Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Теоретические аспекты налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В западных странах с развитой рыночной экономикой наибольший удельный вес в доходах бюджета приходится на налоги с личных доходов и социальные взносы.

2.2. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет России

Произведем анализ динамики и структуры налоговых поступлений бюджета РФ. Федеральный бюджет на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. разработан на крайне ответственный и очень трудный период функционирования российской экономики. Именно в это трехлетие должны быть сформированы основы для устойчивого и долговременного экономического роста на протяжении всего предстоящего шестилетия, для выполнения задач, поставленных в послании Президента Федеральному Собранию в 2018 г. и в майском Указе № 204

Рассмотрим основные параметры федерального бюджета на 2017-2019 г. и на плановый период 2020–2021 гг. (табл.2.4)[38].

Таблица 2.4 – Параметры федерального бюджета Российской Федерации на 2017–2019 г. и на плановый период 2020–2021 гг[39].

Показатели

2017

2018

2019

2020

прогноз

2021

прогноз

Доходы, трлн руб.

14,7

15,3

20,0

20,2

21,0

в % к предыдущему году с поправкой на инфляцию

102,6

97,3

100,0

в % к ВВП

16,0

15,7

18,9

18,3

17,7

В т. ч. нефтегазовые, трлн руб.

7,9

8,1

8,3

7,9

8,0

в % к предыдущему году с поправкой на инфляцию

91,6

91,5

91,5

91,7

97,4

в % к ВВП

7,5

7,5

7,8

7,2

6,8

в % ко всем доходам

40,9

41,1

41,5

39,1

38,1

Расходы, трлн руб.

16,2

16,0

18,1

19,0

20,0

в % к предыдущему году с поправкой на инфляцию

100,2

99,8

99,7

101,1

101,2

Профицит (+) / дефицит (–), трлн руб.

-1,5

-0,7

+1,9

+1,3

+1,0


Обращает на себя внимание крайне медленный рост как доходов, так и расходов федерального бюджета. И это номинальный рост. В реальном же исчислении (с учетом прогнозируемой Минэкономразвития инфляции) рост практически не наблюдается (табл. 2.4), а по нефтегазовым доходам – происходит снижение. Очевидно, что политика консервации финансовых ресурсов и сдерживания бюджетных расходов не может обеспечить нужные темпы экономического роста. Существенный интерес представляет сопоставление структуры доходов федерального бюджета 2019–2021 гг. (табл. 2.6) с предыдущим трехлетним бюджетом 2018–2020 гг. (табл. 2.5)[40].

Таблица 2.5 – Динамика доходов федерального бюджета в 2018–2020 гг., млрд руб[41].

Показатель

2017

(оценка)

2018

2019

2020

Прогноз

Отклоне- ние

Прогноз

Отклоне- ние

Прогноз

Отклоне- ние

1

2

3

4=3–2

5

6=5–3

7

8=7–5

Доходы, всего

14 720,3

15 257,8

537,5

15 554,6

296,8

16 285,4

730,8

в % к ВВП

16,0

15,7

–0,3

15,1

–0,6

14,8

–0,3

В том числе:

Нефтегазовые доходы

5 795,2

5 479,6

–315,6

5 247,5

–232,1

5 440,4

192,9

в % к ВВП

6,3

5,6

–0,7

5,1

–0,5

4,9

–0,2

Ненефтегазовые доходы

8 925,1

9 778,2

857,1

10 307,1

528,9

10 845,0

537,9

в % к ВВП

9,7

10,0

0,3

10,0

9,8

–0,2

Связанные с внутрен- ним производством

4 677,8

5 098,8

421,0

5 413,2

314,4

5 818,2

405,0

НДС

3 050,8

3 330,9

280,1

3 558,7

227,8

3 880,1

321,4

Акцизы

902,0

961,8

59,8

1 029,3

67,5

1 053,4

24,1

Налог на прибыль

725,0

806,1

81,1

825,2

19,1

884,7

59,5

Связанные с импортом

2 671,3

2 959,6

287,1

3 071,1

112,7

3 143,4

72,3

НДС

2 038,7

2 294,0

255,3

2 402,3

108,3

2 473,8

71,5

Акцизы

77,4

92,2

14,8

97,8

5,6

102,1

4,3

Ввозные пошлины

555,2

572,2

17,0

571,0

–1,2

567,5

–3,5

Прочее

1 576,0

1 721,0

145,0

1 822,8

101,8

1 883,4

60,6


В рамках сценария предыдущего трехлетнего бюджета (2018–2020 гг.) просматривается сокращение доли доходов в ВВП с 16,0% в 2017 г. – до 14,8% в 2020 г. Основной причиной сокращения доли доходов бюджета в ВВП в данном периоде является снижение объемов нефтегазового сектора экономики относительно к ВВП на 1,4%, или на 740,6 млрд руб[42].

Параллельно было запланировано последовательное увеличение ненефтегазовых доходов в 2018 и 2019 гг. – 10,0% ВВП, и 9,8% в 2020 г., при общем увеличении этих доходов в 2019–2020 гг. на 1923,9 млрд руб[43].

