Файл: Субъекты коммерческой деятельности в торговле (Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и цели).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и цели.
1.2 Особенности организации коммерческой деятельности в оптовой торговле
1.3 Методы исследования эффективности коммерческой деятельности в оптовой торговле
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ДЕЛИКАТЭС»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации коммерческой деятельности предприятия ООО «ДеликатЭС»
2.3 Мероприятия по совершенствованию организации коммерческой деятельности предприятия
Организация и осуществление деятельности в торговом предприятии представляет собой единый и непрерывный процесс, который включает анализ коммерческой ситуации, формирование цели, определение покупателей, выделение общей стратегии, конкретные действия и контроль.
Бизнес-моделирование является эффективным инструментом планирования коммерческой деятельности, включающим как моделирование устойчивого состояния компании, так моделирование при изменяющихся факторах. Услуги по построению моделей и стратегическому бизнес-моделированию включают:
– моделирование рынка;
– стратегическое моделирование;
– эконометрический анализ.
При разработке и реализации коммерческой деятельности торговое предприятие ориентируется на факторы конкурентной среды, определяющие стратегию коммерческой деятельности. Факторы,
определяющие стратегию коммерческой деятельности предприятия, представлены на рисунке 1.2.
Выраженные качественными и количественными показателями, на долгосрочный и кратковременный период
Цели и основные задачи организации торговли, обусловленные тенденцией рыночного состояния
Факторы, определяющие стратегию коммерческой деятельности торгового предприятия
Уровень зависимости предприятия торговли и рыночной направленности
Организационное построение предприятия торговли
Уровень спроса, уровень цен, товарная конъюктура, конкурентоспособность фирмы
Рыночные товарные показатели
Внешние условия и их воздействие на деятельность организации
Факторы внешней конкурентной среды, сложившейся на рынке
Финансово-экономические, производственно-материальные ресурсы
Потенциал предприятия торговли, ориентированный на коммерческую работу
Рисунок 1.2 Факторы, определяющие стратегию коммерческой деятельности торгового предприятия
Предпринимательство в оптовой торговле является важным звеном, обеспечивающим необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях рыночных отношений. Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, осуществляющих куплю и продажу товаров, цель оптовой торговли последующая перепродажа товаров и оказание услуг, организация их оптового оборота.
Оптовая торговля представлена обширной сетью оптовых предприятий, характеризующихся наличием двусторонних экономических отношений с поставщиками и покупателями товаров. Поэтому в организации оптового оборота принимают участия как предприятия осуществляющие продажу товара, так и предприятия способствующие продвижению этого товара.
В развитии торгового предпринимательства, которое связанно с оптовой торговлей продукцией, большая роль принадлежит торговым посредническим звеньям. Большую часть объема товарного обращения, на потребительском рынке, в настоящее время осуществляют торговые посредники, которые характеризуются: структурой продаваемых товаров, коммерческими целями, функциональными действиями (торговыми услугами), выполняемыми операциями.
К организаторам оптового оборота относят:
– оптовые ярмарки – это периодически проводимые торги, организуемые в определенном месте;
– торгово-промышленные выставки служат для ознакомления потребителей и торговцев с продуктами, вырабатываемыми в данной стране (национальные), местности (местные) или в целом ряде стран (всемирные, международные);
– товарные биржи – организованные рынки для взаимозаменяемых товаров,
присутствие которых не является обязательным, поскольку качество определяется по стандартным образцам;
– аукционы. Публичными торгами (аукционами) называется мероприятие, во время которого имеющиеся на месте товары, которые можно предварительно осмотреть, продаются тому, кто предложит самую высокую цену;
– оптовые рынки. Оптовый рынок возникает, когда многочисленные торговцы совместно организуют специальное место для того, чтобы на нем продавать другим торговцам или производителям, как правило, сельскохозяйственную продукцию.
Структура оптовой продажи товаров, представлена на рисунке 1.3, каждый из типов оптовых торговых предприятий может иметь различные виды.
Оптовая торговля
Оптовые выставки, ярмарки, биржи, оптовые рынки, аукционы
Организаторы оптового оборота
Предприятия-брокеры, дилеры, торговые агенты и др.
Оптовые посредники
Оптовые предприятия
Оптовые и мелкооптовые базы; торговые склады и др.
Рисунок 1.3 Структура оптовой продажи товаров
Структура формирования оборота оптовой торговли по хозяйствующим субъектам в 2017 году, представлена на рисунке 1.4. В структуре формирования оборота оптовой торговли по хозяйствующим субъектам в 2015 году, доля организаций, которые не относятся к субъектам среднего и малого предпринимательства составила 67,4 %.
Малые предприятия (включая микропредприятия) 27,6%
Организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства 67,4%
ИП 1,5%
Субъекты среднего предпринимательства 3,5%
Рисунок 1.4 Структура формирования оборота оптовой торговли по хозяйствующ им субъектам в 2017году
Доля субъектов среднего предпринимательства в оптовой торговле составила в 2017 году 3,5 %, доли малых и микропредприятий и доли индивидуальных предприятий составили 27,6 % и 1,5 %, соответственно.
В 2017 году оборот оптовой торговли составил 50 025,9 млрд. рублей. Источники поступления товаров, в оптовые предприятия, по данным Росстата в 2017 году, представлены на рисунке 1.5.
