Файл: Человеческий фактор в управлении организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управлении организацией

1.1. Понятие и сущность человеческого фактора в управлении предприятием

1.2. Модель взаимодействия человека и организационного окружения

1.3. Перспективы управления и развития человеческого фактора

Глава 2. Человеческий фактор в управлении предприятием на примере сети магазинов «Цитадель»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Оценка кадрового состава и системы управления предприятием

2.3. Человеческий фактор в управлении персоналом

Глава 3. Направления совершенствования методов управления человеческими ресурсами ИП Сидоров В.В.

3.1. Проект мероприятий по совершенствованию методов управления человеческими ресурсами

3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий по совершенствованию управления персоналом

Заключение

Библиография

Закон неадекватности отображения человека человеком заключается в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно данного человека. Этот закон учитывает непрерывную изменчивость природы и сущности человека, в соответствии с законом возрастной асинхронности. Познанию реального психологического портрета личности способствуют принцип универсальной талантливости (нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом), принцип развития (способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок), принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).

Закон расщепления смысла управленческой информации учитывает объективную тенденцию к изменению смысла директивной и иной информации в процесс ее движения по иерархической лестнице управления.

Закон самосохранения утверждает, что ведущим мотивом социального поведения личности в управленческой деятельности является сохранение её личного социального статуса, ее личной состоятельности, чувства собственного достоинства.

Закон компенсации гласит, что при высоком уровне стимуляции к труду и высоких требованиях организационного окружения к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Такой компенсаторный механизм зачастую срабатывает бессознательно, человек приобретает свой личный опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что при достаточно высоком уровне сложности управленческой деятельности этот закон практически неприменим. [10, с. 89]

Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления можно отнести: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Социальное планирование позволит сформировать социальные цели и критерии, разработать социальные нормативы (уровень жизни, оплата труда, условия труда и т.п.) и плановые показатели, способствует достижению конечных социальных результатов: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации сотрудников, сокращение производственного травматизма и т.п. Социологические исследования служат инструментом в работе с персоналом и обеспечивают специалистов по управлению персоналом необходимыми данными, позволяющими принимать обоснованные решения при подборе, оценке, расстановке, адаптации и обучении персонала.


Современные методы социологических исследований весьма разнообразны и могут включать в себя анкетирование, интервьюирование, социометрические наблюдения, собеседования и т.п. [5, с. 27]

Личностные качества определяют внутренний мир сотрудника, который достаточно стабильно отражается в процессе трудовой деятельности и является неотъемлемой частью социологии личности. Эти качества принято делить на деловые (организационные), которые определяют результативность решения конкретных задач и выполнения ролевых функций, и моральные (нравственные), отражающие личные моральные качества сотрудника.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующей действия и поведение человека в социальной среде посредством нравственных норм и правил.

Партнерские отношения должны строиться настроятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения, подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиеся в форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегда будут способствовать созданию хорошего социально-психологического климата в коллективе.

Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач. Психологическое планирование должно быть направлено на формирование эффективного психологического состояния коллектива. Оно включает в себя постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата и достижения конечных результатов.

Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательно приемы психологического воздействия на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности.

Важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника. [5, с. 28-30]

Следует выделить три основных направления совершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала ИП Сидоров В.В.:


- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

- развитие системы управления конфликтами.

- формирование и развитие организационной культуры.

Таким образом, данный проект мероприятий по совершенствованию методов управления персоналом ИП Сидоров В.В. был разработан на основе проведения тщательного анализа системы управления персоналом, в частности, изучения административных, экономических и социально-психологических способов воздействия на членов трудового коллектива предприятия.

Выполнение данного проекта мероприятий призвано обеспечить расширение применяемых методов работы с персоналом, и как следствие повышение производительности труда.

Анализ эффективности осуществления представленного проекта мероприятий представлен в следующем параграфе.

3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий
по совершенствованию управления персоналом

Реализация предложенных мероприятий должна привести к улучшению качественных характеристик персонала организации и как следствие к повышению производительности труда. В результате планируемое увеличение объема реализации продукции составит 10%. Чтобы определить изменение себестоимости произведем разделение расходов предприятия на постоянные и переменные.

Доля постоянных расходов в себестоимости продукции составляет 38%, то есть сумма постоянных расходов равна Sпост= 17052,2*0,38=6479,84 тыс. руб., сумма постоянных расходов останется неизменной при изменении объема производства и реализации. [13, с. 52]

Сумма переменных расходов увеличится пропорционально приросту объема реализации, то есть на 10%.

Sпер= (17052,2-6479,84) *1,10=10572,36*1,10=11629,6 тыс. руб.

