Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Стратегический анализ деятельности компании
1.1 Обоснование выбора организации
1.2 Организационно-штатная структура
1.3 Основные проблемы управления
1.4 Постановка стратегических целей
2.Анализ и оптимизация бизнес-процессов
2.1 Описание бизнес-процессов «как есть»
2.3 Анализ типовых вариантов процессов разработки
2.4 Оптимизация процессов разработки и сопровождения
3.1 Описание бизнес-процессов «как должно быть
3.2 Изменения в организационно-штатной структуре
3.3 Регламентирование деятельности
3.4 Перспективные направления автоматизации
Стратегические цели
- Сроки стратегического планирования.
Учитывая текущее состояние дел в компании, количество заказов и тенденции развития технологий будет выбран двухлетний период
- Генеральная цель.
В течение 2-х лет отказаться от разработки двух линеек продуктов, перевести их на единую интегрированную платформу, сделать продукт современным и качественным, требующим малых трудозатрат на сопровождение.
Декомпозиция генеральной цели. Определение ключевых целей по функциональным подсистемам.
- Завершить реорганизацию структуры (создание новых структурных подразделений и распределение функций между ними)
- Выделение в отдельную структуру аналитиков и проектировщиков.
- Создание единого подразделения разработки программных продуктов с чётким разделением на разработчиков единой интегрированной платформы и структурные единицы по принадлежности к технологическим платформам.
Повысить профессиональный уровень сотрудников
- Создать систему обучения вновь принятых сотрудников
- Внедрить систему аттестации сотрудников
- Организовать процесс повышения профессиональной подготовки кадров
- Проведение тематических семинаров
Формализовать процессы.
- Разработать должностные инструкции, ввести четкое разграничение полномочий
- Перейти к грамотной, качественной и формализованной постановке задач
- Организовать процесс документирования производимых работ
- Стандартизировать процессы планирования и отчётности
1.5 Анализ и выбор стратегии
Результаты SWOT-анализа приведены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2.Анализ факторов, воздействующих на достижение стратегических целей
Содержание
Факторы |
Шифр |
Оценка |
|
Сильные стороны организации |
S1 |
Сплоченный, высокопрофессиональный коллектив. |
7 |
S2 |
Хорошая технологическая база, финансовая независимость |
6 |
|
S3 |
Актуальные инновационные разработки, учитывающие специфику рынка |
8 |
|
S4 |
Отличная репутация и долгов время пребывания на рынке |
9 |
|
Итого |
30 |
||
Слабые стороны организации |
W1 |
Две линейки однородных продуктов, одна из которых использует устаревшую платформу |
7 |
W2 |
Низкий уровень менеджмента организации, структура, не отвечающая текущим требованиям |
8 |
|
W3 |
Отсутствие маркетинговой политики и долгосрочного планирования |
6 |
|
Итого |
21 |
||
Возможности окружающей среды |
O1 |
Наличие лицензий и разрешений соответствующих органов, партнёрство с поставщиками СУБД и системного ПО |
7 |
O2 |
Наличие действующих контрактов, необходимых связей, владение необходимой информацией |
9 |
|
O3 |
Увеличение финансирования по программе «Электронная Россия», рост ИТ-рынка в целом |
8 |
|
Итого |
24 |
||
Угрозы окружающей среды |
T1 |
Снижение финансирования госсектора, финансовые потрясения |
4 |
T2 |
Риск активизации текущих игроков рынка |
6 |
|
T3 |
Зависимость от тенденций рынка в области платформ разработки |
8 |
|
Итого |
18 |