Организации-производители 70%
Прочие организации 2%
Оптовые и оптово-посреднические организации 28%
Рисунок 1.5 Источники поступления товаров в оптовые предприятия в 2017 году
Оптовые закупки осуществляют оптовые базы: республиканские, универсальные базы облпотребсоюзов, межрайонные базы, базы райпотребсоюзов, потребительские общества. Первые четыре вида баз осуществляют оптовые закупки для последующей оптовой продажи, а потребительские общества для розничной продажи. Из этого следует, что республиканские универсальные, межрайонные базы облпотребсоюзов одновременно осуществляют как оптовые закупки, так и оптовую продажу.
Учитывая выдвигаемые перед предприятиями оптовой торговлей задачи современности, в силу, сложной экономической ситуации в стране и во всем мире, обозначим цели ее развития в нынешних условиях:
– формирование развитой системы каналов товародвижения;
– структурирование и поддержание высокой интенсивности товаропотоков;
– максимальная экономия совокупных издержек товарного обращения;
– создание резервных источников денежного обеспечения налаженных и перспективных процессов товародвижения.
Как было отмечено выше, оптовая торговля характеризуется наличием двусторонних экономических отношений с поставщиками и покупателями товаров, рассмотрим коммерческие функции оптовых предприятий, по отношению к клиентам и поставщикам (рисунок 1.6).
– концентрации коммерческо-закупочной работы:
– поддержке процессов перехода прав собственности на поставляемые товары;
– сведении коммерческих рисков к минимуму;
– инвестиционном обеспечении процесса товародвижения;
– маркетинговых мероприятиях в интересах производителей (поставщиков).
– оценка потребностей и складывающегося спроса;
– переформирование производственного ассортимента в ассортимент торговый;
– оптимальное накопление и должное хранение имеющихся товарных запасов на складах и площадках;
– организация погрузо-разгрузочных операций и своевременная доставка товаров клиентам;
– информационно-консалтинговое обслуживание клиентов;
– кредитование потребителей (покупателей).
По отношению к своим поставщикам
товаров
Коммерческие функции предпринимательских структур в оптовой торговле по отношению к клиентам и поставщикам
По отношению к клиентам – оптовым
покупателям
Рисунок 1.6 Коммерческие функции оптовых структур, по отношению к клиентам и поставщикам
Таким образом, современное состояние развития предприятий оптовой торговли характеризуется разветвленной сетью хозяйственных связей на федеральном и региональном уровне и разнообразными коммерческими операциями, расширяя тем самым экономическую инфраструктуру оптового рынка. Всемерная поддержка отечественных производителей товаров – краеугольный камень перспективного развития экономики России, а в системе хозяйственных отношений и товародвижения оптовое звено может сделать в этом направлении немало.
Компоненты внешней среды, влияющей на организацию коммерческой деятельности предпринимательских структур в оптовой торговле (макросреды), представлены силами, оказывающими влияние на микросреду, это демографическая компонента, политическая и законодательная компонента, технологическая компонента, экономическая компонента, конкурентная среда, клиенты.
Данные факторы считаются неконтролируемыми или неуправляемыми, так как предприятие не может оказать на них существенного влияния, поэтому, при планировании коммерческой деятельности, их нужно учитывать, и уметь приспосабливаться, участвуя в этих процессах.
Компоненты внешней среды, влияющей на организацию коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли, рассмотрим на рисунке 1.7.
Клиенты
Конкурентная среда
Экономическая компонента
Технологическая компонента
Политическая и законодательная компонента
Демографическая компонента
Компоненты внешней среды оптового торгового предприятия
Рисунок 1.7 Компоненты внешней среды, влияющие на организацию коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли
Компоненты внутренней среды влияющей на организацию коммерческой деятельности предприятий в оптовой торговле (микросреды), представлены силами, которые имеют непосредственное прямое отношение к самому предприятию, к его возможностям в области обслуживания клиентов, поставщиков, посреднических звеньев, конкурентов и контактных аудиторий.
К компонентам внутренней среды предпринимательских структур в оптовой торговле, относят те факторы прямого воздействия (контролируемые факторы), которые могут оказать влияние на предпринимательскую структуру, и, при этом и само предприятие также может влиять на них.
Организация коммерческой деятельности в оптовой торговле состоит в практической реализации широчайшего комплекса взаимосвязанных торгово-технологических решений и является важным звеном, обеспечивающим необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях рыночных отношений. Ориентация современных предпринимательских организаций в оптовой торговле в функциональном и целевом отношениях даст возможность не только создавать надлежащие условия для преодоления стагнационных процессов в оптовой торговле, в силу экономического кризиса, но и гарантии стратегической стабильности потребительского рынка страны в целом.
1.3 Методы исследования эффективности коммерческой деятельности в оптовой торговле
Исследование эффективности коммерческой деятельности в оптовой торговле основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому, как правило, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния компании. Этот анализ направлен на выяснение того, как предстоящее развитие компании согласуется с наличием достаточных финансовых средств и платежеспособностью компании. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы.
Первая группа – это показатели оценки прибыльности коммерческо-хозяйственной деятельности:
1. Показатель общей рентабельности фирмы (прибыль общая к активам).