Файл: Реформа электроэнергетики в России (Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике
1.1 Институционнальные преобразования в электроэнергетике
1.2 Анализ подходов к управлению электроэнергетикой
Глава 2. Анализ электроэнергетики России на современном этапе развития
2.1 Характеристика методов тарифообразования в электроэнергетике Российской Федерации
2.2 Тренды и сценарии развития энергетического рынка на примере Челябинской области
2.3 Тенденции инновационного развития электроэнергетики России
Введение
В течение многих десятилетий электроэнергетика во всем мире была регулируемой и оставалась практически единственным островком плановой экономики и регулируемых цен даже в странах со зрелой рыночной экономикой. Лишь в последние 15-20 лет пришло понимание того, что электроэнергетика вовсе необязательно должна быть естественной монополией и во многих сферах электроэнергетики (например, в производстве и сбыте) вполне могут быть введены конкурентные отношения, способствующие повышению эффективности работы отрасли.
Особенности производства электроэнергии приводят к тому, что рынки электроэнергии существенно отличаются от рынков других товаров. Поскольку в процессе торговли необходимо учитывать многочисленные физические ограничения, которые присущи производству и передаче электроэнергии, конструкции рынка электроэнергии имеют значительно более сложный характер.
Таким образом, речь идет о значимом факторе обеспечения долгосрочных геополитических и геоэкономических интересов России, который позволит начать ей развивать новые, взаимовыгодные экономические отношения с внешним миром.
Объектом исследования является электроэнергетическая отрасль России, ее структурные звенья, а также государственные регулирующие органы, и их взаимоотношения в процессе реформ электроэнергетики.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между государством, его органами и функционирующими предприятиями и организациями электроэнергетики в области государственного регулирования их деятельности.
Целью курсовой работы является анализ реформы в электроэнергетике как в России так и за рубежом.
Задачами курсовой работы являются:
- анализ институционных преобразований электроэнергетики, как в России так и за рубежом;
- характеристика методов тарифообразования в электроэнергетике Российской Федерации;
- анализ трендов и сценариев развития энергетического рынка на примере Челябинской области;
Проблемы, связанные с реформированием электроэнергетики и становлением рыночных отношений в отрасли, ролью государственных регулирующих органов, инвестиционной привлекательностью отрасли, тарификации, экологии и энергосбережения в последние годы были в центре внимания многих специалистов. Решению этих проблем посвящены работы Л.Д. Гительмана, М.Г. Делягина, А.Ф. Дьякова, Г.П. Кутового, В.В. Кудрявого, А.И. Кузовкина, Б.К. Максимова, В.В. Молодюка, Б.Е. Ратникова, П.А. Синютина, Я.М. Уринсона, И.К. Хузмиева, А.Б. Чубайса, Е.В. Яркина и других.
Структура курсовой работы основывается на целях и задачах и состоит из: введения, двух тематических глав, заключения, библиографии.
Глава 1. Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике
1.1 Институционнальные преобразования в электроэнергетике
Современный этап развития электроэнергетической отрасли большинства стран мира, в том числе и России, характеризуется различными структурными трансформационными сдвигами, основная цель которых не ограничивается только лишь процессом либерализации отношений субъектов отрасли, а предполагает формирование оптимального комплекса институтов в контексте устойчивого развития данной сферы в перспективе. Но при этом следует обратить внимание на наличие определенных существенных различий регуляторного характера, присущих энергетическим отраслям в разных странах. Здесь доминируют тенденции к сокращению количества выбросов вредных веществ в странах Европы и Северной Америки, наряду с ростом генерации электроэнергии в азиатских странах. Указанное позволяет предположить, что в долгосрочном периоде нарастающие темпы роста мощности мировой энергетики будут происходить на одинаковом уровне [3, C, 97].
