Файл: Связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте (Теоретические подходы к проблеме влияния успеваемости на формирование самооценки младшего школьника).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1467
Скачиваний: 55
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Самооценка личности: понятие и сущность
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности связи уровня самооценки с уровнем успеваемости
Глава II. Особенности связи уровня самооценки с уровнем успеваемости
2.1 Влияние успеваемости на уровень самооценки
Исследование А.И. Липкиной было направлено на выявление механизмов связи самооценки ученика и успешности его обучения. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка [11].
Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, страх неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).
У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности.
Таким образом, существует много различных исследований, проводимых учеными, и работ, посвященных данной проблеме, на основании которых можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и успешностью обучения.
Ю.А. Хмелева отмечает, что самооценка в младшем школьном возрасте в основном основывается на учебных успехах и достижениях. Среди детей, имеющих трудности в обучении выделяются 2 группы: 1. замкнутые, неуверенные в себе и в своих возможностях, боятся даже незначительных трудностей; 2. гиперактивные, нервные, самооценка завышена. И в том и в другом случаях у детей возникают серьезные проблемы в обучении [4, с. 152]. Они меньше остальных детей социально приспособлены к обучению, отличаются чрезмерной обидчивостью, недоверчивостью, слабо развитой интуицией в межличностных отношениях. В поведении таких младших школьников ярко выражен эгоцентризм, упрямство и негативизм. Поведение школьников, имеющих трудности в обучении и с заниженной самооценкой отличается неуверенностью, конформностью. Все это сковывает развитие инициативы, самостоятельности в поступках и суждениях. В итоге у ребенка формируется чувство зависимости [23, с. 85].
По мнению многих ученых, учителя, которые негативно относятся к школьникам, испытывающим трудности при обучении, не только ставят их в неблагоприятное положение в детском коллективе, но и не замечают изолированных детей. Такие учителя не могут верно оценить трудности во взаимоотношениях класса. Только опытные учителя могут не допустить разобщенности в классе и изоляции детей, которые плохо усваивают учебный материал.
Младшие школьники, испытывающие трудности в обучении, избегают оценочной ситуации. Ученик может сделать ошибку вовсе не потому, что задание для него непосильное, а потому, что у него есть определенное представление о себе, которое и создает определенный тип поведения. Образ себя и самодоверие помогают ребенку достигнуть хороших результатов в школе.
Характер потребности в достижении успеха связан с самооценкой. Самосознание характеризуется и своим продуктом – «представлением о себе» – «образом-Я». «Образ-Я» – важный фактор детерминации поведения человека, во многом определяющий направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. Оно порождает самоотношение, ребенок оценивает себя. Например, защита самоотношения может заключаться в попытках показать себя с лучшей стороны «вне зоны актуального самопроявления», т.е., если ученику с трудом даются учебные предметы.
Таким образом, существует тесная взаимосвязь между уровнем самооценки и успеваемостью младших школьников.
Глава II. Особенности связи уровня самооценки с уровнем успеваемости
2.1 Влияние успеваемости на уровень самооценки
Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Успеваемость становится для большинства детей важнейшим фактором для формирования самооценки. И поскольку оценка, высказанная другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так, у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, дети сами подразделяют себя и своих товарищей на отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных.
Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит ее на основе специально разработанных критериев и требований общества. Вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчеркивать прилежность учеников, которым трудно дается учеба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.
Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т.е. его самооценку. Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказывают на ребенка.
Рассмотрим ситуацию. Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.
Результаты оказались следующими: лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.
Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается, поэтому знать самооценку ребенка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, т.к. она еще формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.
Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей.
Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении, от и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.
Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что именно успешность обучения влияет на самооценку ребенка. Главное, что должно определять отношение каждого педагога к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме, можно составить рекомендации для педагогов по формированию самооценки школьников:
Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.
Необходимо создавать на занятиях детям ситуацию успеха. Ситуация успеха – некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личностном развитии. Ощущение успеха рождается у субъекта, сумевшего преодолеть свой страх, своё неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Для создания ситуации успеха используются приёмы:
– в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению;
– предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;
– снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима. Убеждайте воспитанника: «это просто, легко. Не получится – ничего страшного, поищем другой способ» и пр.;
– оказание скрытой помощи, когда педагог в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки. Например, «мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...», «я надеюсь, что вот это нам непременно удастся»;
– приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности («У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.;
– приём персональной исключительности (обращение к ребёнку словами «только ты и можешь...», «никто, кроме тебя...» и т.п.);
– «эмоциональное поглаживание». Похвала педагога: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением;
– необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Педагогам с этой целью можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Наши успехи», «Это мы можем...», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать, нарисовать, сделать поделку).
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. Если педагог хочет провести сравнение, то лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определённое, фиксированное педагогом время, нужно работать в удобном дл него темпе, с учётом его возможностей.
Самооценка успевающих школьников является значительно более адекватной, чем неуспевающих. Между самооценкой и успеваемостью ребенка существует тесная взаимосвязь.
2.2 Влияние самооценки на успеваемость младшего школьника
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.
Самооценка влияет на учебную деятельность. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.