Файл: Оглавление виды хозяйственного учета 3 Бухгалтерский учет 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды хозяйственного учета

Бухгалтерский учет

Определение и основные задачи бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета в России

Классификация актива по составу и функциональной роли

К лассификация пассива по источникам образования и целевому назначению

Метод бухгалтерского учета и его элементы

План счетов

Содержание и строение бухгалтерского баланса

Счета и двойная запись

Документирование хозяйственных операций

Учет наличных денежных средств (50 счет)

Учет безналичных расчетов (51, 52, 55, 57 счета)

Учет расчетов с подотчетными лицами (71 счет)

Учет основных средств (07, 08, 01, 02 счета)

Основные понятия ОС

Поступление ОС

Изменение первоначальной стоимости ОС

Амортизация ОС

Восстановление ОС

Списание ОС

Документальное оформление движения ОС

Учет аренды.

Учет нематериальных активов (04, 05 счета)

Учет материалов (10 счет)

Понятие, классификация и документальное оформление движения материалов

Правила оценки материалов

Учет и методы оценки расхода материалов

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Понятие и классификация затрат на производство

Учет затрат на производство (20 счет)

Учет затрат на оплату труда

Учет затрат во вспомогательном производстве (23 счет)

Учет затрат на обслуживание (25 счет)

Учет затрат на управление (26 счет)

Учет потерь от брака и прочих производственных расходов (28 счет)

Учет прочих производственных расходов

Учет расходов на продажу (44 счет)

Сводный учет затрат на производство. Учет незавершенного производства

Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции

Учет расходов будущих периодов (сч.97)

Учет готовой продукции (43 счет)

Учет выпуска продукции (40 счет)

Бухгалтерский учет отгрузки и продажи готовой продукции

Учет товаров (41, 42 счета)

Учет товаров в оптовой и розничной торговле. Способы оценки товаров

Особенности применения счета «Торговая наценка» (42 счет)

Выполненные этапы по незавершенным работам (46 счет)

Учет заработной платы (70, 68.01, 69 счета)

Системы, формы и документальное оформление оплаты труда

Удержания из заработной платы

Учет страховых взносов

Отчетность по НДФЛ с 2023г.

Как заполнять новые строки в 6-НДФЛ

Бухгалтерский учет заработной платы

Расчет пособия по больничному листу

Учет расчетов

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

Учет расчетов с поставщиками и покупателями (сч. 60, 62)

Учет резерва по сомнительным долгам (сч. 63)

Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость (сч. 19, 90.3, 68.2, 76.АВ, 76.ВА)

Учет расчетов по кредитам и займам (сч. 66, 67)

Учет финансовых результатов

Учет прочих доходов и расходов (сч. 91)

Учет конечного финансового результата, прибыли и убытки (сч. 99)

Учет нераспределенной прибыли и целевого финансирования

Учет капитала (80, 81, 82, 83, 84, 86 счета)

Состав финансовых вложений и условия принятия их к бухгалтерскому учету (58, 59 счета)

Оценка финансовых вложений (58 счет)

Бухгалтерская отчетность

Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности

Полезный список сайтов

Документальное оформление движения ОС


Для учета основных средств можно применять Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств установленый Госкомстатом РФ, либо самостоятельно разработанные формы утвержденные организацией. Оформление документов в соответствии с Перечнем:

При поступлении ОС в организацию оформляются акты о приемке-передаче ОС-1, ОС-1-а и ОС-1б, которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.

При внутреннем перемещении ОС заполняется накладная формы ОС-2, которая выписывается передающей стороной сдатчиком в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта ОС сдатчика, третий экземпляр передается получателю.

При проведении реконструкции и модернизации оформляется акт формы ОС-3, который подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

При списании объектов ОС используются формы ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.

Инвентарные карточки учета объектов ОС имеют формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б. Они ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре и содержат информацию о поступлении, перемещении, реконструкции, выбытии объектов ОС организации, а также о сумме начисленной по ним амортизации.

При поступлении на склад организации оборудования используются акты форм
ОС-14, ОС-15 и ОС-16.

