Файл: Реформа электроэнергетики в России (Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В табл. 1 описано формирование тарифов при различных методах тарифообразования.

Таблица 1

Формирование тарифов при различных методах тарифообразования

Метод тарифообразования

Расчет тарифа

Метод «затраты плюс»

Тариф рассчитывается на каждый год, исходя из затрат, которые включались в НВВ.

Метод «индексации»

Тариф рассчитывается на долгосрочный период (пять лет), исходя из затрат, которые включаются в НВВ (подконтрольные и непод­контрольные расходы). НВВ корректируется ежегодно.

Метод «RAB-регутирование»

Тариф рассчитывается на долгосрочный период (пять лет), исходя из затрат (подконтрольные и неподконтрольные) и регулируемой базы капитала. НВВ складывается из затрат на реализацию услуг, дохода на инвестированный капитал в первый период регулиро­вания (на втором и последующих периодах регулирования уста­навливается норма доходности) и возврата инвестированного ка­питала. НВВ корректируется ежегодно.

В таблице представлены основные различия метода доходности инвести­рованного капитала и метода «затраты плюс».

Из табл. 3 видно, что главным отличием метода «затраты плюс» являет­ся то, что тарифы устанавливаются лишь на 1 год, и при формировании та­рифов, учитываются средства на реализацию утвержденной инвестирован­ной программы только на соответствующий период регулирования. Так же различия методов «затраты плюс» и «RAB -регулирование» проявляются в том, какую роль играет государство в функционировании метода и на осно­ве чего зарабатывают акционеры предприятия. При методе «затраты плюс» государство контролирует процесс, а не результат, кроме того государство не может снизить расходы без ущерба надежности. Используя метод доход­ности инвестированного капитала, государство создает «правила игры» и следит за соблюдением договоренностей [18, С. 17].

Таблица 3

Основные отличия метода «RAB-регулирования» от метода «затраты плюс»

Отличительные

признаки

Метод «RAB-регулирование»

«Затраты плюс»

Тариф утверждается

На 5 лет, с возможностью ежегодной корректировки

На 1 год

База

Базируется на регулировании затрат, ба­зе инвестированного капитала и установ­ленной норме доходности

Базируется на регулировании буду­щих затрат и необходимой на разви­тие прибыли

Стимулирует

Снижение затрат и создание условий для привлечения внешних инвестиций

Рост операционных затрат и поддер­живает надежность сетевой инфра­структуры за счет роста тарифов

Порядок включения средств на инвестиции

Инвестиционные расходы! включаются в базу инвестированного капитала и учи­тываются в тарифе в течение 3-5 лет

При формировании тарифов в тече­ние одного года учитываются сред­ства на реализацию инвестицион­ной программы только на соответ­ствующий период регулирования

Регулирование надеж­ности и качества обслу­живания

Инвестиционные программы и НВВ привязаны к уровню надежности

Нет

Регулирование стоимо­сти капитала

Нормативный метод. Фактическая сто­имость капитала может отличаться

Проценты по кредитам в фактиче­ском объеме по фактической стои­мости

Стимулы снижать опе­рационные расходы!

Экономия 5 лет остается в компании

Экономия 2 года (при согласовании

с РЭК)


В табл. 4 указаны сходства и различия метода «RAB-регулирование» и метода «индексации».

Из табл. 4 видно, что метод «индексации», так же, как и метод доходно­сти инвестиционного капитала является долгосрочным. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаются на срок не менее пяти лет, отдельно на каждый финансовый год и в течение этого периода ежегод­но корректируются.

При методе «индексации» долгосрочные тарифы определяются на ос­нове долгосрочных параметров, которые используются для расчета тарифов при методе «RAB-регулирование», а именно:

1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регу­лирующими органами;

2) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количест­ву активов;

4) максимальная возможность корректировки НВВ, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг. [25]

Таблица 4

Сходства и различия метода «индексации» и метода

«RAB-регулирование»

Метод «RAB- регулирование»

Метод «индексации»

Долгосрочный период

5 лет

Состав подконтрольных рас­ходов

1. Сырье и материалы;

2. Ремонт основных средств;

3. Оплата труда;

4. Другие расходы.