Таблица 3.Итоговая стратегическая матрица
Сильные стороны организации |
Слабые стороны организации |
||||||
S1 |
S2 |
S3 |
S4 |
W1 |
W2 |
W3 |
|
Возможности |
S3-O2 Увеличение объемов поставок решений заказчикам S4-O3 Рост количества клиентов S1-O3 Расширение линейки продуктов S3-O1 Практически монополия по ряду поставляемых задач S2-O2 Возможность работы в кредит S4-O1 Возможность получения дополнительных разрешений S2-O1 Возможность выпускать продукты с соотв. с самыми современными технологиями |
W1-O3 Использовать средства для модернизации линейки продуктов, вкладывать в новые технологии W3-O2 Возможность планирования работ заранее, оптимальное использование ресурсов W1-O1 Использование партнёрской поддержки для скорейшего освоения последних технологий W2-O3 Реорганизация системы управления, поиск профессиональных кадров |
|||||
O1 |
|||||||
O2 |
|||||||
O3 |
|||||||
Угрозы |
S1-T1 Возможность текучки кадров. Повышать заинтересованность, постоянный мониторинг. S2-T1 Не терять финансовую независимость, что позволит существовать в кризисные моменты достаточно продолжительное время, предоставлять возможность работы в кредит S3-T3 Постоянно отслеживать изменение технологий, заниматься перспективными разработками. S4-T2 Повышать авторитет, активно участвовать в конкурсах, отслеживать изменения стратегии у конкурентов S2-T2 выпускать новый продукт раньше, чем конкуренты |
W1-T3(Т1) Как можно скорее перейти на более совершенную платформу W3-T1(Т2) Отслеживать состояние рынка, тщательно планировать деятельность W2-T2 Привести структуру в соответствие с возникшей необходимостью, повышать квалификацию менеджеров |
|||||
T1 |
|||||||
T2 |
|||||||
T3 |
|||||||
T4 |
Граф типовых стратегий организации приведен на рисунке 2.
Рисунок 2. Граф типовых стратегий
Выбор и обоснование стратегии
В таблице 4 приведен выбор и оценка факторов, задействованных в трёх базовых стратегиях.
Таблица 4.Выбор и оценка факторов, задействованных в трёх базовых стратегиях
Факторы |
Оценка |
Реструктуризация (лидерство по издержкам) |
Дифференциация |
Комбинированная стратегия |
|||
Удельный вес фактора |
Средне-взвешенная оценка фактора |
Удельный вес фактора |
Средне-взвешенная оценка фактора |
Удельный вес фактора |
Средне-взвешенная оценка фактора |
||
S1 |
7 |
0,1 |
0,7 |
0,1 |
0,7 |
0,1 |
0,7 |
S2 |
6 |
0,15 |
0,9 |
0,2 |
1,2 |
0,18 |
1,08 |
S3 |
8 |
0,1 |
0,8 |
0,25 |
2 |
0,17 |
1,36 |
S4 |
9 |
0,15 |
1,35 |
0,25 |
2,25 |
0,2 |
1,8 |
W1 |
7 |
0,15 |
1,05 |
0,05 |
0,35 |
0,1 |
0,7 |
W2 |
8 |
0,15 |
1,3 |
0,1 |
0,8 |
0,12 |
0,96 |
W3 |
6 |
0,2 |
1,2 |
0,05 |
0,3 |
0,13 |
0,78 |
Итого |
1 |
7,3 |
1 |
7,6 |
1 |
7,38 |
|
O1 |
7 |
0,15 |
1,05 |
0,2 |
1,4 |
0,17 |
1,19 |
O2 |
9 |
0,15 |
1,35 |
0,2 |
1,8 |
0,17 |
1,53 |
O3 |
8 |
0,15 |
1,2 |
0,25 |
2 |
0,2 |
1,6 |
T1 |
4 |
0,2 |
0,8 |
0,05 |
0,2 |
0,13 |
0,52 |
17T2 |
6 |
0,2 |
1,2 |
0,15 |
0,9 |
0,18 |
1,08 |
T3 |
8 |
0,15 |
1,2 |
0,15 |
1,2 |
0,15 |
1,2 |
Итого |
1 |
6,8 |
1 |
7,5 |
1 |
7,12 |
По сумме оценок:
По сумме оценок наилучшей стратегией является стратегия дифференциации.
По реальности задействованных факторов:
Из анализа вытекает, что основным направлением развития будет выпуск новых современных продуктов, с функционалом, опережающим конкурентов, а также расширение линейки предоставляемых услуг в данном сегменте. Сопутствующие факторы существенно упрощаю задачу расширения присутствия на рынке, но за счёт более агрессивной политики и тщательного планирования.
