Файл: Связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте (Теоретические подходы к проблеме влияния успеваемости на формирование самооценки младшего школьника).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1470
Скачиваний: 55
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Самооценка личности: понятие и сущность
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности связи уровня самооценки с уровнем успеваемости
Глава II. Особенности связи уровня самооценки с уровнем успеваемости
2.1 Влияние успеваемости на уровень самооценки
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.
Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Рассмотрим ситуацию. Используется методика А.И. Липкиной «Три оценки». Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».
Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определялся на основе полученных данных по следующим показателям:
– совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
– характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
– устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
В результате анализа ситуации мы выявили, что самооценка влияет на успешность обучения.
Исходя из особенностей своего класса, можно строить работу по формированию адекватной самооценки.
Необходимо:
– создавать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые задания;
– начиная с первого класса вводить систему самооценки.
Для этого цветными карандашами можно рисовать на полях условные знаки: плюс (+) – задание выполнено верно; минус (–) – задание выполнено не верно или не выполнено вообще; полуплюс (+ –) – задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у школьника.
Лишь затем идет проверка на доске, по эталону или фронтально, и ученики сравнивают свою оценку с реальной. Собрав тетради, учитель обводит красным кружком только оценку, которая совпала с учительской, то есть адекватную самооценку. Здесь важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.
Кроме этого, ученик в конце каждого урока оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает неаккуратной. Эта работа занимает на уроке мало времени, но имеет положительный результат. Младшие школьники становятся более внимательными и аккуратными.
Для формирования адекватной самооценки младших школьников рекомендуется:
– выполнять самооценку на разных этапах урока, даже на минутке чистописания.
– предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать посильную помощь своему товарищу.
– помочь ребенку проявить себя в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей, так как любая поддержка со стороны вселяет в ученика уверенность в себе, он не боится трудностей, находит в себе силы для их преодоления.
- необходимо использовать похвалу.
В конце четверти обязательно хвалить всех обучающихся за старание, отмечать их даже небольшие удачи в реальной самооценке достигнутых результатов. В итоге каждый ученик чувствует себя комфортно и уверен в успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.
Использовать рефлексию на уроке.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. А также по итогам года и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти.
Чтобы обучающиеся могли адекватно оценивать свои результаты, вводится с первого класса алгоритм самооценки:
– что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
– удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
– выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
– справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?
Со 2-го класса, может быть добавлен новый шаг.
– какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го, 4-го класса добавляются новые шаги для оценивания обучающимися своих успехов и определения своей отметки в баллах.
– какой был уровень задачи-задания?
Такие задачи мы решали много раз. Необходимый уровень.
В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания, либо нужны только сейчас полученные знания)? Программный уровень.
Такие задачи мы никогда не учились решать. Максимальный уровень.
– определи уровень успешности, на котором ты решил задачу;
– исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.
Оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Итак, формирование самооценки – процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.).
В заключение хочется сказать, что самооценка младших школьников является средством повышения уровня успеваемости.
Поэтому, работая над самооценкой учеников, надо стремиться, чтобы, прежде всего, они поверили в себя, рассмотрели в себе драгоценные крупинки талантов, встали на путь их развития, были самодостаточны, счастливы уже сейчас и в будущем.
Заключение
Самооценка представляет собой компонент самосознания, суждение о значении и значимости собственной личности в целом, а также своих способностей и поступков.
В научной литературе существуют разнообразные подходы к классификации видов самооценки, однако наиболее традиционным является разделение на высокую, среднюю (адекватную) и низкую самооценку. Адекватная самооценка позволяет человеку объективно проводить оценку собственных особенностей, качеств и возможностей, а также соотносить их с индивидуальными психологическими свойствами партнеров по общению и конкретной ситуацией. Такой подход позволяет определить правильный стиль межличностных отношений и стратегию своей жизнедеятельности.
Младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка и становления его самооценки. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических функций.
Существует тесная взаимосвязь между уровнем самооценки и успеваемостью младших школьников. Также успеваемость влияет на самооценку.
Среди педагогических условий развития адекватной самооценки необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться – умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия.
Таким образом, сам школьник в процессе учебной деятельности постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2017. – 288 с.
2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2012. – 264 с.
3. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М: Педагогика-Пресс, 2015. – 632 с.
4. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с «Я» концепцией // Вестник Московского университета. – 2011. – №1. – С.54-65.
5. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 479 с.
6. Забусова Е.И. Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Символ науки. – 2016. – №10(2). – С.131-133.
7. Иванченко И.В. Характеристика неадекватной самооценки как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в обучении // Таврический научный обозреватель. – 2017. – №3(20). – С.85-87.
8. Кравцова Е.Е. Взаимосвязь между ведущей деятельностью и возрастными психологическими новообразованиями // Теория деятельности и исследования культурно-исторического подхода. Дания, Орхус, 2015.
9. Куприна О.А. Педагогическая психология: хрестоматия. – М.: АСТ, 2015. – 412 с.
10. Лентьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2015. – 352 с.
11. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Дрофа, 2016. – 64 с.
12. Маклаков А.Г. Динамика развития психических познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т.5. – Вып. 3. – С.70-82.
13. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А.Климова. М.: АСТ, 2017. – 448 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: АСТ, 2016. – 608 с.
15. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2014. – 227 с.
16. Платонова З.Н. Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №12.
17. Петровский А.В. Психология. Учебник / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: Академия, 2015. – 512 с.
18. Психология мышления: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А.Спиридонова и др. – М.: Астрель, 2014. – 672 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т. – СПб: Питер., 2016. – 720 с.
20. Трошина Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Том 5. – №3. – С.30-36.
21. Фарков А.В. Проблема обучаемости учащихся в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №6. – С.1-3.
22. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Флинта, 2015. – 333 с.
23. Хмелева Ю.А. Характеристика неадекватной самооценки как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении // Таврический научный обозреватель. – 2017. – №3-1(20). – С.85-87.
24. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Академия, 2016. – 260 с.
25. Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2012. – Вып. 12. – С.181-184.
26. Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №10. – С.151-155.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты педагогической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Педагогическая практика: анализ современной педагогической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность педагогической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов педагогической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа педагогической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской педагогики: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.