Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Стратегический анализ деятельности компании
1.1 Обоснование выбора организации
1.2 Организационно-штатная структура
1.3 Основные проблемы управления
1.4 Постановка стратегических целей
2.Анализ и оптимизация бизнес-процессов
2.1 Описание бизнес-процессов «как есть»
2.3 Анализ типовых вариантов процессов разработки
2.4 Оптимизация процессов разработки и сопровождения
3.1 Описание бизнес-процессов «как должно быть
3.2 Изменения в организационно-штатной структуре
3.3 Регламентирование деятельности
3.4 Перспективные направления автоматизации
Инкрементальный процесс
Инкрементальный процесс разработки представляет собой постоянное продвижение проекта понемногу вперед при практически непрерывном процессе. Это аналог спирального процесса с небольшим временным интервалом полного цикла (например, неделя). Данный процесс очень удобен на стадии сопровождения проекта. Однако использование данного процесса предполагает очень четкое управление документацией в силу постоянного обновления.
Унифицированный процесс
Унифицированный процесс включает в себя все основные стадии, однако все итерации классифицируются дополнительно (начало, проектирование, конструирование, переход). Начальные итерации содержат в основном анализ требований, а также могут включать проектирование и реализацию прототипа системы для обсуждения с заинтересованными сторонами. Итерации проектирования затрагивают в основном анализ требований и проектирование, а также некоторую часть реализации. Итерации конструирования включают в себя проектирование и реализацию, а итерации перехода – реализацию и тестирование.
На рисунке 8 приведен унифицированный процесс разработки.
Рисунок 8. Унифицированный процесс разработки
Исходя из всего вышесказанного, наиболее удобным и оправданным является использование:
- для разработки новых проектов – унифицированного процесса разработки;
- для сопровождения – использование инкрементального процесса.
2.4 Оптимизация процессов разработки и сопровождения
При переходе к проектному управлению необходима реорганизация бизнес-процессов в соответствии с жизненным циклом реализации проектов. Жизненный цикл проекта – это комбинация процессов и подпроцессов, необходимых для создания (реализации) объекта или решения. Так, жизненный цикл проекта в стандарте PMI (Project Management Institute, США) состоит из следующих фаз:
- начальная фаза (инициирование проекта);
- разработка;
- реализация;
- завершение.
Каждая фаза характеризуется получением одного или нескольких результатов, достигаемых в заданное время.
Фазы могут обладать следующими характеристиками:
- границы;
- вход, выход;
- длительность;
- операции;
- участники;
- бюджеты.
Проблематика управления проектами в современном менеджменте подробно разработана и доведена до стандартов. В стандартах проектного управления PMI жизненный цикл проекта разбивается на следующие типовые этапы:
- процесс инициирования – принятие решения о начале выполнения проекта;
- процесс планирования – определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
- процесс исполнения – координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
- процесс анализа – определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям и принятие решения о корректирующих воздействиях;
- процесс управления – определение корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
- процесс завершения – формализация выполнения проекта и приведение его к упорядоченному финалу.
Процессы управления проектами приведены на рисунке 9.
Рисунок 9. Процессы управления проектами
Каждый этап управления обладает следующими характеристиками:
- границы;
- документы на входе, документы на выходе;
- временной регламент;
- операции;
- участники.
С учетом того, что в компании есть проекты различной направленности и с разными моделями управления, необходимо рассматривать переход к мультипроектному управлению. Основными принципами мультипроектного управления являются следующие:
- рассмотрение управления потоком проектов с позиции общих корпоративных целей компании;
- ведение систематизированного реестра проектов, позиционирование проектов по классификаторам реестра, задание типологии основных групп проектов;
- дифференцированное применение моделей управления для различных групп проектов, формирование механизмов управления проектами или группами проектов в зависимости от прав, переданных центрам проектных компетенций;
- создание иерархической архитектуры системы управления проектами;
- использование возможностей мультипроектного управления ресурсами, составление балансов по ограниченным ресурсам;
- формирование и использование корпоративной мультипроектной базы данных;
- формализация, накопление и анализ опыта реализации проектов и непрерывное совершенствование корпоративных стандартов их выполнения (технологии, процедуры, организационные структуры, бизнес-процессы), построение менеджмента, основанного на знаниях;
- бюджетирование проектов, включение бюджета проектов в основной бюджет компании.
В рамках данной работы рассматриваются две группы процессов:
- проекты по разработке новых прикладных систем;
- проекты по сопровождению существующих систем.
Первая группа проектов полностью соответствует общепринятому пониманию термина «проект», т.к. в результате производится уникальный продукт – новая прикладная система, которая в дальнейшем может пойти в массовое распространение, внедрение и сопровождение.
Вторая группа проектов скорее приближена к непрерывному производству, т.к. сопровождение производится на постоянной основе, однако в силу специфики заказчиков компании контракты на сопровождение заключаются на определенный бюджетом заказчиков срок (как правило, год), соответственно, существует необходимость инициации и завершения проектов по сопровождению. Кроме того, с учетом индивидуального подхода компании к каждому заказчику в результате проектов по сопровождению также производится уникальный продукт с учетом индивидуальных надстроек по требованию заказчиков.