Таким образом, полная себестоимость прогнозируемого объема реализации продукции составит:

Sпол=Sпост+Sпер=6479,84+11629,6=18109,44тыс. руб.

Тогда прибыль от реализации составит: 19817,6 - 18109,44 = 1708,16 тыс. руб.

Таблица 7 отражает изменения, которые произойдут в соответствии с осуществлением представленного ранее плана мероприятий. Прогнозирование представленных показателей происходит на основании экспертных оценок. В качестве экспертов выступают отдел бухгалтерии ИП Сидоров В.В.


Таблица 7

Планирование изменения финансовых результатов деятельности ИП Сидоров В.В.

Показатели

2016 г

Прогнозируемый 2017 г

Изменения

Абсолютные

в %

Объем реализации

18016

19817,6

1801,6

110

Себестоимость

17052,2

18109,44

1057,24

106, 20

Прибыль

963,3

1708,16

744,86

177,32

Рентабельность продукции

5,65

9,43

3,78

166,97

Рентабельность продаж

5,35

8,62

3,27

161, 20

Итак, в результате осуществления предлагаемого проекта мероприятий планируется увеличение показателя рентабельности продаж предприятия ИП Сидоров В.В. до 8,62%.

Далее целесообразно рассчитать индекс рентабельности за предыдущий период времени и за планируемый период, т.е. за 2014 и 2015 год по следующей формуле:

PI = B / IC, (1)

где B - текущая стоимость доходов;

IC - текущая стоимость затрат.

В соответствии с требованиями к величине индекса рентабельности:

Если PI > 1, то проект следует принять;

Если PI < 1, то проект следует отклонить. [16, с. 91]

В предлагаемом проекте ИП Сидоров В.В. использует собственные средства для финансирования мероприятий, что позволяет принять коэффициент дисконтирования равным нулю.

Расчет индекса рентабельности представлен в таблице 8.

Таким образом, индекс рентабельности разработанного проекта составляет 1,094, что превышает показатель предыдущего периода на 0,037. Показатель рентабельности в данном случае выше цены вложенного капитала на 9,4%. Полученное значение индекса рентабельности (PI > 1), указывает на то, что предлагаемый проект мероприятий следует применить на практике.

Таблица 8

Расчет индекса рентабельности ИП Сидоров В.В.

Наименование показателя

2014 г.

2015 г.

Текущая стоимость доходов, тыс. руб.

18016

19817,6

Текущая стоимость затрат, тыс. руб.

17052,2

18109,44

Индекс рентабельности (PI)

1,057

1,094


Итак, анализ эффективности показал, что в процессе осуществления предлагаемых мероприятий по совершенствованию методов управления персоналом ИП Сидоров В.В. возможно спрогнозировать:

- увеличение объема реализации продукции на 1801,6 тыс. руб.;

- повышение значения показателя рентабельности продаж на 61,2%

- установление индекса рентабельности на приемлемом уровне (PI >1).

В заключении следует отметить, что проект мероприятий, предлагаемый в рамках данной работы является рентабельным, его осуществление призвано повысить уровень чистой прибыли ИП Сидоров В.В. Таким образом, следует оценить разработанный проект мероприятий как эффективный.

Заключение

Эффективное управление человеческими ресурсами выдвинулось в число практических задач, факторов, экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.

Придание приоритета человеческому фактору перед материальным и финансовым стало наиболее заметной тенденцией развития современных представлений об управлении процессами воспроизводства. Человеческий фактор, положенный в основу организации и управления общественными и производственными процессами определяет эффективное использование всех других факторов общественного воспроизводства.

Именно поэтому, в преддверии XXI века для России на первый план выходит необходимость создания и внедрения эффективной национальной стратегии организации и управления человеческим фактором с обязательным рассмотрением системы управления на макро- и микро уровне; с учетом сложившихся традиций в отечественном управлении, всех национальных культурно-исторических особенностей

Сегодня, в условиях отсутствия действенной системы управления и активизации человеческого фактора, как единственной силы, способной при правильном подходе вывести российскую экономику из тупика, представляется необходимым ускорить процессы реформирования отечественной системы управления. Этого нельзя достичь только единичными мерами и попытками. Следует выработать национальную стратегию перехода к новым формам хозяйствования и управления, опирающимся на систему развитых рыночных отношений.

Применительно к России с ее многообразным историческим опытом и огромным ресурсным и производственным потенциалом долгосрочная перспектива научного управления в условиях рыночной экономики представляется вполне осуществимой. В России переход к эффективному управлению человеческим фактором на научных принципах не только необходим и возможен, но и становится главным средством осуществления экономических реформ.