Файл: Человеческий фактор в управлении организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управлении организацией

1.1. Понятие и сущность человеческого фактора в управлении предприятием

1.2. Модель взаимодействия человека и организационного окружения

1.3. Перспективы управления и развития человеческого фактора

Глава 2. Человеческий фактор в управлении предприятием на примере сети магазинов «Цитадель»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Оценка кадрового состава и системы управления предприятием

2.3. Человеческий фактор в управлении персоналом

Глава 3. Направления совершенствования методов управления человеческими ресурсами ИП Сидоров В.В.

3.1. Проект мероприятий по совершенствованию методов управления человеческими ресурсами

3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий по совершенствованию управления персоналом

Заключение

Библиография

Типы организаций по взаимодействию «индивидуум – организация»:

- корпоративная организация - как социальный тип организации представляет собой группу людей, объединенных одной целью, с максимальной централизацией и авторитарностью руководства, защищающих узкокорпоративные интересы; ярко выражен приоритет интересов корпорации над интересами индивидуума. Мораль корпоративной организации основывается на лояльности по отношению к организации, послушании и исполнительности, что чаще всего приводит корпорацию к жесткой бюрократической системе.

- индивидуалистская организация - как социальный тип представляет собой группу людей, объединенных единой целью и осуществляющих совместную деятельность; в отличие от корпоративной организации объединение проходит на добровольной и открытой основе.

Можно выделять, как минимум, пять качественно разных уровней в отношениях человека как субъекта деятельности и организации (в системе «человек – организация»):

  • Человек - профессия (рабочее место, трудовой пост, подразделение);
  • Человек - человек (как субъекты совместной деятельности);
  • Человек - социальная группа (профессиональные и межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе);
  • Человек - организация;
  • Человек - социум (как совокупность политических, социально-экономических условий исторической эпохи). [17, с. 66-67]

В каждом из этих уровней, очевидно, можно различать два подуровня:

- роли и функции (социальные роли, функции, полномочия, нормативы, стандарты и т.п.);

- индивидуальность (личность, субъект своей жизнедеятельности).

Едва ли не все стороны отношений людей в системе «человек - организация» могут и, видимо, должны рассматриваться как различные по своему происхождению, содержанию и психологическим механизмам управления поведением и деятельностью людей на каждом из вышеназванных уровней и подуровней. [16, с. 122-123]

Так, например, управление (организацией, подразделением, людьми) в действительности воплощается отнюдь не как обезличенные и формализованные процессы. Управление как процессы взаимодействия людей есть одна из сторон деятельности организации, в которой достаточно очевидно проявляется не только «человеческий фактор» в целом, но и неоднозначная роль индивидуальности человека (его профессионализма, мотивации, устойчивых индивидуальных особенностей).

Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:

- с позиции взаимодействия человека с организационным окружением. В этом случае человек находится в центре модели.


- с позиции организации, включающей в себя индивидов. В этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения.

Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия. Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия. Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.

В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом (рис. 1). [18, с. 64]

Рис.1. Модель включения человека в организационное окружение

В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. [14, с. 91-92] Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая - это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая - что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.

Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она наряду с другими ресурсами использует в своей деятельности (рис. 2). [11, с. 42]


Рис.2. Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации

Для стратегического управления характерен взгляд на рассмотрение взаимодействия человека и организации с позиции человека.

1.3. Перспективы управления и развития человеческого фактора

Для оценки направлений в эволюции управления и развития человеческого фактора ознакомимся с мнениями японских и американских управляющих крупными корпорациями (всего около 3000 респондентов). Так, японские менеджеры будущее политики в области управления человеческими ресурсами видят в развитии направлений, представленных в таблице 1. [23, с. 23-24]

Таблица 1

Основные направления развития управления человеческим фактором
(% ответов)

Развитие потенциала человеческих ресурсов

86,6

Тщательное использование потенциала человеческих ресурсов

78,9

Развитие групповой деятельности

47,1

Расширение разнообразия квалификаций

38,3

Стабилизация трудовых отношений

35,3

Обогащение труда и ротация

33,9

Пополнение фондов мотивации

29,6

А вот, что думают менеджеры 1500 компаний США о роли управления человеческим фактором в XXI столетии:

- планирование человеческих ресурсов для завтрашних потребностей станет составной частью формирования стратегии корпорации;

- руководитель развития человеческих ресурсов повсеместно станет членом высшего звена управления и будет полностью осведомлен о стратегии, планах бизнеса, технологии, продуктах и сегментах рынка;

- роль функции управления человеческими ресурсами будет трансформирована из процессуальной (сбор и обработка данных) в ключевой активатор в подборе, развитии и использовании человеческих ресурсов;