Форма N ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта ОС. Составляется комиссией, уполномоченной на прием ОС, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им на это лицом.

Передача оборудования в монтаж оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж формы N ОС-15. На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется акт о выявленных дефектах оборудования формы N ОС-16.

Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав ОС организации оформляется в установленном порядке по формам N ОС-1 или N ОС-1б.

Учет аренды.


Регулируется в соответствии с ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды".

Устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете организаций информации об объектах бухгалтерского учета при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества, допустимые способы ведения бухгалтерского учета таких объектов, состав и содержание указанной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

Применяется сторонами договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление арендодателем, лизингодателем, правообладателем, иным лицом (далее - арендодатель) за плату арендатору, лизингополучателю, пользователю, иному лицу (далее - арендатор) имущества во временное пользование (далее - договор аренды).

Объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:

1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;

2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);

3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;

4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.



При передаче объекта ОС в текущую аренду арендодатель делает соответствующую отметку в инвентарной карточке.

Если передача ОС в аренду является уставной деятельностью организации, то арендодатель организует учет арендных операций на счете 90 «Продажи». Если арендная плата не превышает установленного порога существенности (не менее 5% к общей сумме всех доходов организации), то арендодатель ведет учет этих операций на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе прочих доходов и расходов.

У арендатора поступление объектов ОС в аренду отражается по дебету забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» и оформляется актом о приеме-передаче объектов ОС и копиями инвентарных карточек, переданных арендодателем.

Организация бухгалтерского учета арендованного имущества зависит от его роли в хозяйственной деятельности арендатора.

Финансовая (долгосрочная аренда) называется лизингом.

Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

В договоре лизинга может предусматриваться переход права собственности на объекты ОС от лизингодателя к лизингополучателю по окончании срока договора.

Организация бухгалтерского учета лизинговых операций зависит от того, у кого на балансе (у лизингодателя или лизингополучателя) должен учитываться сдаваемый в долгосрочную аренду объект ОС.

Если объект ОС учитывается на балансе у лизингодателя, то бухгалтерский учет организуется следующим образом.

У лизингодателя Проводки

У лизингополучателя Проводки

Учет нематериальных активов (04, 05 счета)


Нематериальные активы (НМА)– исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течении длительного времени.

Исключительные права представляют собой возможность распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом .

Объект может быть учтен в качестве нематериального актива, если соблюдается единовременное выполнение следующих условий:

*

*

*

*
К нематериальным активам относятся:

*

*

*

*
Учетной единицей нематериальных активов является инвентарный объект – совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется в зависимости от способа поступления нематериальных активов в организацию

Способы оценки нематериальных активов

Способ поступления НМА в организацию

Способ оценки

Покупка

Фактические расходы на приобретение

Создание внутри организации

Сумма фактических расходов на создание, изготовление, за исключением НДС и др. возмещаемых налогов

Вклад в уставный капитал

Денежная оценка, согласованная с учредителями организации

По договору дарения

Рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету

По договору, предусматривающему оплату неденежными средствами

Стоимость товаров (иных ценностей), подлежащих передаче в счет погашения задолженности


Учет поступления и выбытия нематериальных активов
Бухгалтерский учет нематериальных активов осуществляется на активном синтетическом счете 04 «Нематериальные активы». В качестве документа по оприходованию нематериальных активов в организацию используется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» ведется по отдельным инвентарным объектам. Документом аналитического учета является карточка формы НМА-1.

Затраты по формированию первоначальной стоимости нематериального актива учитываются на субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Ввод в эксплуатацию НМА отражается записью по дебету счета 04 «Нематериальные активы» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Безвозмездное поступление НМА - это


Проводки


Создание НМА актива собственными силами организации - это


Проводки


Учет амортизации нематериальных активов

Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации в течение установленного срока полезного использования.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету самостоятельно исходя из стоимости и ожидаемого срока получения экономических выгод.

Амортизация по нематериальным активам начисляется следующими способами

*

*

*

*
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Применение одного из способов отражения в бухгалтерском учете амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего срока их полезного использования.