Файл: Право потребителей на информацию о товарах (Виды, формы и средства товарной информации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных/ непродовольственных товаров
Глава 2. Оценка товарной информации макаронных изделий
2.1 Характеристика исследуемых образцов макаронных изделий
2.2 Изучение товарной информации образцов макаронных изделий
Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар или упаковку и другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки.
Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товарные или кассовые чеки, упаковки и товар. Носителями такой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличии от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители.
Структура маркировки может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки, которые различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения (рисунок 3).
Рисунок 3. Элементы маркировки
Текст как форма письменной информации – наиболее распространенный элемент производственный и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений.
Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей – торговой.
Условные обозначения или информационные товарные знаки (ИТЗ) характерны в основном для производственной маркировки (рисунок 4).
Рисунок 4. Классификационный перечень ИТЗ[24]
Реализация права потребителя на информацию (через маркировку), а также качественный товар, возможны при регламентации требований к маркировке на основе ряда принципов[25]:
1. обязательный характер;
2. отсутствие в маркировке признаков недобросовестного воздействия на потребителя, вводящих его в заблуждение. Запретить использование названий и изображений, создающих впечатление, что товар предназначен для детей, будучи продуктом массового потребления.
3. в отношении содержания информации:
− достаточность для принятия решения о покупке потребителем. Например, обязательные элементы маркировки безопасности можно ограничить «знаком соответствия», указанием продуктов, вызывающих аллергические реакции, возрастного ограничения;
− релевантность. Отсутствие не используемых сведений. Целесообразно ограничиться указанием «употребить до …», «годен до …», поскольку для потребителя этот элемент несет смысловую нагрузку, нежели «дата изготовления»;
− аутентичность − текстуальное и словесное выражение информации в понятной субъектам форме, соответствие их познаниям. Засоренность информации узкоспециализированными или иностранными терминами, ограничивает её практическое использование; − однозначность. Информация в маркировке не должна допускать различных толкований;
− минимизация дополнительных, допустимых сведений в маркировке, вынесенных на усмотрение производителя;
4. по техническому представлению информации:
− приоритетность основных сведений. Размещение наименования (вида) продукта, его технологических особенностей, массы (объёма) на передней полосе этикетки; второстепенных по значимости данных - на информационной полосе.
− доступность. Предполагает возможность оперативного получения в нужном объеме без дополнительных усилий информации (за счет контрастности, размера шрифт, месторасположения, размещения в одном поле зрения и др.). Например, необходимо регламентировать размер шрифта основных сведений более крупным, по сравнению со шрифтом дополнительной, придуманного названия продукта или коммерческой информации и т.д.
− стабильность в течение срока годности товара.
Итак, различают производственную и торговую маркировку. Носители производственной маркировки: этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки. Носителями торговой маркировки являются ценники, товарные и кассовые чеки.
Структура маркировки включает: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки.
Таким образом, обобщая сказанное в этой главе, необходимо отметить следующее.
В зависимости от назначения товарную информацию принято подразделять на основополагающую, коммерческую и потребительскую.
Информация о товаре может быть представлена в следующей форме: в словесной, цифровой, изобразительной, символической, штриховой.
К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность, доступность, достаточность.
Средствами товарной информации служат: маркировка; торговые, технические, нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.
На сегодняшний день содержание маркировки регламентируется несколькими нормативными документами, а именно: Федеральным законом о защите прав потребителей, Техническим регламентом Таможенного союза на пищевую продукцию в части ее маркировки (ТР ТС 022/2011, ГОСТ Р 51074-2003), а также отдельными стандартами на конкретный вид продукции.
Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств и доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), товароведных характеристиках товара. К маркировке предъявляются общие и специфичные требования. Виды маркировки: производственная и торговая.
Структура маркировки может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Условные обозначения или информационные товарные знаки (ИТЗ) характерны в основном для производственной маркировки.
Глава 2. Оценка товарной информации макаронных изделий
2.1 Характеристика исследуемых образцов макаронных изделий
Для оценки товарной информации в качестве образцов в супермаркете «Пятёрочка» были приобретены импортные макаронные изделия (Италия).
Макаронные изделия – пищевой продукт, который вырабатывают из зерновых и не зерновых культур и продуктов их переработки с использованием и без дополнительного сырья с добавлением воды смешиванием, различными способами формования и высушивания[26].
Согласно ГОСТ 31743-2012 «Изделия макаронные. Общие технические условия»[27] все макаронные изделия делятся на группы (А, Б, В), сорта (высший, первый и второй) и типы (трубчатые, нитевидные, ленточные и фигурные).
Изделия группы А вырабатывают из муки твердой пшеницы для макаронных изделий; изделия группы Б – из муки мягкой пшеницы для макаронных изделий; изделия группы В – из пшеничной хлебопекарной муки или муки общего назначения.
По внешнему виду различают следующие типы макаронных изделий: фигурные, трубчатые, нитевидные и ленточные.
В Италии высушенный продукт из муки и воды получил название «паста» (рисунок 5).
Рисунок 5. Виды пасты
В Италии существует разделение макаронных изделий по использованию на сухие (высушенные для длительного хранения) и сырые (свежие) (для немедленного употребления).