Выбранная стратегия
Возможные действия в рамках реализации стратегии:
- Совершенствование и расширение линейки продуктов
- Повышение профессионального уровня сотрудников
- Повышение значимости планирования.
- Агрессивная маркетинговая политика расширение партнёрских отношений.
Возможные последствия реализации выбранной стратегии
При грамотной реализации данной стратегии компания получит большое количество конкурентных преимуществ и по ряду продуктов и услуг станет недосягаема для конкурентов. Также произойдет рост компании и укрепление её имиджа на рынке информационных систем. Увеличатся доходы, и появится возможность выхода на новые рынки, а также усилится влияние на рынке информационных систем для федеральных органов власти.
К недостаткам можно отнести следующее:
Динамичный рост предложений продуктов и услуг, и как следствие, рост клиентской базы, не подкреплённые структурными изменениями и достаточным количеством персонала, могут привести к авральному режиму работы компании, и, как следствие, снижению качества продуктов и некоторому оттоку кадров. Расширения штата компании в достаточно короткий срок, что в свою очередь может быть связано с трудностями в обучении, адаптации сотрудников, а также существенно увеличит расходы.
Надо очень серьёзно прорабатывать данные вопросы во избежание негативного влияния.
Реализация системы планов. Эффективность изменений
Определение необходимых изменений приводится в таблице 5.
Таблица 5.Определение необходимых изменений
Шифр |
Наименование |
Вес |
7S |
Реакция |
S1 |
Сплоченный, высокопрофессиональный коллектив. |
0,8 |
Shared Values |
Держать уровень оплаты труда на рыночном уровне, предоставлять бонусы и гарантии. Разработать программы мотивации и повышения квалификации персонала, ввести аттестацию. |
S2 |
Хорошая технологическая база, финансовая независимость |
0,7 |
Skills |
Технологическая база должна соответствовать современному уровню, обновлять при необходимости, использовать имеющиеся возможности для привлечения перспективных клиентов (кредит…) |
S3 |
Актуальные инновационные разработки, учитывающие специфику рынка |
1,4 |
Skills |
Поддерживать высокое качество продуктов, уделять больше внимания заказчикам. Донести до потенциальных заказчиков преимущества (маркетинговая программа), всегда быть в курсе последних изменений, выводить на рынок продукты раньше конкурентов. |
S4 |
Отличная репутация и долгов время пребывания на рынке |
1,7 |
Strategy Skills |
|
W1 |
Две линейки однородных продуктов, одна из которых использует устаревшую платформу |
0,7 |
Strategy Skills |
Отказаться от разработки двух линеек продуктов, перевести их на единую интегрированную платформу, сделать продукт современным и качественным. Постоянно проводить инновационные исследования и создать непрерывный цикл периодических обновлений. |
W2 |
Низкий уровень менеджмента организации, структура не отвечающая текущим требований |
1,2 |
Systems Style Structure |
Реорганизация структуры компании, формализация процессов, ввод в эксплуатацию внутренней информационной системы и рамках неё систем планирования, отчётности и пр. Обучение руководящего состава, привлечение новых кадров. |
W3 |
Отсутствие маркетинговой политики и долгосрочного планирования |
1 |
Skills Strategy |
Разработка маркетинговой стратегии. Выработка стратегических планов и направлений развития компании на основе имеющихся знаний и возможностей. |
O1 |
Наличие лицензий и разрешений соответствующих органов, партнёрство с поставщиками СУБД и системного ПО |
1,4 |
Skills |
Развивать партнёрские отношения с поставщиками. Лицензировать деятельность и обеспечивать наличие разрешений во всех требуемых направлениях. |
O2 |
Наличие действующих контрактов, необходимых связей, владение необходимой информацией |
1,7 |
Strategy |
Обеспечивать качественное выполнение контрактов с целью их продления, расширения услуг и повышения репутации. Расширять связи с целью своевременного получения информации. |
O3 |
Увеличение финансирования по программе «Электронная Россия», рост ИТ рынка в целом |
1,6 |
Strategy |
Развивать маркетинговую политику, активно участвовать в конкурсах, предлагать качественные, функциональные, опережающие конкурентов продукты |
T1 |
Снижение финансирования госсектора, финансовые потрясения |
1,2 |
Strategy Shared Values |
Иметь резервные фонды и возможность предоставления услуг в кредит, широкий спектр продуктов и услуг. Поддерживать коллективный дух и корпоративные ценности. |
T2 |
Риск активизации текущих игроков рынка |
0,7 |
Strategy |
Вести активный мониторинг рынка. Владеть информацией. Иметь широкую продуктовую линейку с сильными конкурентными преимуществами. |
T3 |
Зависимость от тенденций рынка в области платформ разработки |
1 |
Skills Strategy |
Активно сотрудничать с поставщиками, развивать партнёрские отношения. Повышать профессиональный уровень сотрудников, заниматься инновационными разработками. |
Разработка мероприятий, программ и планов
Планирование
- Создание плана реорганизации.
