ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в учебный курс «история»
2 . Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности
Цивилизации Древнего Востока и Античной цивилизации
3. Проблема места и роли России в мировой истории
Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья
1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития
2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь
3. Борьба Руси с иноземными захватчиками
Тема 3. Образование Российского государства.
1. Становление Московского централизованного государства.
2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»
3. Причины и последствия опричнины.
1. Становление Московского централизованного государства
2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»
3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.)
Тема 4. «НОВОЕ ВРЕМЯ». «Смутное время» Московского государства
1. Возникновение капиталистического уклада
2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
3. Московское государство в годы правления первых Романовых
Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в.
1. «Петровская революция» и ее значение
3. «Просвещенный абсолютизм» в России
4. Внешняя политика России в XVIII веке
Тема 6. на пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории.
1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития
2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?
3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I
4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития
1. Начало капиталистической индустриализации и её особенности
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина
3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма
5. Причины революционного кризиса 1917 года
6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии
7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства
8. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма
2. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны.
3. Советское государство. Модели социалистического строительства
Тема 9. кризис международных отношений в первой половине ХХ века
1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века
2. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы
3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и её противоречия
4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг.
5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса
6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия
Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития
1. Возникновение и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического процесса
2. НТР и ее социально-экономические последствия
3. НТР: СССР и современная Россия.
4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.)
5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985)
2. Реформирование социально-экономической сферы
Основные события этого периода в мире:
-1701-1714. Война за Испанское наследство.
-1700-1721. Северная война России со Швецией (в составе Северного Союза)
-1722-1723. Русско-персидская война.
- 1732. Открытие Аляски.
-1733-1735. Война за польское наследство.
-1735-1739. Русско-турецкая война.
-1760. Взятие русскими войсками (в ходе Семилетней войны) Берлина
- 1764. Избрание на польский престол графа Понятовского, ставленника Екатерины II.
- 1771-1792. Правление в Швеции короля Густова III (правил в духе просвещенного абсолютизма).
- 1774-1792. Правление во Франции короля Людовика XVI. Казнен по решению Конвента.
-1775-1783. Война за независимость в Северной Америке.
- 1780. Создание по инициативе России Лиги нейтральных государств.
- 1789-1797. Правление первого президента США Дж. Вашингтона.
-1789-1794. Великая французская революция.
- 1789. Принятие Декларации прав человека и гражданина (политический манифест Великой французской революции).
-1792. Установление Первой республики во Франции.
- 1799. 9-10.11. (18 Брюмера VIII года) Государственный переворот Наполеона Бонапарта.
Тема 6. на пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории.
План
-
Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития. -
Правление Александра I – время упущенных возможностей? -
Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I. -
Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. -
Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. -
Внешняя политика России в XIX в.
1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития
XIX век ─ век промышленного переворота. И в этом столетии человечество сделало огромный шаг вперед на пути к техническому прогрессу, к либеральной экономической и политической моделям развития.
Промышленный переворот ─ это прорыв в области технологии и организации производства, который способствовал переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, формированию новых классов общества и нового уклада жизни.
Предпосылки промышленного переворота:
-
либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности; -
аграрная революция: капитализация сельскохозяйственного производства, высокая производительность, продуктивность и рентабельность этого сектора экономики; -
накопление капиталов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые заводы и фабрики (следствие пункта 1, развития торговли, ограбления колоний); -
формирование постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы (следствие пункта 1 и 2); -
создание новых механизмов, облегчавших процесс производства и позволявших углубить разделение труда и частично заменить ручной труд; -
совокупность благоприятных географических и природно-климатических факторов.
Первой страной промышленного переворота была Англия, где он начался уже в последней трети XVIII столетия. Но уже в XIX веке промышленным переворотом были охвачены все европейские страны, а также Япония и США.
В промышленном перевороте выделяют 2 этапа:
1-й этап: последняя треть XVIII в. – первая половина XIX в. На этом этапе главным достижением стало появление нового источника энергии ─ парового двигателя. Именно это изобретение лондонского университетского механика Джеймса Уатта открыло возможности дальнейшего развития машинного производства. Начало использования энергии пара в промышленном производстве – центральное событие промышленного переворота.