- главными критериями повышения будут разнообразие и широта квалификации, умение достигать конкретных результатов, динамизм, умение работать в команде, видение и деловая этика;

- одной из главных функций управления человеческими ресурсами станет интеграция корпоративных культуры, ценностей и целей. [23, с. 26]


Если попытаться проследить основные изменения функций управления человеческим фактором по сравнению с традиционными задачами, можно сделать предположения, представленные в таблице 2. [25, с. 12]

Таблица 2

Сравнительный анализ изменений функций управления человеческим
фактором

Традиционные задачи

Будущие задачи управления

Наем в соответствии со спецификой поста

Трансформация корпоративной стратегии в стратегию человеческих ресурсов

Оценка содержания труда

Создание новых организационных структур. Подбор занятых, подходящих к стратегии и культуре организации

Аттестация, распределение премий

Проектирование и реализация системы мотивации в соответствии со стратегией

Повышение квалификации

Проектирование и развитие системы развития и управления персоналом

Трудовые отношения

Развитие участия и партнерства. Способствование организационным изменениям. Полное использование потенциала диверсифицированной рабочей силы

В будущем ключевым словом, определяющим наиболее важную роль функции управления человеческим фактором, будет «помощь» - помощь линейному менеджменту в управлении изменениями, в формировании системы компенсации, в дизайне и реализации развития человеческих ресурсов, в организации труда и эффективного использования их в соответствии с целями организации.

Среди наиболее важных блоков квалификаций будущих специалистов управления человеческим фактором называются:

- глубокое знание бизнеса (продукта, технологии, рынков сбыта, конкурентов, организационной структуры);

- способность применять новейшие методы и инструменты в управлении, включая подбор, набор, расстановку, развитие, аттестацию, вознаграждение, а также умение проектировать организацию и поддерживать эффективную коммуникацию;

- управление изменениями посредством воздействия на людей, введение инноваций, распространение лучшего опыта, организационное развитие. [10, с. 94-95]

Все эти и другие изменения потребуют высокого профессионализма и этики в управлении человеческим фактором. Кадровая функция трансформируется из административно-процедурной в специальный консультативный механизм по развитию и эффективному использованию человеческого фактора, станет интегральной частью стратегии бизнеса; линейный менеджмент будет активно вовлечен в развитие и управление человеческим фактором, а не только использование.


На базе анализа современных процессов организационного управления зарубежных фирм и общественных институтов выявлена совместимость ведущих элементов технологии управления человеческим фактором с существующей отечественной системой управления кадрами.

Поскольку заимствование зарубежных идей в области «социальной организации» и управления человеческим фактором тесно связано с их адаптацией к местным условиям, роль культурного фактора в этом процессе трудно переоценить. Заимствование идей - не механическое копирование чужого опыта, а сложный процесс, органически включающий активную адаптацию его к местным условиям. [9, с. 114] В результате оригинальные идеи могут стать едва различимы в новой практике, как это и произошло с японскими методами управления на американской почве. В этом смысле правильнее было бы говорить об этом процессе не как о заимствовании, а как об освоении.

Процесс освоения зарубежного опыта управления человеческим фактором следует рассматривать в комплексе мер по выработке новой отечественной стратегии управления. Интегративно вплетаясь в процесс создания в нашей стране новой управленческой культуры, освоение зарубежного опыта позволит положить в основу разработки стратегии управления комплексный подход к решению этой проблемы, с учетом всех тенденций и перспектив в управлении человеческим фактором.

Следующие шаги по освоению зарубежного опыта управления человеческим фактором в рамках перехода к управляемой государственной стратегии должны проводиться на двух уровнях: макро- и микроуровне.

Системный подход на макроуровне предполагает:

- совершенствование законодательных основ работы с человеческим фактором;

- развитие научных исследований (фундаментальных и прикладных) проблемы «человеческого фактора» производства;

- подготовка профессиональных управляющих;

- разработка типовых регламентов систем управления, обеспечивающих идентичность подхода к проблеме на уровне хозяйственного звена. [17, с. 88]

Решение этих задач должно осуществляться на государственном уровне. Тогда совершенствование законодательных основ работы с человеческим фактором, а на этой основе оптимизация административных и социально-психологических методов управления образуют согласованный процесс управления человеческим фактором, для которого используются общие для всей страны принципы и критерии оценки, развития и эффективного использования.

Особо следует выделить роль научных исследований. Государственный заказ отечественным научным центрам на исследование проблемы управления человеческим фактором производства обеспечит статус и финансирование работ. Но социально значимый результат заключается в становлении научного подхода к проблеме управления человеческим фактором в нашей стране. [15, с. 131-132]