Файл: Связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте (Теоретические подходы к проблеме влияния успеваемости на формирование самооценки младшего школьника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1465

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения.

Формирование самооценки зависит и от самостоятельной оценки результатов собственной деятельности ребенка, и от оценок со стороны окружающих людей. Но решающее влияние на формирование самооценки у младших школьников оказывают оценка их учебной деятельности и поведения учителями. Это объясняется тем, что учитель для детей младшего школьного возраста выступает референтным лицом и поэтому его оценка очень значима.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что школьная успеваемость определяет социальную роль ребенка в группе сверстников, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт. Таким образом, школьная успеваемость представляет собой фактор самого непосредственного формирования самооценки младшего школьника.

Очень важно, чтобы в младшем школьном возрасте сформировалась адекватная самооценка, так как именно адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная же самооценка (как завышенная, так и заниженная) препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Проблема формирования самооценки у младших школьников освещена не только в психологической литературе, но и в педагогической.

Теоретико-методологическая основа исследования: Веракса Н., Истратова О., Косякова О., Кулагина И. и др., а также исследования и периодические издания по данной теме.

Понятие самооценки является одной из базовых категорий в отечественной психологической науке, различные ее аспекты изучались такими учеными как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Петровский, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, и другие психологи.

Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка.

Таким образом, целью курсовой работы является исследование влияния школьной успеваемости на самооценку младшего школьника и влияние самооценки на успеваемость.

Объектом исследования является самооценка и успеваемость ребенка.


Предмет исследования – влияние успеваемости на развитие самооценки младших школьников и влияние самооценки на успеваемость.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

– рассмотреть понятие и сущность самооценки личности;

– выяснить психологические особенности детей младшего школьного возраста:

– раскрыть особенности связи уровня самооценки с уровнем успеваемости

– выявить особенности связи уровня самооценки с уровнем успеваемости.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме влияния успеваемости на формирование самооценки младшего школьника

1.1 Самооценка личности: понятие и сущность

Важным компонентом самосознания личности является самооценка. Исследователь В.С. Мерлин отмечал, что самосознание представляет собой сложную психологическую структуру, которая состоит из четырех компонентов. Первый – сознание своей тождественности. Второй – сознание собственного «Я». Третий – понимание своих психических свойств. Четвертый – система социально-нравственных самооценок [13].

Компоненты самосознания находятся во взаимосвязи, но их формирование происходит не одновременно, а последовательно. Сознание тождественности начинает формироваться с самого рождения, когда ребенок начинает различать ощущения, которые вызваны внешними предметами и собственным телом. Сознание «Я» начинает формироваться с трех лет, когда ребенок правильно применяет личные местоимения. Понимание своих психических свойств и самооценка активно формируется в подростковом и юношеском возрасте. В связи с тем, что компоненты самосознания взаимосвязаны, совершенствование одного из компонентов изменяет всю систему.

Иного подхода к структуре самосознания придерживается В.С. Мухина, которая предполагает пять звеньев в структуре самосознания [14].


Первое звено – это имя собственное. Идентификация с именем осуществляется с первых лет жизни, имя ложится в основу самосознания. С помощью имени ребенок рассматривает себя как отдельного уникального человека.

Второе звено – это притязания на признание. С раннего возраста ребенок начинает понимать, что поступки разделяются на хорошие и плохие. В связи с тем, что хорошее поведение поощряется взрослыми, у ребенка появляется потребность быть хорошим и получить признание у окружающих людей. В процессе реализации притязания на признание у человека формируется самооценка и чувство собственного достоинства.

Третье звено – это половая идентификация. Представляет собой признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом аспекте.

Четвертое звено – психологическое время личности. Означает формирование субъективной картины жизненного пути, соотнесение своего настоящего, прошлого и будущего.

Пятое звено – социальное пространство личности. Означает комплекс прав и обязанностей человека, которые определяют стиль и содержание общения человека [14].

В научной литературе также предлагается структура самосознания или «Я»-концепции (И.И. Чеснокова [24], Л.В. Бороздина [4]), в которой определяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (отношение к себе и самооценка) и поведенческий (саморегуляция).

Исследователь И.И. Чеснокова рассматривает два уровня самопознания. На первом уровне человек соотносит себя с другими людьми. На этом уровне человек рассматривает свое поведение в конкретной ситуации. В результате формируется относительно устойчивые аспекты представления человека о себе, но еще нет истинного и полного понимания собственной сущности. Как правило, данный уровень самопознания является основным и единственным примерно до подросткового возраста [24].

Второй уровень самопознания характеризуется применением таких методов, как самоанализ и осмысливание собственной сущности. На данном уровне у человека формируется обобщенный образ собственного «Я», который состоит из единичных образов «Я», в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. В процессе самопознания человек получает знания о самом себе.

