Файл: Реформа электроэнергетики в России (Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике
1.1 Институционнальные преобразования в электроэнергетике
1.2 Анализ подходов к управлению электроэнергетикой
Глава 2. Анализ электроэнергетики России на современном этапе развития
2.1 Характеристика методов тарифообразования в электроэнергетике Российской Федерации
2.2 Тренды и сценарии развития энергетического рынка на примере Челябинской области
2.3 Тенденции инновационного развития электроэнергетики России
В табл. 1 описано формирование тарифов при различных методах тарифообразования.
Таблица 1
Формирование тарифов при различных методах тарифообразования
Метод тарифообразования |
Расчет тарифа |
Метод «затраты плюс» |
Тариф рассчитывается на каждый год, исходя из затрат, которые включались в НВВ. |
Метод «индексации» |
Тариф рассчитывается на долгосрочный период (пять лет), исходя из затрат, которые включаются в НВВ (подконтрольные и неподконтрольные расходы). НВВ корректируется ежегодно. |
Метод «RAB-регутирование» |
Тариф рассчитывается на долгосрочный период (пять лет), исходя из затрат (подконтрольные и неподконтрольные) и регулируемой базы капитала. НВВ складывается из затрат на реализацию услуг, дохода на инвестированный капитал в первый период регулирования (на втором и последующих периодах регулирования устанавливается норма доходности) и возврата инвестированного капитала. НВВ корректируется ежегодно. |
В таблице представлены основные различия метода доходности инвестированного капитала и метода «затраты плюс».
Из табл. 3 видно, что главным отличием метода «затраты плюс» является то, что тарифы устанавливаются лишь на 1 год, и при формировании тарифов, учитываются средства на реализацию утвержденной инвестированной программы только на соответствующий период регулирования. Так же различия методов «затраты плюс» и «RAB -регулирование» проявляются в том, какую роль играет государство в функционировании метода и на основе чего зарабатывают акционеры предприятия. При методе «затраты плюс» государство контролирует процесс, а не результат, кроме того государство не может снизить расходы без ущерба надежности. Используя метод доходности инвестированного капитала, государство создает «правила игры» и следит за соблюдением договоренностей [18, С. 17].
Таблица 3
Основные отличия метода «RAB-регулирования» от метода «затраты плюс»
Отличительные признаки |
Метод «RAB-регулирование» |
«Затраты плюс» |
Тариф утверждается |
На 5 лет, с возможностью ежегодной корректировки |
На 1 год |
База |
Базируется на регулировании затрат, базе инвестированного капитала и установленной норме доходности |
Базируется на регулировании будущих затрат и необходимой на развитие прибыли |
Стимулирует |
Снижение затрат и создание условий для привлечения внешних инвестиций |
Рост операционных затрат и поддерживает надежность сетевой инфраструктуры за счет роста тарифов |
Порядок включения средств на инвестиции |
Инвестиционные расходы! включаются в базу инвестированного капитала и учитываются в тарифе в течение 3-5 лет |
При формировании тарифов в течение одного года учитываются средства на реализацию инвестиционной программы только на соответствующий период регулирования |
Регулирование надежности и качества обслуживания |
Инвестиционные программы и НВВ привязаны к уровню надежности |
Нет |
Регулирование стоимости капитала |
Нормативный метод. Фактическая стоимость капитала может отличаться |
Проценты по кредитам в фактическом объеме по фактической стоимости |
Стимулы снижать операционные расходы! |
Экономия 5 лет остается в компании |
Экономия 2 года (при согласовании с РЭК) |
В табл. 4 указаны сходства и различия метода «RAB-регулирование» и метода «индексации».
Из табл. 4 видно, что метод «индексации», так же, как и метод доходности инвестиционного капитала является долгосрочным. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаются на срок не менее пяти лет, отдельно на каждый финансовый год и в течение этого периода ежегодно корректируются.