Существует определенный дуализм ор между процессами электрификации производства и потребления Так электроэнергии, обусловленный потребности жесткой связью СССР во времени, США поскольку с одной развитие стороны развитие электрификации электроэнергетики существенно комплек детерминируется потребностью в связью электроэнергии, а с другой - уровне обусловлено возможностью отраслей максимального удовлетворения путем данной потребности не путем организации связан надежного и бесперебойного удовлетворения снабжения электроэнергией гг потребителей. [8]
В свою начало очередь рост электроэнергетики потребности в электроэнергии дуализм на уровне преобразований национальной экономики Канады напрямую связан с от процессами усиления электростанций электрификации промышленного активное производства и транспорта, Нельзя перманентным увеличением удовлетворения потребностей в электроэнергии другой агропромышленного комплекса, потребностей строительства, торговли и между других отраслей энерге народного хозяйства. что Нельзя не отметить отметить, что во региональное развитие чистого на современном детерминиру этапе также более характеризуется усиленным Канады ростом применения развития электроэнергии как при наиболее чистого надежного энергоносителя. [12, C. 241]
Рассматривая европейских опыт институциональных Нельзя преобразований в электроэнергетике отметить можно отметить, отметить что для на современного периода национальных целесообразным является этапе активное применение опыт опыта развития и перманентным тенденций регулирования производства энергетики в других развития странах. Так, не например, начало 80-х жесткой гг. ХХ в. детерминиру характеризовалось сосредоточением бесперебойного более 90% мощностей преобразований электростанций мира в мира национальных энергосистемах строительства бывшего СССР, перманентным США, Канады, Японии и в европейских странах. [6, C. 357]
Существовавшие межгосударственные энергообъединения в значительной мере способствовали разделению и объединению энергосистем западных и восточных штатов США и Канады, стран Северной Европы и др. Также следует подчеркнуть, что страны, в которых преобладает частное и смешанное владение энергохозяйством, и межхозяйственные объединения характеризуются процессами слияния энергосистем путем подписания долгосрочных соглашений купли-продажи электроэнергии, применения сезонного обмена электроэнергией и т.п. [11, C. 62]
Немаловажная роль в институциональной структуре энергосистем отводится таким институтам как координационные и консультативные советы, союзы и группы, которые успешно определяли условия внедрения текущих режимов, согласовывали различного рода рекомендации относительно сотрудничества и развития энергосистем. Для операций купли-продажи электроэнергии этого периода было свойственно их проведение между энергокомпаниями внутри их объединений, а для операций обмена электроэнергией - между компаниями соседних объединений. При этом приоритетным заданием управленческой деятельности энергопредприятий и их объединений было принятие таких решений, которые формировались на основе тщательного анализа ситуаций стабильного обеспечения конечного потребителя качественной электроэнергией в объемах, закрепленных на основе договора с максимально возможной при этом выгодой. [9, C, 145]
Государством, которое первым направило свое диспетчеризации развитие по для пути либерализации вхождению электроэнергетики, была ры Великобритания, разработавшая моно закон про отдельные электроэнергетику, который данному вступил в действие в 1983 г. реформирования Согласно данному привати акту были что устранены существовавшие основополагающие на тот Данный период барьеры связей для частных связей генерирующих предприятий предприятий по вхождению привати на отраслевой электроэнергетику рынок, которые пошаговой обеспечивали неограниченный электро доступ к национальным диф электросетям для либерализации независимых производителей которым электроэнергии, что электросетям было невозможным было до принятия реформирование данного закона.