Представления человека о самом себе являются многоплановыми. В научной литературе отмечается, что у человека существует несколько форм представлений о самом себе, которые различаются по сфере проявлений человека (например, «физическое Я», социальное «Я») или во времени. Также представления человека о себе могут быть позитивными и негативными. Человеку сложно разграничить знания о себе от субъективной оценки, поскольку они являются взаимосвязанными.


Оценочная подструктура представляет собой наличие критической позиции человека по отношению к самому себе в рамках определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос о том, не что я имею, а что это значит. Самооценивание – это понимание человеком, чем является для него определенное знание о себе и понимание его значимости для себя. В результате оценивания самого себя формируется самооценка. Самооценка представляет собой суждение о значении и значимости собственной личности в целом, своих способностей и поступков.

В науке существуют разнообразные подходы к рассмотрению самооценки. Например, И.С. Кон отождествляет самооценку с образом «Я», Р. Бернс отождествляет самооценку с эмоционально-ценностным отношением к себе, Л.В. Бороздина рассматривает самооценку как отдельный компонент самосознания [4].

Адекватная самооценка позволяет человеку объективно оценивать себя и соотносить свои особенности с психологическими характеристиками партнеров по общению и ситуацией, адекватно выбирать стиль межличностных отношений.

В науке различают высокий, средний и низкий уровень самооценки. Рассмотрим психологические характеристики людей с высокой самооценкой. Люди с высокой самооценкой уверены в своих силах и способностях, могут самостоятельно принимать решения и отстаивать их, понимают свои цели и ценности, обладают оптимистическим взглядом на жизнь. Кроме того, они довольны собой, миром и другими людьми, воспринимают других в качестве равных собеседников.

Кроме уровня самооценки, наука определят и другие ее параметры (устойчивость, стабильность во времени, адекватность, правильность). В связи с этим, различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивость, адекватная и неадекватная. Также следует отметить, что в науке нет единого общепринятого определения самооценки.

Представления о самом себе необходимы человеку в любом возрасте, в том числе в младшем школьном возрасте. Автор Е.И. Забусова отмечает, что представления школьника о самом себе являются необходимым условием для того, чтобы он мог управлять собой, ставить цели, достигать результатов в учебной деятельности. Процесс формирования самоконтроля во многом зависит от уровня развития самооценки. Представления о себе являются основой, которая способствует формированию самооценки младших школьников [6, с 131].

Уровень самооценки младших школьников проявляется в их поведении и оказывает влияние на учебную деятельность. У детей с высокой, но адекватной самооценкой наблюдается активность, стремление к успеху в учебной деятельности. Такие школьники проявляют самостоятельность, у них есть вера в то, что благодаря собственным усилиям они смогут получить хорошие результаты в учебе. Такой подход основан на правильной самооценке собственных способностей и возможностей.


Младшие школьники с заниженной самооценкой выбирают простые задачи. Младшие школьники с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности и возможные результаты учебной деятельности, выбираю задачи, которые им не по силам. Такие дети после неудачи или продолжают настаивать на своем или переключаются на легкие задачи. Младшие школьники по-разному относятся к ошибкам, которые они допускают в учебе. Одни школьники после ошибки тщательно проверяют выполненное задание, другие сразу же отдают на проверку учителю, а третьи подолгу задерживают работу у себя.

Наиболее адекватно и естественно реагируют на собственные ошибки в процессе учебной деятельности дети с правильной, адекватной самооценкой. Такие дети проявляют интерес к самостоятельному поиску ошибок, им интересно ее исправить. Если сравнить таких школьников с детьми, имеющими низкую самооценку, то у вторых можно заметить следующее поведение. Если им предложить самостоятельно найти свою ошибку, то они несколько раз перечитывают свою работу и ничего в ней меняют. Часто такие младшие школьники проверять себя и переделывать работу, считая, что они все равно не смогут найти ошибку и исправить ее.

Значимым фактором, который оказывает большое влияние на формирование адекватной самооценки, является благожелательное отношение учителя к школьникам, такое отношение поддерживает учебную деятельность учеников. Стоит отметить, что в первом классе начальной школы многие ученики в основном положительно оценивают собственную учебную деятельность, а неудачу объясняют внешними обстоятельствами. Постепенно в младшем школьном возрасте у детей возрастает критичность и требовательность к себе.

Таким образом, самооценка представляет собой компонент самосознания, суждение о значении и значимости собственной личности в целом, а также своих способностей и поступков. В научной литературе существуют разнообразные подходы к классификации видов самооценки, однако наиболее традиционным является разделение на высокую, среднюю (адекватную) и низкую самооценку. Адекватная самооценка позволяет человеку объективно проводить оценку собственных особенностей, качеств и возможностей, а также соотносить их с индивидуальными психологическими свойствами партнеров по общению и конкретной ситуацией. Такой подход позволяет определить правильный стиль межличностных отношений и стратегию своей жизнедеятельности.