Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тематика консультаций для родителей:

■ Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

■ Плохая память ребенка. Как ее развить?

■ Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

■ Наказания детей. Какими им быть?

■ Тревожность детей. К чему она может привести?

■ Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

■ Грубость и непонимание в семье.

■ Талантливый ребенок в семье.

■ Друзья детей – друзья дома или враги?

■ Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.
1.3. Характеристика инновационных форм взаимодействия учителя с родителями младших школьников

Педагоги и родители – воспитатели одних и тех же детей. Концепция нового образования предполагает активное участие родителей в школьной и внешкольной жизни ребенка. Учителю стоит привносить что-то новое в образовательный процесс, используя компетентностный подход (совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов16).

С развитием новых технологий учителя все больше используют инновационные формы работы не только с классом, но и с родительским коллективом.

Подласый И.П. дает определение термину «инновация» как изменение внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Этот процесс неразрывно связан с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Инновации – многогранный процесс. «Инновации – это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы»17.

В структуре инновационной деятельности классному руководителю важно проводить обновление и разнообразие форм работы. Например, чтобы сделать родительское собрание более интересным и познавательным, можно подготовить презентацию для родителей на интерактивной доске. Это способствует заинтересованности родителей и их просвещению. Значение для родителей имеют благодарственные письма родителям: это является стимулом для ребенка и признанием заслуг родителей в воспитании детей.


Многочисленные исследования показывают, что насколько родители заинтересованы школьной жизнью ребенка, у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, ведут к положительным изменениям в детско-родительских взаимоотношениях, к нормализации эмоционального самочувствия детей. Арнаутова Е. освещает проблему участия семьи в дошкольном учреждении. Но такой подход должен соответствует всем ступеням образования ребенка. Поэтому наряду с традиционными формами, такими как собрания, вечера или индивидуальные консультации, нужно использовать и нетрадиционные формы работы.

К таким формам относятся:

- родительские встречи;

- тренинги, ринги;

- родительские вечера;

- родительские чтения18.

В работе с проблемными детьми особое значение приобретают родительские встречи. Это форма работы, где родители других детей встречаются с проблемными семьями. Такие встречи нередко приносят больше пользы, чем приглашения различных специалистов.

Новой на сегодняшний день, но продуктивной формой являются родительские вечера – форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Это своего рода праздник общения с родителями друзей ребенка, где создается дружеская и теплая атмосфера: родители вспоминают интересные моменты своего детства и детства ребенка. Такие вечера способствуют тому, что родители могут открыто говорить о своих проблемах, спрашивать совета, предлагать помощь и поддержку родителям, у которых есть какие-либо проблемы с воспитанием ребенка. Это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Родительские вечера помогают легче пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка с другой точки зрения. Это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

С помощью организации родительских вечеров можно решить нравственную проблему родительских коллективов: соперничество детей в учебной деятельности. Нередко такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых. Темы таких вечеров могут быть разнообразными, но они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.



Темы родительских вечеров:

- Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?

- Книжки ребенка.

- Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

- Друзья моего ребенка.

- Праздники и традиции нашей семьи.

- «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

- День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

- Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют высказывать свое мнение по предложенным темам, услышать полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

По окончании родительского вечера можно предложить родителям создать газету, в которой они могли бы отразить свои пожелания детям, с просьбой или с организацией какого-то соревнования или конкурса.

Родительские тренинги – еще одна из активных форм работы с родителями, имеющими проблемы в воспитании ребенка. Такие родители понимают необходимость приобретения новых знаний и умений, хотят изменить свое взаимодействие ребенком и сделать его более открытым и доверительным. Будет эффективно, если оба родителя примут участие в тренинге: это поспособствует скорейшему достижению положительных результатов. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности. По окончании тренинга школьный психолог проводит собеседование с педагогом и дает ему рекомендации по взаимодействию с каждым ребенком и семьей.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Тренинг включает 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится педагогом и психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С интересом родители выполняют такие задания тренингов, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье». По результатам участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей. В групповые тренинги нужно привлекать не только трудных и одаренных детей, но и тех детей, которые тяжело переживают семейные драмы, часто болеют; а также одаренных детей. Каждое такое занятие должно быть проанализировано.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями существует форма просвещения родителей, называемая
родительским рингом. Это форма дискуссионного общения родителей и формирования родительского коллектива. С начальной школы проблемой многих родителей является категоричность суждений по многим вопросам воспитания, при этом не учитываются возможности и способности ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают свои методы воспитания истинными и не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься, правильно ли они все делают или нет.

Проблемные темы для ринга выбирают сами родители. Они могут это сделать еще в начале учебного года. Ринг готовится в виде ответов на актуальные вопросы педагогики и психологии. В ходе проведения мероприятия по одному и тому же вопросу выступают несколько семей. У них могут быть разные точки зрения на данный вопрос. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а только поддерживает мнение семей оговоренными способами (аплодисментами, например). Экспертами могут выступать молодые педагоги или школьники старших классов. Последнее слово должно быть предоставлено специалисту, который приглашается для участия во встрече, или классному руководителю, который может также привести свои доводы из жизни классного коллектива в защиту одной из представленных позиций.

Родительские тренинги это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. Полезность таких встреч еще и в том, что они позволяют снять закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Темы для рингов могут быть, например, такие:

- Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

-Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

-Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

- «За» и «против» школьной формы.

- Нужны ли ребенку праздники?

- Трудности школьного урока. В чем они состоят?


- Плохие привычки: наследственность или влияние социума?

Родительские чтения – форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения организовываются так: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует се. Вместе со школьным библиотекарем и другими специалистами определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенность родительских чтений: анализируя книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Каждому ребенку важно, чтобы их родители приходили на уроки и внеклассные мероприятия, участвовали в совместных праздниках и походах.
1.4. Стратегия и пути улучшения работы взаимодействия учителя с семьями обучающихся

Итак, обязательным элементом плана классного руководителя является работа с родителями. Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия – организация взаимодействия учителя и родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые необходимо (и можно) решить в современной образовательной деятельности19.

Взаимодействие учителя и семьи выполняет следующие функции:

- просветительскую: обеспечивает родителей и детей научной информацией о семье как педагогической системе;

- обучающую: способствует развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным;

- воспитывающую: содействует повышению воспитательного потенциала родителей;

- развивающую: оказывает влияние на личностный рост родителей и детей;

- корректирующую: умение разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов);

- прогностическую: способность понимать траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития;