Файл: Контрольная работа 1 3 Сводное финансовое планирование и прогнозирование 3 Бюджетное планирование налоговых и неналоговых доходов 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции и полномочия, которые предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Центральный банк осуществляет вне зависимости от федеральных органов власти государства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России указана в статье 75 Конституции РФ, а вместе с тем в статьях 1 и 2 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Полномочия Банка России нормотворческого характера предполагают исключительность его права на издание нормативных актов, являющихся обязательными для федеральных органов власти государства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, которые отнесены к его компетенции на основе Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иного рода федеральных законов.

Выражение финансовой независимости Банка России происходит в том, что им осуществляются собственные расходы за счет собственных доходов. Банк России имеет право защиты своих интересов в судебном порядке, включая сюда и международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Вместе с тем важнейшим направлением деятельности банка России является регулирование финансовых рынков.

Однако Банк России как часть банковской системы страны осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью, тем самым делая банковскую систему более устойчивой.


2. Методы планирования и денежно-кредитного регулирования ЦБ



Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение34.

С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов.

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.

Во всем многообразии разработанных концепций государственного регулирования экономики с опорой на денежно-кредитные регуляторы просматривается направленность на усиление фискального централизма государства и упорядоченного, но адаптивного управления воспроизводственным механизмом с помощью монетарных рычагов35.

Развитие инновационной активности коммерческих банков – является основным инструментом повышения конкурентоспособности банка, т.к. банки вынуждены активно перестраиваться в своей деятельности на современные и минимально затратные технологии. Причинами внедрения инноваций в банковскую деятельность являются: финансовая глобализация, увеличение рисков, стремление увеличить доходность, снижение затрат36.

Таким образом, в настоящее время развитие экономики основывается на абсолютно новых факторах роста, прорывных технологических изменениях в условиях высокой степени неопределенности и рисков; новых стратегиях, программах развития, философии принятия управленческих решений. Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Высшие стратегические цели государственной денежно-кредитной политики –

обеспечение стабильности цен, снижение инфляции, рост реального объема валового национального продукта и эффективная занятость37.

Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой политику правительства и Центрального Банка государства, которая направлена на изменение величины денежного предложения (или денежной массы) и ставок процентов. Денежно-кредитная политика выступает в качестве одной из основных форм регулирования государством экономики страны.

В стране денежно-кредитное регулирование выступает в качестве базиса образования нужных и адекватных условий для развития ее в экономическом плане, для сглаживания негативных диспропорций внутри страны и за ее пределами, которыми вызваны цикличностью развития страны38. Банки представляют собой финансовые институты, которыми аккумулируются и хранятся денежные средства, предоставляются кредиты, осуществляются денежные переводы, а вместе с тем иного рода операции на рынках финансовых услуг. При этом одной из самых важных обязанностей Центробанка, которая вытекает из его функций, выступает регулирование денежных потоков путем осуществления, в том числе, и денежно-кредитного регулирования. Применяя в большом количестве случаев именно административные методы (определяет ограничения прямого характера на функционирование коммерческих банковских учреждений, проводит инспекции и ревизии, издает разного рода инструкции и пр.), центральные банки, однако с целью регулировать денежно-кредитную сферу Центробанк применяет и экономический инструментарий.

Практикой развитых государств доказано, что для развития денежно-кредитной сферы по максимуму самую большую значимость имеет процедура регулирования ставок процента и механизм рефинансирования.


Минимальный резерв выступает в качестве одного из обязательных вкладов коммерческих банковских учреждений в Банк России, величина такого резерва определена на законодательном уровне. В том случае, если величина резервной нормы будет превышена на несколько процентов, все это будет способствовать уменьшению уровня избыточных резервов и сделает меньше значение денежного мультипликатора. В качестве результата будет выступать снижение возможности коммерческих банковских учреждений на создание кредитных денег. Размер норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и иного рода факторов (вид или величина вкладов), которые способны оказать влияние не ее изменение.