- Планирование рабочего времени сотрудников.
- Создание маркетингового плана
- Создание плана обучения и переподготовки персонала
Организация
В данный момент организация построена по функциональному признаку. Но в связи с ростом штата и количества выполняемых работ возникают проблемы на уровне взаимодействия функциональных единиц, часто происходит дублирование функций. При выполнении крупных проектов, с участием различных отделов, иногда возникает неразбериха с координацией действий в целом и непонимание степени завершенности проекта. С учетом того, что количество одновременно исполняемых проектов растет и на данный момент в среднем составляет около 100, организации более подходит матричная структура, также требует доработки и функциональная составляющая.
- Реорганизация имеющихся департаментов и отделов, создание новых функциональных единиц, модернизация нового штатного расписания.
- Разработка всех технических регламентов и формализация процессов.
- Написание детальных должностных инструкций
- Детальное распределение полномочий и распределение проектов. Назначение ответственного за результат.
Мотивация
В таблице 6 приводятся показатели качества трудовой жизни.
Таблица 6.Показатели качества трудовой жизни
Показатель |
Положение в данный момент |
Справедливая заработная плата |
|
Рыночная оплата труда |
Присутствует (но ближе к нижней планке). Есть институт премирования по итогам года и завешенных проектов, но носит субъективный характер. |
Обоснованная дифференциация оплаты труда |
В зависимости от должности |
Индивидуальная ответственность за результаты общего труда |
Присутствует, начиная со среднего уровня, но никоим образом не отражается в оплате труда |
Доп. вознаграждение за длительный стаж работы в компании |
Фактически отсутствует |
Программа дополнительных выплат |
|
Выплата работнику и его семье в случае болезни |
да, по базовой ставке оплаты труда |
Оплачиваемое время отпуска в связи с праздниками и отпусками |
да, в соответствии с КЗОТ |
Оплачиваемые отпуска для дополнительного образования |
Оплачиваются в случае, если обучение происходит по направлению фирмы |
Условия безопасности труда и охраны здоровья |
на уровне «здравого смысла»: все используемое оборудование в работе соответствует международным стандартам безопасности, офисные площади планируются из рекомендованных санитарных норм. |
Гарантия занятости |
|
Обеспечение непрерывности трудового стажа |
да, в соответствии с КЗОТ |
Уверенность работников в своем будущем |
Да, стабильная компания, 15 лет на рыке. |
Развитие способностей работников |
Обучение происходит стихийно или по необходимости. |
Социальная интеграция |
|
Социально-психологический микроклимат в организации |
Нейтральный. Много как позитивных, так и негативных моментов. Присутствует некая обособленность структурных единиц. |
Отношение руководства и подчиненных |
Между руководителями подразделений и подчиненными- ближе к демократическому. |
Участие работников в управлении производством и собственностью, поощрение инициатив и новых идей |
1. Поощрение инициативности сотрудников и внедрение их идей зависит в большинстве случаев от руководителей структурных единиц и их видения ситуации. Т.е. в некоторых подразделениях это поощряется, в некоторых игнорируется и исключается. 2. Управление собственностью: скорее исключает участие сотрудников в качестве партнеров по бизнесу. |