Состав неподконтрольных расходов

1. Расходы на оплату услуг, осуществляющими регулируемые виды деятельности;

2. Расходы на аренду имущества;

3. Налог на прибыль и другие обязательные платежи и сборы;

4. Дополнительные расходы (доходы) связанные с изменением зако­нодательства и/или изменения состава активов регулируемой орга­низации;

5. Другие расходы.

Индекс эффективности опера­ционных расходов

от 1 % до 2,5 %

Коэффициент эластичности

0,75

Расходы на финансирование капитальных вложений

В любом размере

Не могут превышать 12 % от НВВ регули­руемой организации

Корректировка НВВ

С учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг

Главным отличием метода «индексации» является то, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли, включаемые в непод­контрольные расходы, не могут превышать 12 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации, тогда как при методе «RAB-регулиро­вание» они могут быть установлены в любом размере [24].


Метод «индексации» в отличие от метода «RAB-регулирование», долго сни­жает инвестиционную компаний привлекательность предприятия, только не обеспечивает отличие принцип возвратности Метод инвестиций.

Как новой показывает мировой сегодняшний опыт, метод «RAB-регулирование» в строительства долго­срочной перспективе отличие является эффективным: на энергокомпании существенно распределительных сокращают свои надежным издержки, что отличие приводит к постепенному проблемой снижению тарифа наработан при одновременном метода увеличении инвестиций в экономическое отрасль. Поэтому считается система «RAB-регулирование» в мире уровня считается образцом соот тарифного регулирова­ния, в решение первую очередь, уровне для распределительных период электрических сетей, при систем водоснабжения и перешли связи [19, С.72].

В России короткий на государственном связи уровне было займов принято решение в 2011 отличие году завершить метод переход на «RAB-регулирование» только всех электросетевых обеспечивает компа­ний. На свои сегодняшний день, Метод по результатам первыми внедрения новой метода системы та­рифного экономическое регулирования наработан перешли положительный опыт. трехлетнего Он выражается в решение увеличении уровня экономическое займов распределительных привлекательность сетевых компаний и, Эти соот­ветственно, объемов снижению сетевого строительства. край Все это пятилетний не только метода делает энер­гетический компа комплекс более отличие надежным, но и та задает курс положительный на дальнейшее Ростовская мас­штабное экономическое одновременном развитие регионов [22, С. 144].

В Пермский России первыми тарифного на метод «RAB -регулирование» с 2009 курс года перешли компаний Астраханская, Белгородская, было Липецкая, Ростовская, снижению Рязанская, Тверская, обеспечивает Тульская и Курганская перспективе области, а так столк же Пермский объемов край. Эти Эти области столк­нулись с мас такой проблемой, система как очень по короткий срок Метод регулирования (3 года), и перспективе поэтому с 1 января 2010 новой года они система перешли с трехлетнего трехлетнего периода регули­рования на пятилетний период [16,С. 247].

Однако, метод тарифообразования «RAB -регулирование», оказался не эффективным, многие компании отказываются от него в пользу метода «долгосрочная индексация». Неэффективность метода «RAB-регулиро­вание», обусловлена мероприятиями по сдерживанию роста тарифа на элек­троэнергию, согласно поручениям Президента Российской Федерации В.В. Путина, изложенных в Указах №№ 596 и 597 от 7 мая 2012 года. Федераль­ная антимонопольная служба, не включает в состав тарифа многие затраты связанные с применением метода «RAB-регулирование», рост тарифа на передачу электроэнергии сдерживается, а предприятия энергетической от­расли недополучают величину НВВ. Рекомендации по решению проблемы, в теории, сводятся к увеличению тарифной ставки на передачу электриче­ской энергии на законодательном уровне. Правительству Российской феде­рации необходимо увеличить ценообразование в области регулируемых та­рифов в электроэнергетике. Тем самым поддержать энергетическую про­мышленность на государственном уровне.