При методе «индексации» долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров, которые используются для расчета тарифов при методе «RAB-регулирование», а именно:
1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
2) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов;
4) максимальная возможность корректировки НВВ, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг. [25]
Таблица 4
Сходства и различия метода «индексации» и метода
«RAB-регулирование»
Метод «RAB- регулирование» |
Метод «индексации» |
|
Долгосрочный период |
5 лет |
|
Состав подконтрольных расходов |
1. Сырье и материалы; 2. Ремонт основных средств; 3. Оплата труда; 4. Другие расходы. |
|
Состав неподконтрольных расходов |
1. Расходы на оплату услуг, осуществляющими регулируемые виды деятельности; 2. Расходы на аренду имущества; 3. Налог на прибыль и другие обязательные платежи и сборы; 4. Дополнительные расходы (доходы) связанные с изменением законодательства и/или изменения состава активов регулируемой организации; 5. Другие расходы. |
|
Индекс эффективности операционных расходов |
от 1 % до 2,5 % |
|
Коэффициент эластичности |
0,75 |
|
Расходы на финансирование капитальных вложений |
В любом размере |
Не могут превышать 12 % от НВВ регулируемой организации |
Корректировка НВВ |
С учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг |
Главным отличием метода «индексации» является то, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли, включаемые в неподконтрольные расходы, не могут превышать 12 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации, тогда как при методе «RAB-регулирование» они могут быть установлены в любом размере [24].
Метод «индексации» в отличие от метода «RAB-регулирование», долго снижает инвестиционную компаний привлекательность предприятия, только не обеспечивает отличие принцип возвратности Метод инвестиций.
Как новой показывает мировой сегодняшний опыт, метод «RAB-регулирование» в строительства долгосрочной перспективе отличие является эффективным: на энергокомпании существенно распределительных сокращают свои надежным издержки, что отличие приводит к постепенному проблемой снижению тарифа наработан при одновременном метода увеличении инвестиций в экономическое отрасль. Поэтому считается система «RAB-регулирование» в мире уровня считается образцом соот тарифного регулирования, в решение первую очередь, уровне для распределительных период электрических сетей, при систем водоснабжения и перешли связи [19, С.72].
В России короткий на государственном связи уровне было займов принято решение в 2011 отличие году завершить метод переход на «RAB-регулирование» только всех электросетевых обеспечивает компаний. На свои сегодняшний день, Метод по результатам первыми внедрения новой метода системы тарифного экономическое регулирования наработан перешли положительный опыт. трехлетнего Он выражается в решение увеличении уровня экономическое займов распределительных привлекательность сетевых компаний и, Эти соответственно, объемов снижению сетевого строительства. край Все это пятилетний не только метода делает энергетический компа комплекс более отличие надежным, но и та задает курс положительный на дальнейшее Ростовская масштабное экономическое одновременном развитие регионов [22, С. 144].
В Пермский России первыми тарифного на метод «RAB -регулирование» с 2009 курс года перешли компаний Астраханская, Белгородская, было Липецкая, Ростовская, снижению Рязанская, Тверская, обеспечивает Тульская и Курганская перспективе области, а так столк же Пермский объемов край. Эти Эти области столкнулись с мас такой проблемой, система как очень по короткий срок Метод регулирования (3 года), и перспективе поэтому с 1 января 2010 новой года они система перешли с трехлетнего трехлетнего периода регулирования на пятилетний период [16,С. 247].
Однако, метод тарифообразования «RAB -регулирование», оказался не эффективным, многие компании отказываются от него в пользу метода «долгосрочная индексация». Неэффективность метода «RAB-регулирование», обусловлена мероприятиями по сдерживанию роста тарифа на электроэнергию, согласно поручениям Президента Российской Федерации В.В. Путина, изложенных в Указах №№ 596 и 597 от 7 мая 2012 года. Федеральная антимонопольная служба, не включает в состав тарифа многие затраты связанные с применением метода «RAB-регулирование», рост тарифа на передачу электроэнергии сдерживается, а предприятия энергетической отрасли недополучают величину НВВ. Рекомендации по решению проблемы, в теории, сводятся к увеличению тарифной ставки на передачу электрической энергии на законодательном уровне. Правительству Российской федерации необходимо увеличить ценообразование в области регулируемых тарифов в электроэнергетике. Тем самым поддержать энергетическую промышленность на государственном уровне.