Любого рода операции на открытом рынке могут сводиться к приобретению или реализации Банком России ценных бумаг государства. Касаемо высокой конъюнктуры, когда уровень активности коммерческих банковских учреждений является особо повышенным, нужно понимать деятельность Банка России по выпуску на рынок ценных бумаг облигаций государства по довольно выгодным ценам. Приобретение данного рода ценных бумаг непосредственным образом коммерческими банками будет демонстрировать, что объем кредитования снижается. Если в приобретении ценных бумаг являются заинтересованными физические лица или предприятия, то величина их банковских вкладов будет уменьшена, а это опять-таки приведет к снижению уровня кредитных возможностей банковских учреждений. В указанных ситуациях величина денежного предложения МS будет сокращена. И напротив, в период спада Центробанком может осуществляться выкуп данного рода облигаций на довольно выгодных условиях, это вызовет повышение МS. В первый раз данного рода инструмент стали использовать в США в 20-е годы ХХ в. В реалиях современности проводимые операции на открытом рынке являются ключевым средством осуществления контроля денежного предложения.

Ставка рефинансирования представляет собой ставку, которая взимается Банком России по кредитам. Указанный инструмент базируется на том, что коммерческие банковские учреждения могут повышать собственные кредитные ресурсы путем привлечения средств Центробанка. Если уровень ставки растет, то процедура рефинансирования - это не очень привлекательный инструмент и при иных условиях может вызвать то, что уровень кредитной активности будет снижен
39. Уменьшение ставки ведет к противоположному эффекту. Касаемо России можно отметить, что довольно активное применение данного инструмента вызвано началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала применения данного инструмента в январе 1991 г. уровень ставки рефинансирования большое количество раз менялся, достигнув собственного максимума 210% осенью 1993 г.

Изменяется ставка рефинансирования согласно состоянию финансовой сферы в стране и инфляционных ожиданий. Обычно повышение показателя – это следствие удешевления валюты страны, и напротив. Возможность изменения данного показателя рассматривают на заседании совета директоров Банка России. Руководством регулятора анализируется внешняя и внутренняя среда, определяются показатели, которые могут воздействовать на отечественную экономику, уровни возможных рисков. После данных процедур делают прогноз на самую близкую перспективу и принимают решение об изменение ключевой ставки или оставлении ее без изменений40. 14.06.2022 г. было последнее изменение ключевой ставки – она стала равной 9,5%.

Таким образом, одна из особо важных обязанностей Центрального банка, которая вытекает из его функций – в регулировании денежных потоков путем осуществления в числе прочих денежно-кредитного регулирования.


Список литературы





  1. Гулян К.Д. Роль процентной политики Банка России как важнейшего инструмента денежно-кредитного регулирования в современных условиях // Актуальные проблемы экономико-правового развития России и регионов: сборник научных трудов Межвузовской науч.-практ. конференции. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. – С.538-541.

  2. Малунцев А. Банк России как регулятор денежного обращения // Финансовое право. – 2019. - №4. – С.46-48.

  3. Мотовилов О.В., Белозеров С.А. Банковское дело: Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 408с.

  4. Ровенский Ю.А., Русанов Ю.Ю., Бунич Г.А. Деньги, кредит, банки: Учебник. – М.: Оригинал-макет, 2016. – 320с.

  5. Шурдумова Э.Г., Гедуев Э.М. Направления развития денежно-кредитного регулирования в РФ // Вектор экономики. – 2019. - №3. – С.69-72.



1Кутаева Р.А., Шахбанова А.М. Финансовое планирование и финансовый контроль в государственном секторе экономики // Вопросы структуризации экономики. – 2020. - №1. – С.28-30., с.28.

2Жикина В.В., Харламова Е.Е. Роль финансового планирования и прогнозирования в управлении региональными финансами // NovaInfo. – 2022. - №130. – С.38-40., с.39.