Файл: Контрольная работа 1 3 Сводное финансовое планирование и прогнозирование 3 Бюджетное планирование налоговых и неналоговых доходов 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сводное финансовое планирование и прогнозирование
2. Бюджетное планирование налоговых и неналоговых доходов
1. Социально-экономическое программирование
2. Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях
1. Финансовая политика и ее основные виды
2. Финансовая политика на макро- и микро- уровнях
1. Казначейская система исполнения бюджетов и ее характеристика
2. Планирование и прогнозирование исполнения бюджета органами казначейства
1. Центральные банки и их функции
2. Методы планирования и денежно-кредитного регулирования ЦБ
На формирование макроэкономических показателей оказывает влияние умышленное уклонение физических и юридических лиц от уплаты налогов. Основной причиной уклонения от уплаты налогов, прежде всего, является низкая налоговая ответственность налогоплательщиков. В НК РФ установлены штрафы за умышленное уклонение или неуплату налоговых платежей. Проблемы, негативно влияющие на исполнение плановых налоговых доходов, а также на стабильность и сбалансированность бюджетов, до сих пор остаются нерешенными, особенно для субфедеральных бюджетов. Финансовая зависимость бюджетов большинства субъектов от федерального центра сохраняется уже давно. При этом в федеральный бюджет поступают основные налоговые доходы, формирующие бюджет. Поэтому создаются предпосылки для недобросовестного перераспределения налоговых платежей с целью сокращения предоставляемых субъектам межбюджетных трансфертов. Разумное перераспределение налоговых доходов, по сути, должно способствовать сокращению дотаций в бюджеты субъектов.
В связи с этим важно рассчитывать налоговые и неналоговые поступления с учетом результатов экспертизы исполнения бюджета за текущий период компетентными государственными органами, поскольку основной проблемой является несогласованность показателей, рассчитываемых Министерством финансов и другими государственными органами.
Для устранения вышеуказанных проблем целесообразно повысить качество планирования налоговых и неналоговых доходов, усилить межведомственные взаимодействия при планировании доходов бюджета. Планирование доходов бюджета оказывает косвенное влияние на экономический рост:
- через доходы: более точное планирование доходов бюджета может привести к возможности пересмотра объемов перераспределения ВВП через бюджетную систему (появление новых доходов или их упразднение, повышение или снижение налоговых ставок и т.д.);
- через расходы: также повышение качества планирования доходов, когда план близок к фактическому исполнению, позволяет максимально эффективно перераспределить ресурсы в форме расходов через бюджет.
Таким образом, повышение качества бюджетного планирования доходов может приводить к более точному достижению поставленных целей социально-экономического развития.
Список литературы
-
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/. -
Абдуллабекова А.М., Джафарова Н.Г. Влияние планирования налоговых доходов на экономический рост // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №9-1. – С.5-8. -
Бирюкова И.Б., Осипова А.И. Налоговое планирование на макроуровне // Экономика и общество. – 2020. – С. 132-135. -
Гофф А.А., Урман Н.А. Бюджетное планирование – составная часть бюджетного процесса // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2020. – С.75-77. -
Жикина В.В., Харламова Е.Е. Роль финансового планирования и прогнозирования в управлении региональными финансами // NovaInfo. – 2022. - №130. – С.38-40. -
Кутаева Р.А., Шахбанова А.М. Финансовое планирование и финансовый контроль в государственном секторе экономики // Вопросы структуризации экономики. – 2020. - №1. – С.28-30. -
Самсонов Е.А. Налоговые поступления в бюджет: планирование и прогнозирование перспектив роста // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №8. – С.223-228. -
Храмченко А.А., Пономаренко А.В., Тараненко Д.В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - №36. – С.256-260.
Контрольная работа №2
1. Социально-экономическое программирование
Социально-экономическое программирование (или программирование социально-экономического развития) как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование8.
Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов.
Целевая программа - это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом9.
Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции:
- выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи;
- концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач;
- взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой.