3.Результаты и рекомендации
3.1 Описание бизнес-процессов «как должно быть
Жизненный цикл нового проекта представлен на диаграмме деятельности (Рисунок 10).
Рисунок 10. Жизненный цикл нового проекта
Создание Устава проекта
Устав проекта – официальный письменный документ, который формально признает и подтверждает факт существования проекта. Создание Устава проекта позволяет достичь следующих целей:
- официальное подтверждение начала реализации проекта;
- выделение проектных ресурсов;
- обеспечение единства целей;
- назначение руководителя проекта;
- изложение общего содержания и целей проекта;
- определение масштаба проекта и количества итераций.
Документы на входе:
- имеющаяся исходная документация по проекту (контракт, постановка задачи, общее описание и пр.).
Документы на выходе:
- Устав проекта.
Временной регламент:
- длительность этапа зависит от масштабов проекта, его срочности и прочих факторов, индивидуальных для каждого нового проекта.
Операции:
- определение общего содержания проекта;
- определение целей и задач проекта;
- определение требований;
- коммерческое обоснование;
- оценка затрат и ресурсов;
- определение функций и обязанностей.
Участники:
- руководитель проекта;
- заинтересованные лица.
Определение плана итераций
При определении масштаба проекта обязательно должно быть определено количество итераций, необходимых для завершения проекта. Для каждой итерации на основании данных о масштабе проекта определяются сроки завершения и приблизительный объем конечного продукта после каждой итерации.
Документы на входе:
- Устав проекта.
Документы на выходе:
- План итераций.
Временной регламент:
- 1-5 дней.
Операции:
- определение сроков завершения каждой итерации;
- определение результатов каждой итерации.
Участники:
- руководитель проекта;
- заинтересованные лица.
Планирование итерации
Итерации планируются последовательно, в каждый момент времени известен план текущей итерации. При высокой степени определенности проекта возможно планирование текущей и следующей итераций. Для каждой итерации определяются проводимые стадии и сроки их завершения. Следует учесть, что желательно на разработку выделить около 1/6 общей длительности итерации, наиболее длительная стадия – проектирование.
Документы на входе:
- Устав проекта;
- План итераций.
Документы на выходе:
- План следующей итерации.
Временной регламент:
- 1-5 дней.
Операции:
- определение выполняемых стадий (анализ, проектирование, реализация, тестирование);
- определение сроков завершения каждой стадии;
- определение результатов каждой стадии;
- определение ресурсов и ответственных.
Участники:
- руководитель проекта;
- заинтересованные лица.
Планирование каждой стадии
При известном сроке завершения стадии планируется объем работ из первоначально обозначенного объема итерации, который будет выполнен за указанное время выделенными ресурсами.
Документы на входе:
- План текущей итерации;
- Результаты предыдущей итерации;
- Результаты предыдущей стадии.
Документы на выходе:
- План текущей стадии.
Временной регламент:
- 1-2 дня.
Операции:
- декомпозиция стадии на задачи;
- определение сроков завершения каждой задачи;
- определение ресурсов и ответственных.
Участники:
- руководитель проекта;
- заинтересованные лица.
Выполнение каждой стадии
Выполнение каждой стадии происходит параллельно с планированием следующей стадии (при ее наличии).
Документы на входе:
- План текущей стадии.
Документы на выходе:
- для стадии анализа:
- постановка задачи (ТЗ и пр.) (образец документа приведен в Приложении 1);
- тестовый пример (образец документа приведен в Приложении 1);
- для стадии проектирования:
- технический проект (образец документа приведен в Приложении 1);
- для стадии реализации:
- описание реализации (образец документа приведен в Приложении 1);
- краткое руководство (образец документа приведен в Приложении 1);
- для стадии тестирования:
- отчет о тестировании (образец документа приведен в Приложении 1);
- ведомость замечаний (образец документа приведен в Приложении 1);
- отчет об устранении замечаний (образец документа приведен в Приложении 1).
Временной регламент:
- срок выполнения каждой задачи должен соответствовать сроку, указанному в плане текущей стадии;
- срок выполнения каждой стадии должен соответствовать сроку, указанному в плане текущей итерации.
Операции:
- выполнение задачи;
- подготовка и согласование результирующих документов.
Участники:
- руководитель проекта;
- исполнители задач.
Контроль исполнения
В каждый момент времени руководителю проекта должна быть известна итерация и стадия проекта. Должен обеспечиваться контроль над исполнением сроков, указанных в плане проекта, любые сдвиги сроков должны обязательно отслеживаться и отражаться в общем плане.
Документы на входе:
- Устав проекта;
- План итераций;
- План текущей итерации;
- План текущей стадии;
- Результаты выполнения задач:
- постановка задачи;
- тестовый пример;
- технический проект;
- описание реализации;
- краткое руководство;
- отчет о тестировании;
- ведомость замечаний;
- отчет об устранении замечаний.