Все (и сухие и свежие) макаронные изделия разделяют на следующие группы (таблица 3)[28]:
Таблица 3
Классификация итальянских макаронных изделий
Группа |
Характеристика |
Длинные |
Длина 30 см - спагетти, спагеттини, букатини, лапша (лингине), тренетте, тальятелле, феттучине, ридженетте и т. п. Могут быть в виде гнезд. |
Короткие |
Перья (пенне), ригатони, спирали (фузилли), бабочки (фарфалле), колесики (руоте) и т. д |
Мелкие |
Звездочки, буквы, и т. п. - суповые заправки |
С начинкой |
Тортеллини, равиоли, капелетти и т. п. |
Особо большие |
Лазанья, каннеллони, конкильоне и пр. - чаще используются как формы для начинки |
Разноцветные |
С различными разноцветными добавками - травами, овощами - шпинат, крапива, шалфей, сепия, перец, помидоры, свекла и т. п. |
Из муки грубого помола |
Серо-коричневые - продукт диетического питания - даже из целых зерен пшеницы – «Pasta integrale». |
С добавками других злаков |
С добавлением гречихи, сои, пшена, зародышей пшеницы, например «Пиццокерри» - из пшеничной и гречневой муки |
Образец № 1 – Capellilni № 1 («Капеллини № 1») торговой марки «Barilla» («Барилла) (рисунок 6).
Рисунок 6. Макаронные изделия «Капеллини № 1» ТМ «Barilla»
История компании «Barilla» началась в 1877 г. С тех пор фирма непрерывно развивалась и превратилась в крупнейшего экспортера пасты. Сегодня макаронный бренд «Barilla» держит первое место по популярности в США и в большинстве стран Западной Европы. Благодаря использованию лучшего сырья и самых передовых технологии высококачественная продукция «Barilla» обладает прекрасными питательными и вкусовыми свойствами.
Капеллини переводится с итальянского языка, как «тонкие волосы», в России они более известны как «тонкие спагетти». Макароны массой 500 г упакованы в картонную коробку синего цвета. Традиционно пасту Сapellini делают из муки твердых сортов пшеницы грубого помола. Это придает тонким длинным макаронам красивый золотистый цвет (рисунок 7).
Рисунок 7. Внешний вид «Капеллини № 1» ТМ «Barilla»
Объект № 2 – Макаронные изделия «Pasta ZARA № 46 – Pennine» (рисунок 8).
Рисунок 8. Макаронные изделия «Pasta ZARA № 46 – Pennine»
Макаронные изделия «Pasta ZARA» представлены более чем в 80-ти странах мира. В России «Pasta ZARA» появилась в 1995 году, предложив российским покупателям высокое итальянское качество и широкий ассортимент самых разнообразных макаронных изделий. Это и классические макаронные изделия, и цветные с натуральными добавками, и био-макароны, и макароны из фаро[29].
Макаронные изделия «Pasta ZARA№ 46 – Pennine» (рисунок 9) изготовлены из крупки твердых сортов пшеницы, содержат оптимальное количество клейковины, поэтому при варке держат форму и сохраняют необходимую твердость.
Рисунок 9. Внешний вид «Pasta ZARA№ 46 – Pennine»
Чтобы получить правильную текстуру al dente (не переваренные макароны), перья следует варить в кипящей подсоленной воде в течение 6-8 минут, затем слить и, не промывая, смешать с соусом.
2.2 Изучение товарной информации образцов макаронных изделий
Исследование товарной информации осуществлялось по маркировке макаронных изделий (информации, вынесенной на упаковку).
Качество маркировки – это совокупность характеристик и свойств, обусловливающих ее способность реализовывать свои основные функции и удовлетворять информационные потребности в соответствии со сферой ее использования (транспортная, потребительская, торговая) и требованиями действующих нормативных документов (НД)[30].
Макаронные изделия, как и вся пищевая продукция, предназначенная для реализации, должны быть расфасована в упаковку, соответствующую требованиям ТР ТС «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и обеспечивающую безопасность и сохранение потребительских свойств продукции в течение срока их годности.
На потребительской таре макаронных изделий должны стоять пиктограммы и символы, обозначающие, что материал упаковки предназначен для пищевой продукции, а также возможна утилизация использованной упаковки – петля Мебиуса (рисунок 10).
Рисунок 10. Символы на потребительской таре
Причем цифровое, буквенное обозначение материала, из которого изготовлена упаковка, указывается внутри петли и (или) под петлей Мебиуса.
Внешний вид упаковки (форма и поверхность) выявляется методом визуального осмотра. Упаковка, как носитель маркировки должна быть без деформаций. Обращают внимание на наличие каких-либо повреждений – механического характера либо вследствие нарушения процессов транспортирования или хранения. Повреждения формы, повлекшие полную потерю информации либо недоступность отдельных элементов маркировки являются недопустимыми. При внешнем осмотре поверхности обращают внимание на наличие или отсутствие дефектов. Это могут быть царапины, потертости, перегибы, вмятины или выпуклости, затрудняющие либо исключающие удобство прочтения информации.
Далее проверяется качество оформления на читаемость информации. Для привлечения потребителей производители используют весь спектр цветов, и окраска носителя может меняться несколько раз по всей поверхности маркировки, причем изменения фона могут быть от очень светлого (белого) до очень темного (черный, коричневый, темно-зеленый, синий и т.д.), при этом цвет шрифта не меняют (например, на коричневом фоне информация нанесена шрифтом темно-коричневого цвета). Это приводит к тому, что некоторые элементы (зачастую самые значимые) становятся нечитаемыми. Если из-за изменений цвета какой-либо элемент становится неразличимым.