер деятельности, пересмотреть систему профессиональных стандартов по отраслям, государственные образовательные стандарты для различных уровней образования в стране и наделить их субъективными правами и обязанностями. Несоответствие трудоспособного населения страны новым экономическим реалиям, новой структуре экономики приведет к необратимому процессу: потере конкурентоспособности России на мировых рынках и, как следствие, отставанию в экономическом развитии, резкому снижению уровня жизни населения.
Таким образом, повышение требований к содержанию трудовой функции, столь необходимое в современных условиях, определило введение профессионального стандарта.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции. Профессиональный стандарт используется при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении разрядов оплаты труда работников и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей производства, труда и управления; образовательными организациями - при разработке профессиональных образовательных стандартов профессионального образования.
С внедрением профессиональных стандартов в практику работы всех организаций, независимо от того, являются ли они обязательными или могут быть положены в основу кадровой политики, возрастает значение квалификации работника.
Объективная оценка квалификации дает возможность работнику правильно оценить свои знания и претендовать на ту или иную должность, а работодателю - избежать ошибок при обновлении коллектива и оценке его деятельности.
Профессиональный стандарт является важнейшим элементом национальной системы квалификаций, связывающим сферу труда и сферу профессионального образования, и в настоящее время «значительно усиливается регулирование трудовой деятельности с позиции необходимой для ее выполнения профессиональной подготовки»17. Представляется, что, по сути, профессиональный стандарт - это документ, нормативно устанавливающий квалификационные требования, необходимые работнику для выполнения трудовой функции.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (далее - Постановление № 2) отмечается, что деловые качества - это профессионально-квалификационные и личностные характеристики, необходимые работнику для выполнения трудовой функции18. Однако помимо квалификационных требований, предусмотренных законодательством, важным источником становятся профессиональные стандарты, в которых закрепляются требования к специальностям и профессиям19.
Согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ профессиональный стандарт является обязательным, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации работника.
Принятые профессиональные стандарты содержат как профессионально-квалификационные, так и личностные характеристики, необходимые для выполнения трудовой функции. Таким образом, профессиональный стандарт - это характеристика деловых качеств работника. Как следует из содержания, разрабатываются в соответствии с уровнями квалификаций, которые определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий работника, профессиональных навыков и опыта работы работника, то есть характеризуют профессионально-квалификационные качества работника.
Представляется, что профессиональные стандарты - это «определенная стандартизация, направленная на создание модели уровня подготовленности работников к выполнению конкретных производственных обязанностей, так как согласно определению понятия «стандарт», разработанному Международной организацией по стандартизации, это документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто его использует, основанный на интеграции результатов науки, техники, опыта, способствующий тому.
Основополагающие принципы и права в сфере труда4, а также в Трудовом кодексе Российской Федерации5.
Свобода труда в российском праве отражена и в действующей Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), где эта норма закреплена в прямом выражении: в соответствии с частью 1 статьи 137 «труд свободен» и «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»6.
Свобода труда гарантируется и таким важным международным нормативным правовым актом, как Европейская хартия основных социальных прав трудящихся. Согласно статье 4 «каждый свободен выбирать и работать по своей профессии в соответствии с правилами, регулирующими труд в каждой профессии»7.
С.В. Мазуренко в своем исследовании абсолютно верно отмечает, что свобода труда, в целом, не является юридическим понятием, хотя и присутствует в международных актах, а также в Конституции Российской Федерации8. С этим понятием стоит согласиться, так как данный принцип является, прежде всего, декларативным, хотя декларативность присуща всему международному праву в целом.
Глава 2 Реализация принципа свободы труда и вопросы правоприменения
2.1. Реализация принципа свободы труда на современном этапе развития
Условия, которые должны обеспечивать свободу труда и право на труд, закреплены в правовых актах в различных формах9. Так, в статье 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, провозглашается, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы». Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» также отражает этот основополагающий принцип в сфере труда.
Анализируя трудовое законодательство, можно сделать вывод, что содержанием норм Трудового кодекса РФ является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда.
Гарантии в трудовых отношениях могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле понятие «гарантии» включает в себя цели, задачи и принципы правового регулирования труда, направленные главным образом на то, чтобы работники и работодатели, включая их представителей, могли реализовать свои трудовые права и обязанности. В свою очередь, в узком смысле гарантии в сфере труда призваны обеспечить сохранение места работы, средней заработной платы и других условий труда в случаях, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В научной литературе нет единого подхода к определению гарантий. Так, данное понятие рассматривается как: «закрепление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре; непосредственное обеспечение предусмотренных законодательством трудовых прав; обеспечение как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда»10; «предоставление гарантий не связано с наличием оформленного трудового договора
; гарантии в трудовых отношениях могут предоставляться уже в период работы у данного работодателя»11; «гарантии - правовые средства, меры, установленные работодателем».
