Файл: Право потребителей на информацию о товарах (Виды, формы и средства товарной информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Современный покупатель также уделяет внимание качеству и безопасности товара, учитывая актуальные на сегодняшний день экологические и экономические проблемы, участившиеся случаи подделки, многочисленные факты о несоответствии качества.

С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров и разработке новых.

Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и, в конечном счете, жизненный цикл товара.

Актуальность темы связана с той ролью, которую играет товарная информации, как для производителя, так и для потребителя в настоящее время. Информация, наносимая производителем на товар, упаковку, этикетки и т.п. даёт покупателю гарант качества и безопасности, если она достоверна, доступна, достаточна, включает в себя знаки соответствия и другие информационные знаки.

Основоположником информационного обеспечения товаров как нового направления современного теоретического товароведения является проф. М.А. Николаева. Весомый вклад в исследование этой проблемы внесли учёные А.У. Альбеков, Г.В. Белов, Г.Б. Белова, Е.В. Жиряева, И.С. Поликарпов, Г.Ф. Пугачевский, Н.И. Осипенко, Н.В. Омельченко, В.П. Федьков и др. Ими, в частности, исследованы виды и формы товарной информации, общие требования к товарной информации (принцип «Три Д»); отдельные её средства и носители; товарная маркировка и упаковка, как средства товарной информации, отдельные виды информационных знаков и т.д.

Объект исследования – макаронные изделия. Предмет исследования – право потребителей на информацию о макаронных изделиях.

Цель работы – практическое исследование прав потребителей на информацию о товарах.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:


- рассмотреть виды, формы и средства товарной информации;

- исследовать нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах;

- проанализировать классификацию, виды и структуру маркировки продовольственных (непродовольственных) товаров.

- рассмотреть характеристику исследуемых образцов – макаронных изделий;

- проанализировать товарную информацию образцов макаронных изделий;

- провести исследование и анализ содержания маркировки образцов макаронных изделий.

Практическая значимость работы заключается в том, вопросы, связанные с товарной информацией, являются в настоящее время значимыми в современной теории товароведения и имеют широчайшую перспективу дальнейшего развития.

В работе использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез, табличный и графический.

Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях

1.1 Виды, формы и средства товарной информации

Потребитель имеет право на предоставление полной и достоверной информации о реализуемых товарах.

В зависимости от назначения товарную информацию принято подразделять на основополагающую, коммерческую и потребительскую.

Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичный пример коммерческой информации – штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды применения конкретного товара и нацеленные на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и (или) упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями[1].


Знания о полезности продукта, его безопасности, глубины и широты ассортимента, качества, а также упаковки, складирования, хранения товаров крайне важны. Их мы получаем вместе с информацией о товаре, которая может быть представлена в следующей форме: в словесной, цифровой, изобразительной, символической, штриховая (таблица 1)[2].

Таблица 1

Формы товарной информации

Форма

Характеристика

Недостатки

Словесная ин­формация

наиболее доступна для гра­мотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России)

громоздкость, для размеще­ния ее требуется значитель­ная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее воспри­ятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенно­сти словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание

Цифровая ин­формация

применяется чаще всего для дополнения словесной инфор­мации и в тех случаях, когда требуется количественная ха­рактеристика сведений о то­варе (масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифро­вую информацию отличают лаконичность, четкость и еди­нообразие

иногда доступна лишь про­фессионалам и непонятна по­требителям (например, ассор­тиментные номера продукции, порядковые номера предпри­ятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО)

Изобразительная информация

обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графиче­ских изображений. Основное назначение: создание потре­бительских предпочтений за счет удовлетворения эстетиче­ских потребностей покупате­лей

возможности по представле­нию разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь до­полняет словесную или циф­ровую информацию

Символическая информация

сведения о товаре, переда­ваемые с помощью информа­ционных знаков. Для этой формы информации харак­терны лаконичность, одно­значность

восприятие этих символов требует определенной про­фессиональной подготовки для расшифровки или опове­щения потребителя через средства массовой информа­ции, консультации и т. п.

Продолжение таблицы 1


Форма

Характеристика

Недостатки

Штриховая ин­формация

предназначена для автомати­зированной идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код на­носится на транспортную или потребительскую упаковку многих товаров

восприятие этих символов требует специального обору­дования, не может быть рас­шифрована простым потреби­телем

К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность, доступность, достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д»[3].

Первое «Д» - достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Второе «Д» - доступность – связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных. Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителя, для которых этот товар предназначен.

Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее представлять по первому требованию.

Понятность – требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводится в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют пояснений.

Третье «Д» - достаточность информации – может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает представления как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация – это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обуславливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.

Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения также вредны.


Товарная информация – это структурированная информация, которая является одновременно и совокупностью, и разновидностями справочно-энциклопедического, научно-технического и коммерческого видов информации и предоставляется всем субъектам рынка во всех возможных формах, всеми возможными средствами и на всех возможных носителях[4].

Средствами товарной информации служат: маркировка; торговые, технические, нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.

Средства товарной информации, помимо собственно информационной, выполняют следующие функции (Приложение 1)[5]:

- идентификационную;

- указательную;

- предупредительную;

- ограничительную;

- рекомендационную;

- эмоционально-мотивационную;

- пропагандистскую;

- описательную;

- распорядительную.

Важным с позиции своевременности является информирование потребителей на местах совершения покупки. Использование информационных листовок, вкладышей, буклетов, аннотаций в местах выкладки товара позволяет получить необходимую поясняющую информацию о содержание терминов, определений, знаков непосредственно в процессе выбора и принятия решения о покупке.

Привлечь внимание к важной потребительской информации позволяет оформление торговых площадей с применением не только рекламных средств, но и информационных вывесок, стендов, панелей, штендеров, воблеров и прочего. Стенд со структурированной поясняющей информацией о содержании различного вида информационных знаков будет уместен для каждого торгового помещения.

Устное консультирование продавца на месте совершения покупки является традиционной формой информирования покупателей. Кроме такой формы, уместно применение звуковых информационных заставок, проведение различных массовых специальных мероприятий под лозунгом «Знай, что покупаешь!»[6].

Итак, товарная информация подразделяется на основополагающую, коммерческую и потребительскую. Информация о товаре может быть представлена в следующей форме: в словесной, цифровой, изобразительной, символической, штриховая. Средствами товарной информации служат: маркировка; торговые, технические, нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.