2.2 Тренды и сценарии развития энергетического рынка на примере Челябинской области
Челябинская область - одна из самых энергоемких областей в Российской Федерации: потребление электроэнергии составляет 35 150 млн. кВт-ч, а тепловой энергии более 46 321 Гкал в год (по данным за 2018 год) [16]. Учитывая большую долю промышленного потребления энергоресурсов (более 63,8% по электроэнергии и до 49% по тепловой энергии) и традиционно высокую энергоемкость производимых в области промышленных продуктов, все вопросы, связанные с энергообеспечением региона, рассмотрением вариантов и сценариев развития энергетического рынка являются крайне актуальными. Кроме того, рынок теплоснабжения, его социально-экономическая значимость для населения и постоянный рост тарифов, наряду с падением привлекательности данного субъекта рынка для инвестиций требует всестороннего анализа, как со стороны потребителей, так и со стороны профессиональных участников рынка.
С 2011 года в Челябинской области в соответствии с [2, 3] и другими нормативно-правовыми документами разрабатывается «Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Челябинской области» (далее - СиПРЭ). Отличительно особенностью СиПРЭ является пятилетний горизонт планирования мероприятий в электроэнергетике и косвенно в теплоэнергетики, как взаимозависимой области. По мнению автора с учётом сроков окупаемости объектов энергетики, системной инерционностью отрасли и развитием в западных странах передовых технологий в сфере энергоснабжения, указанный в СиПРЭ интервал, возможно не в полной мере отражает интересы региона в средне- и долгосрочной перспективе. В любом случае необходим дополнительный анализ существующего направления развития энергетики Челябинской области и сопоставление с мировыми тенденциями в рассматриваемой отрасли. Эго в первую очередь касается рынка электроэнергии, как наиболее перспективного в будущем энергоносителя. [20]
Электроэнергетика Челябинской области находится в дефиците [5]: суммарная установленная мощность электростанций энергосистемы Челябинской области, которая на 1 января 2019 года составляет 5730,22 МВт не покрывает спрос потребителей (рис. 1). Положительным трендом является системное снижение дефицита электроэнергии, восполняемого из энергосистем соседних регионов за счёт прежде всего увеличения собственной генерации. Общее потребление электроэнергии за рассматриваемый период снизилось в связи со снижением темпов роста ВРП с 2015 года.
Рисунок 1- Баланс производства и потребления электроэнергии в Челябинской области
Энергоёмкость ВРП также снижается, что может свидетельствовать о целенаправленном повышении энергоэффективности производства, передачи и потребления энергоресурсов (рис. 2).
Рисунок 2- Энергоемкость ВРП Челябинской области
На текущий момент в области не наблюдается достаточная топливная диверсификация производства тепловой и электрической энергии. Отчасти эта проблема будет решена к 2020 году с запуском Южно-Уральской АЭС установленной мощность 4 600 МВт [21]. Однако имеющийся в области потенциал использования нетрадиционных возобновляемых источники энергии (НВИЭ) не поддерживается в должной мере на системной основе. Необходимо отметить, что основные мировые тенденции получения тепловой и электрической энергии связаны с развитием альтернативной и малой энергетики. Это объясняется в первую очередь совершенствованием технологий и постепенным снижением стоимости НВИЭ.
На текущий момент в мировой энергетике в частности рассматриваются три сценария развития: инерционный, стагнационный и инновационный [4]. Как это не парадоксально, но в сложившейся ситуации и с сохранением существующего тренда Челябинская область, впрочем, как и вся Россия, лишь относительно готова только к первому варианту, подразумевающему отставания российской энергетики от мирового уровня, моральное и физическое старение оборудования.
При стагнационном и инновационном сценариях регион ожидают принципиально новые вызовы, которые практически не учитываются в современной государственной как региональной, так и федеральной энергетической политике. В стагнационном сценарии - это риски, связанные с ужесточением климатической политики со стороны мирового сообщества: системы квот на выбросы, штрафы за их превышение, снижение экспорта природного топлива и пр.
Наконец, инновационный сценарий создает крайне серьезный риск глубокого технологического отставания и неконкурентоспособности продукции региона. Как со стороны государственных структур, так и со стороны профессиональных участников энергетического рынка недостаточное внимание уделяется ключевым направлениям в создании энергетики нового поколения: сочетание концентрированной и распределенной генерации; развитие технологий дальнего транспорта электроэнергии и развитие энергообъединений; развитие технологий накопления электроэнергии в энергосистеме; создание систем управления энергосистемой; развитие местных энергоресурсов, НВИЭ и пр.