Таблица 2.6 – Динамика доходов федерального бюджета в 2019–2021 гг. (млрд руб.)[44]

Показатель

2018

(оценка)

2019

2020

2021

Прогноз

Откло- нение

Прогноз

Откло- нение

Прогноз

Откло- нение

1

2

3

4=3–2

5

6=5–3

7

8=7–5

Доходы, всего

18 747,5

19 969,3

1 221,8

20 218,6

249,3

20 978,0

759,4

в % к ВВП

18,5

18,9

0,3

18,3

–0,6

17,7

–0,5

В том числе:

Нефтегазовые доходы*

8 714,3

8 298,2

–416,1

7 936,3

-362,0

8 018,2

82,0

в % к ВВП

8,6

7,8

–0,8

7,2

–0,7

6,8

–0,4

из них базовые нефтегазовые доходы

4 699,4

4 929,1

229,7

5 159,3

230,3

5 386,2

226,9

Ненефтегазовые доходы

10 033,2

11 671,1

1 637,9

12 282,3

611,3

12 959,8

677,4

в % к ВВП

9,9

11,0

1,1

11,1

0,1

10,9

–0,1

Связанные с внутрен- ним производством

5 188,2

5 916,4

728,1

6 216,4

300,0

6 577,8

361,4

НДС

3 446,5

3 986,4

539,9

4 279,3

292,9

4 609,4

330,1

Акцизы

845,2

969,6

124,4

959,1

–10,6

948,8

–10,3

Налог на прибыль

896,5

960,3

63,9

978,0

17,7

1 019,7

41,7

Связанные с импортом

3 151,8

3 667,6

515,7

3 916,9

249,4

4 204,6

287,7

НДС

2 432,7

2 913,3

480,6

3 115,9

202,6

3 348,7

232,8

Акцизы

95,7

98,7

3,0

106,3

7,6

111,9

5,6

Ввозные пошлины

623,4

655,5

32,1

694,7

39,2

744,0

49,3

Прочее

1 693,1

2 087,2

394,0

2 149,0

61,9

2 177,4

28,3


Во вновь принятом бюджете при расчете прогнозируемого объема доходов на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. учтены изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, вводимые и планируемые к введению в действие с 1 января 2019 г. Рост ненефтегазовых доходов в рамках этого периода в значительной мере будет связан с повышением НДС, как на продукцию внутрироссийского производства, так и на импорт[45].

Обращает на себя внимание существенный рост доходов в прогно- зируемом периоде 2019–2021 гг. Так, только за 2019 г. их поступления превысят прогнозировавшийся в рамках того же периода рост в пре- дыдущем трехлетнем бюджете на 4414,7 млрд руб. (19 969,3 млрд руб. – 15 554,6 млрд руб.)[46]. Вместе с тем обращает на себя внимание и следу ющий факт: показатель общего объема доходов увеличивается с про- гнозируемых в 2019 г. 19 969,3 млрд руб. до 20 978,0 млрд руб., про- гнозируемых на 2021 г., то есть на 2230,5 млрд руб. При этом нефте- газовые доходы федерального бюджета, в соответствии с последними данными, с 2018 г. по 2021 г. сократятся на (–) 696,1 млрд руб. (соответственно с 8714,3 до 8018,2 млрд руб.). При этом основной рост ненефтегазовых доходов связан прежде всего с увеличением ставки НДС. В таблице 2.7 отразим удельный вес налогов в доходной части бюджета России за 2018-2019 гг.

Таблица 2.7 – Структура налоговых доходов бюджета за 2018-2019 гг.

Виды доходов

2018 год

Проект на 2019 год

Ожидаемый темп роста, %

Сумма, млрд. рублей

Удельный

вес, %

Сумма, млрд. рублей

Удельный вес, %

Нефтегазовые доходы

5 795,2

39,4

8 298,2

41,6

43,2

НДС

5 089,5

34,6

6 899,7

34,6

35,6

Акциз

979,4

6,7

1 068,3

5,3

9,1

Налог на прибыль

725,0

4,9

960,3

4,8

32,5

Ввозные пошлины (кроме нефти и газа)

555,2

3,8

655,5

3,3

18,1

Прочие

1 576,0

10,7

2 087,2

10,5

32,4

Всего доходов

14 720,3

100,0

19 969,2

100,0

35,7

В доходной части в 2019 году ожидается рост по всем видам поступлений в федеральный бюджет[47].


Планируется, что в 2019 году доходы вырастут на 35,7 миллиардов рублей, причем рост будет обеспечен за счет двух наиболее важных видов доходов – нефтегазовых (это налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины) и НДС[48].

Если рост поступлений по НДС обеспечит повышение его ставки и общий рост цен, то с увеличением нефтегазовых доходов все сложнее. Цены на нефть не покажут ощутимого роста (согласно данным этого же бюджета), а объем поставок нефти на мировой рынок ограничен конкуренцией.

Для того, чтобы обеспечить стабильность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо повышать эффективность в управлении их доходами путем мобилизации внутренних резервов финансового характера и искать дополнительные источники доходов. В укреплении доходной базы бюджетов важная роль на современном этапе состоит в том, чтобы отказаться от нерезультативных преференций налогового характера, упорядочить механизм взимания платежей определенных видов, улучшить качество госадминистрирования доходов бюджета.

3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой политики РФ

Составной частью финансовой политики является налоговая политика государства, представляющая собой комплекс мероприятий в области налогового регулирования, направленных на достижение оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных макроэкономических задач. 

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р[49].