Изучив различные подходы, можно согласиться с мнением, что гарантии - это совокупность условий, средств, способов обеспечения беспрепятственной реализации и всесторонней защиты прав каждого гражданина на всех стадиях их осуществления12.
К гарантиям права на труд относятся: а) конституционные правовые гарантии (например, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ)); б) общие трудовые правовые гарантии (ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями); в) специальные трудовые правовые гарантии (юридические гарантии права на труд).
Ученые отмечают, что в настоящее время в России сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, и именно общественные отношения, касающиеся информационной сферы, станут необходимым условием и инструментом для преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни13. В связи с этим появляются новые отрасли (информационное право), подотрасли (киберправо, право цифрового управления, интернет-право, компьютерное право и т.д.), институты (электронная подпись, телеработа, электронное правосудие, цифровая медицина, электронный договор (трудовой), электронная трудовая книжка и т.д.).
Следует отметить, что в программных правовых актах на среднесрочную и долгосрочную перспективу отмечается, что «одной из нерешенных институциональных проблем инновационной экономики в России является недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса»14.
Представляется необходимым дать определение понятию «инновация». В научной литературе можно встретить множество определений этого понятия. Так, инновация - «социальный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию более совершенных продуктов, технологий»15; «процесс реализации новой идеи в какой-либо сфере человеческой деятельности, способствующий удовлетворению существующих на рынке потребностей и приносящий экономический эффект»
16; «результат практической или научно-технической разработки новшества» и др.
Характерными признаками инновационной деятельности являются:
- процесс, работы и услуги, доведенные до конкретных результатов научных исследований;
- новые товары или со значительно улучшенными свойствами, производственные процессы;
- внедрение полученных результатов, призванное обеспечить те цели, на достижение которых была направлена эта деятельность.
Особая роль в инновационном процессе должна отводиться человеческим ресурсам, их знаниям, умениям и навыкам. В условиях, когда в экономике основным критерием является использование профессионально-квалификационных требований к соответствующей должности, одним из основных требований работодателя является эффективность решения вопроса кадровой политики, подбора кадров, имеющих возможность реализовывать и ставить профессиональные задачи.
Вопрос оценки способности трудоспособного населения к получению новых компетенций является очень актуальным. Для этого необходимо разработать государственную систему переподготовки кадров для различных отраслей и сфер деятельности, пересмотреть систему профессиональных стандартов по отраслям, государственные образовательные стандарты для различных уровней образования в стране и наделить их субъективными правами и обязанностями. Несоответствие трудоспособного населения страны новым экономическим реалиям, новой структуре экономики приведет к необратимому процессу: потере конкурентоспособности России на мировых рынках и, как следствие, отставанию в экономическом развитии, резкому снижению уровня жизни населения.
Таким образом, повышение требований к содержанию трудовой функции, столь необходимое в современных условиях, определило введение профессионального стандарта.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции. Профессиональный стандарт используется при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении разрядов оплаты труда работников и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей производства, труда и управления; образовательными организациями - при разработке профессиональных образовательных стандартов профессионального образования.
С внедрением профессиональных стандартов в практику работы всех организаций, независимо от того, являются ли они обязательными или могут быть положены в основу кадровой политики, возрастает значение квалификации работника.
Объективная оценка квалификации дает возможность работнику правильно оценить свои знания и претендовать на ту или иную должность, а работодателю - избежать ошибок при обновлении коллектива и оценке его деятельности.
Профессиональный стандарт является важнейшим элементом национальной системы квалификаций, связывающим сферу труда и сферу профессионального образования, и в настоящее время «значительно усиливается регулирование трудовой деятельности с позиции необходимой для ее выполнения профессиональной подготовки»17. Представляется, что, по сути, профессиональный стандарт - это документ, нормативно устанавливающий квалификационные требования, необходимые работнику для выполнения трудовой функции.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (далее - Постановление № 2) отмечается, что деловые качества - это профессионально-квалификационные и личностные характеристики, необходимые работнику для выполнения трудовой функции18. Однако помимо квалификационных требований, предусмотренных законодательством, важным источником становятся профессиональные стандарты, в которых закрепляются требования к специальностям и профессиям19.
Согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ профессиональный стандарт является обязательным, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации работника.
Принятые профессиональные стандарты содержат как профессионально-квалификационные, так и личностные характеристики, необходимые для выполнения трудовой функции. Таким образом, профессиональный стандарт - это характеристика деловых качеств работника. Как следует из содержания, разрабатываются в соответствии с уровнями квалификаций, которые определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий работника, профессиональных навыков и опыта работы работника, то есть характеризуют профессионально-квалификационные качества работника.
Представляется, что профессиональные стандарты - это «определенная стандартизация, направленная на создание модели уровня подготовленности работников к выполнению конкретных производственных обязанностей, так как согласно определению понятия «стандарт», разработанному Международной организацией по стандартизации, это документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто его использует, основанный на интеграции результатов науки, техники, опыта, способствующий тому.