Последнее необходимо, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологической обстановки, сближение уровней территориального развития.
Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности объединений - холдингов, консорциумов, финансово-промышленных групп, крупных предприятий.
Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.
Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике.
Они играют ключевую роль в государственном регулировании развития страны.
На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определяется перечень стратегических приоритетов государственного воздействия на социально-экономическую динамику. Реализация выбранной стратегии и приоритетов осуществляется на основе программ - набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами.
Государственное программирование возникло впервые в России. Первой перспективной программой (которая одновременно выполняла роль перспективного индикативного плана) был ГОЭЛРО - государственный план электрификации. В дальнейшем разрабатывался ряд программ оборонного, промышленного, территориального характера, они включались в пятилетние планы. С 70-х годов получили распространение целевые программы - народнохозяйственные (энергетическая, продовольственная и др.), научно-технические, экологические, в рамках СЭВ и др. Однако идея программирования была во многом дискредитирована из-за множественности слабо обеспеченных ресурсами программ, отсутствия действенного механизма их реализации (кроме программ в сфере обороны)
10. С середины 90-х годов опять возобладал количественный подход к программированию, составляются, но практически не выполняются множество программ федерального уровня, что снижает эффективность управления.
В чем преимущество программ и в каких случаях к ним необходимо прибегать?
Во-первых, программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов (а они всегда ограничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.
Во-вторых, программы служат действенным способом соединения саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения базисных инноваций, решении крупных социальных и экологических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.
В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный синергический (системный) эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва (с последующим его расширением), согласования проектов программы и взаимодействия сопряженных программ, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.
В силу указанных преимуществ программирование получило широкое распространение в деятельности большинства государств, крупных предприятий и транснациональных корпораций, оно стало важнейшим инструментом стратегического управления.
2. Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях
Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике означает окончательный крах иллюзий, что экономические кризисы - это болезнь, присущая только капитализму, и что можно перейти к бескризисному равномерно-прямолинейному развитию, планомерно преодолевая при этом противоречия. Экономические циклы и предшествующие им кризисные фазы неизбежно присущи современной экономике для всех иерархических уровней - от предприятий до национальной и мировой экономики. Отсюда принципиально иной курс а государства, и предпринимателей, и ученых: нужно не игнорировать и отрицать кризисы, пытаться избегать их (что делает их более глубокими длительными, увеличивает потери и страдания), а понять их сущность, научиться их предвидеть и ставить правильный диагноз, разрабатывать и умело осуществлять антикризисные программы, позволяющие пройти кризисную фазу возможно быстрее и с меньшими потерями. Признание закономерности кризисов как неизбежных фаз циклов открывает дорогу для предвидения кризисов - сроков их наступления, длительности, глубины, характера, правильной диагностики самой болезненной фазы в цикличной динамике систем.
Примерная блок-схема прогнозирования и программирования кризисов включает следующие основные этапы11.
1.Обоснованное определение объекта, целей и задач прогноза кризиса. Прогноз разрабатывается не для того, чтобы избежать кризиса, - это попытка с негодными средствами, она может лишь усугубить кризисные потрясения и потери, когда он все равно наступит. Цель прогноза кризиса - предвидеть возможные сроки его наступления в ритме цикличной динамики системы, определить его содержание, оценить, какие элементы системы устарели и подлежат замене, а какие - еще слабые и требуют поддержки как элементы будущей системы.
2.Диагноз кризиса - исследование закономерностей и тенденций цикличной динамики данного объекта (им может быть мировая, национальная или региональная экономика, технологические и социальные системы и т.д.) в ретроспективе, изучение прошлых и прогноз будущих кризисных фаз в ритме цикличной динамики, анализ и прогноз структурных сдвигов, выявление внешних связей в данной динамике и взаимодействия циклов в смежных сферах. На основе лих исследований формируется база знаний о циклах и кризисах, строятся модели цикличной динамики данного объекта и его взаимосвязей.