2-й этап: вторая половина XIX в. ─ конец 30-х гг. ХХ в. ─ завершение промышленного переворота, индустриализация и складывание индустриальной цивилизации, складывание монополистического капитализма. На смену пару как главному источнику энергии пришло электричество!
Итоги промышленного переворота:
-
появление новых отраслей промышленности (нефтяной, химической, цветных металлов, автомобильной, станкостроительной, авиационной); -
началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносителей ─ нефти и газа; -
монополизация производства и экономики в целом; -
урбанизация: 1) уменьшилось сельское население, свыше 60 млн. европейцев в последней трети XIX века покинули деревню; 2) более половины городского населения составляли рабочие, из которых большинство были заняты в тяжелых отраслях производства; 3) рост численности промышленной буржуазии, растет и ее влияние в общественной жизни. -
изменился характер и структура потребительского рынка: 1) сформировался рынок доступных и качественных товаров для всех; 2) сложилась магазинная торговля, выросло число торговых фирм с представительствами в разных частях страны; 3) повысился уровень жизни (улучшились жилищные условия, повысилось качество питания; технические достижения изменили быт). -
формирование массовой культуры (появились дешевые книги в мягкой обложке и дешевые газеты, получила развитие индустрия развлечений); -
утверждение либеральных идей, либеральной модели экономического развития; демократизация политической и общественной жизни (возникновение партий, всеобщее избирательное право); -
совершенствование системы образования (введение обязательного начального образования, возрос престиж образования в целом; появились вечерние курсы, воскресные школы, публичные лекции, женское образование); -
активизация научных исследований и внедрение результатов в производство; открытия в области естествознания изменили представления о строении материи, пространстве, времени, движении, развитии флоры и фауны, о месте человека в природе, о происхождении жизни на земле; формирование современной концепции естествознания.
Основные тенденции мирового развития в XIX в.
Политическая сфера. Светское государство, разделение властей, конституционный строй, демократизация политической жизни, включение населения в политический процесс через выборы и партийную деятельность.
Экономическая сфера. Господство идей экономического либерализма, складывание государственно-монополистического капитализма.
Социальная сфера Усложнение социальной структуры, рост классовых противоречий.
Духовная сфера Складывание массовой культуры, появление общественного мнения и общественных движений; появление и развитие новых политических доктрин. Развитие науки и образования.
Международные отношения. Окончательное складывание колониальной системы; рост национальных движений за независимость; напряженность между ведущими мировыми державами за обладание колониями, стремление к переделу сфер влияния.
Промышленный переворот начался в России в 20-30-е гг. XIX столетия, окончание ─ 70-80-е гг. XIX столетия.
Особенности промышленного переворота в России:
Особенности российского капитализма:
| |
Основные направления, этапы и особенности российского реформаторства в XIX в.
Реформаторская политика в России в XIX веке была обусловлена необходимостью:
-
не допустить промышленного и военного отрыва страны от ведущих западных держав; -
отмены крепостного права, которое сдерживало экономический и промышленный рост в стране; -
обеспечить сбалансированное развитие экономики и финансовой сферы; -
создания благоприятных условий для присутствия страны на мировом рынке и притока иностранных инвестиций; -
контроля и регулирования социальными процессами.
Особенности российского реформаторства
-
реформы инициировались «сверху» - самодержцем и опирались на идею государственности; -
реформы чаще всего осуществлялись жесткими и насильственными методами, российский народ выступал в качестве материала для социального экспериментирования; -
в условиях регулирующей роли государства реформы разрабатывались и проводились представителями бюрократической среды, модернизация управленческих структур являлась частью реформ; -
судьба реформ напрямую зависела от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил.
В XIX в. Россия вступила, оставаясь самодержавным, феодальным государством с крепостнической экономикой. Российский феодализм практически полностью исчерпал внутренние ресурсы дальнейшего развития, модернизация внутри системы уже не отвечала новым вызовам времени. В погоне за Европой, шагающей семимильными шагами по пути технического прогресса и либерализации, российским самодержцам предстояло задуматься о глубоком реформировании социальной (отмена крепостного права) и политической (конституционное ограничение самодержавной власти) систем.
2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?