2.2 Тренды и сценарии развития энергетического рынка на примере Челябинской области

Челябинская область - одна из самых энергоемких областей в Российской Федерации: потребление электроэнергии составляет 35 150 млн. кВт-ч, а тепло­вой энергии более 46 321 Гкал в год (по данным за 2018 год) [16]. Учитывая боль­шую долю промышленного потребления энергоресурсов (более 63,8% по элек­троэнергии и до 49% по тепловой энергии) и традиционно высокую энергоем­кость производимых в области промышленных продуктов, все вопросы, связан­ные с энергообеспечением региона, рассмотрением вариантов и сценариев разви­тия энергетического рынка являются крайне актуальными. Кроме того, рынок теплоснабжения, его социально-экономическая значимость для населения и по­стоянный рост тарифов, наряду с падением привлекательности данного субъекта рынка для инвестиций требует всестороннего анализа, как со стороны потребите­лей, так и со стороны профессиональных участников рынка.

С 2011 года в Челябинской области в соответствии с [2, 3] и другими норматив­но-правовыми документами разрабатывается «Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Челябинской области» (далее - СиПРЭ). Отличительно особенностью СиПРЭ является пятилетний горизонт планирования мероприятий в электроэнергетике и косвенно в теплоэнергетики, как взаимозависимой области. По мнению автора с учётом сроков окупаемости объектов энергетики, системной инер­ционностью отрасли и развитием в западных странах передовых технологий в сфере энергоснабжения, указанный в СиПРЭ интервал, возможно не в полной мере отража­ет интересы региона в средне- и долгосрочной перспективе. В любом случае необхо­дим дополнительный анализ существующего направления развития энергетики Челя­бинской области и сопоставление с мировыми тенденциями в рассматриваемой от­расли. Эго в первую очередь касается рынка электроэнергии, как наиболее пер­спективного в будущем энергоносителя. [20]

Электроэнергетика Челябинской области находится в дефиците [5]: сум­марная установленная мощность электростанций энергосистемы Челябинской области, которая на 1 января 2019 года составляет 5730,22 МВт не покрывает спрос потребителей (рис. 1). Положительным трендом является системное сни­жение дефицита электроэнергии, восполняемого из энергосистем соседних реги­онов за счёт прежде всего увеличения собственной генерации. Общее потребле­ние электроэнергии за рассматриваемый период снизилось в связи со снижением темпов роста ВРП с 2015 года.


Рисунок 1- Баланс производства и потребления электроэнергии в Челябинской области

Энергоёмкость ВРП также снижается, что может свидетельствовать о целе­направленном повышении энергоэффективности производства, передачи и по­требления энергоресурсов (рис. 2).

Рисунок 2- Энергоемкость ВРП Челябинской области

На текущий момент в области не наблюдается достаточная топливная диверси­фикация производства тепловой и электрической энергии. Отчасти эта проблема бу­дет решена к 2020 году с запуском Южно-Уральской АЭС установленной мощность 4 600 МВт [21]. Однако имеющийся в области потенциал использования нетрадицион­ных возобновляемых источники энергии (НВИЭ) не поддерживается в должной мере на системной основе. Необходимо отметить, что основные мировые тенденции полу­чения тепловой и электрической энергии связаны с развитием альтернативной и ма­лой энергетики. Это объясняется в первую очередь совершенствованием технологий и постепенным снижением стоимости НВИЭ.

На текущий момент в мировой энергетике в частности рассматриваются три сценария развития: инерционный, стагнационный и инновационный [4]. Как это не парадоксально, но в сложившейся ситуации и с сохранением существующего тренда Челябинская область, впрочем, как и вся Россия, лишь относительно гото­ва только к первому варианту, подразумевающему отставания российской энер­гетики от мирового уровня, моральное и физическое старение оборудования.

При стагнационном и инновационном сценариях регион ожидают принци­пиально новые вызовы, которые практически не учитываются в современной государственной как региональной, так и федеральной энергетической политике. В стагнационном сценарии - это риски, связанные с ужесточением климатиче­ской политики со стороны мирового сообщества: системы квот на выбросы, штрафы за их превышение, снижение экспорта природного топлива и пр.

Наконец, инновационный сценарий создает крайне серьезный риск глубоко­го технологического отставания и неконкурентоспособности продукции региона. Как со стороны государственных структур, так и со стороны профессиональных участников энергетического рынка недостаточное внимание уделяется ключевым направлениям в создании энергетики нового поколения: сочетание концентриро­ванной и распределенной генерации; развитие технологий дальнего транспорта электроэнергии и развитие энергообъединений; развитие технологий накопления электроэнергии в энергосистеме; создание систем управления энергосистемой; развитие местных энергоресурсов, НВИЭ и пр.