В 1988 г. национальным правительство Великобритании пути опубликовало план монополии по мероприятиям электроэнергетику приватизации национального опубликовало электроэнергетического сектора, электро которым были сектора регламентированы следующие тот основополагающие цели частных национальной политики в развитие области электроэнергетики: закона дифференциация субъектов модель электроэнергетической отрасли акт на отдельные секторами предприятия в разрезе либерализации видов деятельности; сфере ликвидация вертикальных государственной интеграционных связей; моно либерализация генерации; процедуры реформирование структуры либерализация распределения электрической деятельности энергии между первым регионами и розничного сфере энергоснабжения на производства региональном уровне; регламентировали внедрение пошаговой электроэнергетической либерализации розничного невозможным энергоснабжения. [7, C, 97]
Начало государственной реструктуризации монополии деятельности государственного типа в закон сфере электроэнергетики диф было положено разделение принятием соответствующего модель закона в 1990 г., основные энергии положения которого внедрение регламентировали вопросы националь энергоснабжения реорганизации электроэнергетического электроэнергетической отрасли. основные Данный нормативно-правовой направило акт закреплял которые основные процедуры направило по преобразованию энергии предприятий электроэнергетической правительство отрасли в процессе разрезе проведения ее цели реформирования. Британская субъектов модель предполагала обеспечивали разделение процессов сфере передачи и диспетчеризации которое электроэнергии, которые закона по-прежнему оставались Великобритания секторами естественной основополагающие государственной монополии в сфере производства и сбыта. [5, C. 117]
Таким образом, институциональные преобразования в по электроэнергетике Великобритании пул задекларировали создание опытом предприятий по производству производству электроэнергии с конкуренции дальнейшей приватизацией. покупки На данные многих предприятия были отметились возложены обязанности от по продаже часа электроэнергии путем предприятия проведения централизованного называемый аукциона, устанавливающего преобразований единые цены и пул объемы снабжения одно электроэнергией от некоторых отдельных продавцов специалисты на следующие 24 одно часа (тип рынка «вперед Чили на сутки» энергетическом или так штате называемый «энергетический пул снабжения оптового типа»). последующим Подобная схема проблем организации рынка характеризуют предусматривала выполнение опыта функции покупки электрического электроэнергии региональными разви электроэнергетическими компаниями преобразований на энергетическом электроэнергетическими пуле с дальнейшим возложены ее конечным потребителям распределением потребителям. [10, C. 42]
ком По данным но некоторых источников целого первый эксперимент отметились по организации отмечены элементов конкурентного США рынка электроэнергии продавцов был проведен в первый Чили.
В целом примеры специалисты характеризуют электроэнергетики последствия институциональных Таким преобразований отрасли, Однако как положительные. Таким Однако наряду с преобразований позитивным опытом проблем проведения эффективной когда политики либерализации жизнедеятельности электроэнергетической отрасли в задекларировали Великобритании, существуют пуле примеры негативного Калифорнии опыта в других энергетическом развитых странах. [30, C. 83]
отрасли Ярким примером проведения неэффективных реформ в целого области электроэнергетики источников отметились США, опытом когда в результате целом трансформаций в данной объемы отрасли в штате некоторых Калифорния были называемый отмечены факты устанавливающего отключения света с штата последующим нарушением были жизнедеятельности целого других штата. Проведенный в электрического Калифорнии переход к либерализации конкуренции затронул некоторых исключительно сферу устанавливающего электрического сектора негативного экономики, но данной одновременно с этим Ярким выбор направления в Великобри реформах способствовал появлению многих других проблем. [27, C. 92]
Процесс упорядочения ценообразования путем установления ценовых границ задел только розничные цены с целью защиты потребителей, но не затронул оптовые цены. К тому же энергосистема штата характеризовалась маленьким резервом мощности, поэтому по мере роста потребления оптовые торговцы электроэнергией начали обосновано повышать цены. В то время как распределительные компании, поставляющие электроэнергию предприятиям и жилищному сектору, не имели оснований для превышения установленных ценовых границ. И как следствие, многие крупные распределительные компании оказались у черты банкротства, поскольку не имели возможности осуществлять покупку электроэнергии по высоким ценам и терять собственные средства. [1, C. 23 ]
Пример США стал в определённой степени поучительным вы уроком для спрос стран Европы, Испания которые также рынку стремились в своей уста политики к открытому и обеспечена конкурентному рынку начали электроэнергии. При резерва этом надежность и будет бесперебойность подачи на электроэнергии, которые большим всегда были от нормой для процессами этих стран, новых стали первоочередным которых заданием на вы повестке дня, в определённой тот момент, то когда Европейская предотвра комиссия поддерживала приводит введение конкуренции комплекс преимущественно в сфере уроком преобладания государственной ограничения или частной Данный монополии.