Преобразования
Политическая сфера | Социально-экономическая сфера | Духовная сфера |
Создание 30 марта 1801 г. для обсуждения государственных постановлений Непременного Совета; в 1810 г. был переименован в Государственный Совет, ставший совещательным органом при императоре; Создание в 1802 г. министерств; Разработка (1810) М.М. Сперанским либерального проекта реформирования государственного устройства России, в основе которого принцип разделения властей, создание законодательных учреждений (дум), введение гражданских прав. Реализован не был. Подписана в 1815 г. Конституция Царства Польского в составе России Создание (1819 г) Н. Новосильцевым проекта российской конституции «Уставной грамоты Российской империи». Осталась в проекте. | 1801 г.: предоставление права покупки земли другим сословиям; запрет на раздачу населенных земель и казенных крестьян в частные руки; 1803 г.: издание «Указа о вольных хлебопашцах», давал право помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп; 1816-1819 гг.: отмена крепостного права в Прибалтике; 1818 г. разработан проект (А. А. Аракчеев) отмены крепостного права, по которому крестьяне выкупались за счет средств казны у помещика и наделялись землей. Реализован не был. 1816 г. начало организация военных поселений: зачисленные на военную службу государственные крестьяне совмещали ее с занятием сельским хозяйством. Цель: снизить расходы армии и создать обученный резерв. | Реформа образования Создание 4 типов учебных заведений (сельское приходское училище, уездное училище, гимназия, университет), преемственных в программном отношении и составлявших законченную систему образования. На низших ступенях обучения действовал принцип бессословного и бесплатного образования. Открытие новых учебных заведений. Автономия университетов. Создание привилегированных учебных заведений – лицеев. Запрещение в России тайных обществ и масонских лож (1822 г.) |
Таким образом, осуществленные Александром I преобразования значительно отличались от задуманных им более глубоких и значительных реформ (отмена крепостного права, конституционное ограничение монархии). Причин, по которым Александр I так и не решился обнародовать Конституцию и отменить крепостное право, несколько:
-
неготовность российского общества к реформам (большая часть общества не понимала и даже не испытывала потребности в глубокой модернизации); -
оппозиция дворянства, боявшегося потерять с крепостными статус и привилегии; -
протестный потенциал чиновничества и, прежде всего, высшей бюрократии, опасавшейся утраты власти в ходе возможных демократических преобразований политической системы; -
революционные события в Европе 1820-21 гг.; -
перемены в душевном состоянии Александра I (постоянные неудачи, угрызения совести, связанные с участием в заговоре против отца, глубокие переживания от сдачи Москвы Наполеону во время военной компании 1812 г., разочарование в своих возможностях, в своем окружении, внутренний страх и нерешительность перед возможным ограничением собственной власти, погружение в религию).
После Отечественной войны и блестящей военной компании 1813-1814 гг. у Александра I были и возможности и поддержка среди либерального дворянства для глубоких преобразований (конституция и отмена крепостного права), но эти возможности были упущены, модернизация страны была отложена на 30-40 лет. Ответом на отсутствие дальнейших реформ стало появление движения декабристов, вылившееся в восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I
Основные направления внутренней политики
-
укрепление самодержавной власти, усиление централизации управления и регламентации всех сторон жизни государства и общества; курс на усиление бюрократического начала в управлении государством; -
вместо коренных преобразований «частичные улучшения» («не реформировать, но поправлять»); -
стремление духовно и политически изолировать Россию от Запада, не допустить проникновение «революционной заразы» и «вредных» либеральных идей. Утверждение официальной идеологии самодержавия – «теория официальной народности» – Самодержавие. Православие. Народность.
Преобразования консервативно-охранительной направленности
-
Создание в 1826 г. Собственной Его Императорского Величества канцелярии, ставшей над министерствами и Государственным Советом. -
Создание Корпуса жандармов. -
Введение цензурного «чугунного» устава в 1826 г. -
Упразднение польской Конституции. -
Ликвидация автономии университетов. -
Введение в 1827 г. запрета на обучение в средних и высших учебных заведениях крепостных. Школьный устав 1828 г. давал право обучаться в гимназиях только дворянам. Пересмотр учебных программ. -
Укрепление и консервация дворянского сословия. -
Ограничение в правах «иноверцев» и «инородцев».