Файл: Право потребителей на информацию о товарах (Виды, формы и средства товарной информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав

потребителей на информацию о товарах

Требования к информации о товаре установлены в РФ различными нормативно-правовыми актами. Основной закон - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 29.07.2018)[7], в соответствии с которым потребитель имеет право на информацию, которая проявляется в двух аспектах.

Во-первых, это информация об изготовителе, продавце (ст. 9 Закона о защите прав потребителей), во-вторых, информация о товарах (ст. 10 Закона о защите прав потребителей).

В ч. 2 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» устанавливается общее требование к изготовителю, продавцу о необходимости в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей указанную выше информацию при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Предприниматель обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. В тех случаях, когда специальными нормами способ доведения информации до потребителя не определен, предусмотренная ст. 10 Закона информация должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме[8].

В статье 10 Закон «О защите прав потребителей» закрепил перечень обязательной информации о продукции, предоставляемой потребителю. Данную информацию можно разделить на следующие группы:

1) Информация о нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми работа (услуга) должны предоставляться, а товар соответствовать.

Так, информация о товарах должна содержать:

а) наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

б) информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров. Если на продукцию законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению. Информация представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.


Так, Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 (в ред. от 21.02.2018) утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии[9]. Если продукция изготовителя подлежит обязательной сертификации, ее можно продавать только в случае, если у предприятия есть сертификат или декларация о соответствии нормативным требованиям. Товары, соответствующие стандартам, маркируются особым знаком соответствия;

в) информацию о правилах продажи товаров. Например, правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (в ред. от 30.05.2018); правила оказания услуг по реализации туристского продукта, правила оказания услуг общественного питания и др.

2) обязательная информация о товаре:

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;


- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

В ЕАЭС техническое регулирование осуществляется на наднациональном уровне. К настоящему времени разработаны и введены в действие четыре так называемых «вертикальных» и четыре «горизонтальных» Технических регламентов Таможенного союза, структура которых схематично отражена на рисунке 1[10].

Рисунок 1. Структура Технических регламентов на пищевую продукцию

Технический регламент Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)[11] имеет принципиальное значение как с точки зрения защиты интересов потребителей, так и повышения конкурентоспособности продукции.

ТР ТС 022/2011 устанавливает единые обязательные для применения требования, обеспечивающие свободное перемещение продукции по территории ЕАЭС. Этот регламент не распространяется на продукцию предприятий общественного питания, реализуемую на месте производства, и продукцию физических лиц, произведенную для личного потребления.

Установлены следующие основные требования к нанесению информации о продукте в маркировочном тексте: наименование пищевых продуктов; их состав; количество пищевой продукции; дата изготовления (производства), срок годности, наименование и местонахождение изготовителя пищевой продукции, уполномоченного изготовителем лица, импортера; пищевая ценность; информация об отличительных признаках пищевой продукции (на добровольной основе); сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО.

В ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» регламентированы следующие требования: наименование, дата изготовления, срок годности, условия хранения, компоненты, вызывающие аллергические реакции, должны в обязательном порядке наноситься на потребительскую упаковку. Остальная информация может быть нанесена на потребительскую упаковку и (или) листок-вкладыш, и (или) этикетку, прилагаемые к каждой упаковочной единице.

Требования, изложенные для всех групп пищевых продуктов в ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки», могут дополняться специальными или уточняющими требованиями отраслевых технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС), устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанных с требованиями процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации[12].


При этом требования отраслевых регламентов не должны противоречить требованиям «горизонтальных» регламентов Таможенного союза, в том числе ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки»[13].

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемые покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям таможенного законодательства ЕАЭС, федеральных законов РФ, иных нормативных правовых актов РФ, обязательным требованиям стандартов[14].

Например, согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»[15], изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

При этом информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, срока годности или срока хранения, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных/ непродовольственных товаров

Внутрипроизводственные потребности массового производства товаров вызвали необходимость унификации маркировки, а затем стандартизации термина и его дефиниции. Терминологическое определение понятия «маркировка» представлено в таблице 2.

Таблица 2

Понятие «маркировка»

Источник

Понятие

ТР ТС 022/2011

Маркировка пищевой продукции - информация о пище­вой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комби­наций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, при­крепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним

ТР ТС 005/2011[16]

Маркировка упаковки (укупорочных средств) - инфор­мация в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимая на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы для обеспечения иденти­фикации, информирования потребителей

ГОСТ 17527−2014[17]

Информация в виде знаков, надписей, пиктограмм, сим­волов, наносимая на упаковку и/или сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информи­рования потребителей

ГОСТ 2.314-68[18]

Маркировка - совокупность знаков, характеризующих изделие, например: обозначение, шифр, номер партии (серии), порядковый номер, дата изготовления, товар­ный знак предприятия-изготовителя, марка материала, группа селективности, монтажные или транспортные знаки и т.п.

Райкова Е.Ю. [19]

Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для иден­тификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количест­венных и качественных характеристиках товара


Продолжение таблицы 2

Источник

Понятие

Магомедов Ш.Ш.[20]

Маркировка - это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и проч.

Николаева М.А. [21]

Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для иден­тификации товара или отдельных его свойств и доведе­ния до потребителя информации об изготовителях (ис­полнителях), товароведных характеристиках товара

Анализ таблицы 2 показывает, что терминологическое определение понятия «маркировка» представлено в ГОСТ, в приоритетных по отношению к ним ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», а также в учебной литературе. Будучи совместимыми по отдельным позициям, определения существенно разнятся, и как отметила С.И. Шкляр, «не раскрывают сути и содержания понятия, расплывчаты»[22].

Анализ имеющихся дефиниций термина позволяет уточнить само понятие в контексте современной экономической ситуации, актуализировать, сформулировать цель и функции маркировки.

«Маркировка – обязательная информация об индивидуальных свойствах продукта, продукции, товара, упаковки, тары, нанесенная производителем или в сфере обращения непосредственно на них или другой носитель, неотделимый от них и/или прилагаемый к ним с целью идентификации продукта, продукции и/или упаковки и тары в сфере производства и обращения»[23].

Цель маркировки - идентификация продукции, товара. Функции – определяются областью, в которой используются результаты идентификации и формирующей перечень необходимых и достаточных показателей для проведения идентификации. Особняком стоит защитная (от подделки) функция маркировки, например, «штриховой код», которая на сегодня также реализуется через процедуру автоматической идентификации.

К маркировке предъявляются общие и специфичные требования (рисунок 2).

Рисунок 2. Общие и специфичные требования к маркировке

Виды маркировки: производственная и торговая.