Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Теоретические аспекты налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.2 История становления, задачи и принципы налоговой системы России
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОсСИИ
2.1 Структура налогов и налоговой системы
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет России
3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой политики РФ
В западных странах с развитой рыночной экономикой наибольший удельный вес в доходах бюджета приходится на налоги с личных доходов и социальные взносы.
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет России
Произведем анализ динамики и структуры налоговых поступлений бюджета РФ. Федеральный бюджет на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. разработан на крайне ответственный и очень трудный период функционирования российской экономики. Именно в это трехлетие должны быть сформированы основы для устойчивого и долговременного экономического роста на протяжении всего предстоящего шестилетия, для выполнения задач, поставленных в послании Президента Федеральному Собранию в 2018 г. и в майском Указе № 204
Рассмотрим основные параметры федерального бюджета на 2017-2019 г. и на плановый период 2020–2021 гг. (табл.2.4)[38].
Таблица 2.4 – Параметры федерального бюджета Российской Федерации на 2017–2019 г. и на плановый период 2020–2021 гг[39].
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 прогноз |
2021 прогноз |
Доходы, трлн руб. |
14,7 |
15,3 |
20,0 |
20,2 |
21,0 |
в % к предыдущему году с поправкой на инфляцию |
102,6 |
97,3 |
100,0 |
||
в % к ВВП |
16,0 |
15,7 |
18,9 |
18,3 |
17,7 |
В т. ч. нефтегазовые, трлн руб. |
7,9 |
8,1 |
8,3 |
7,9 |
8,0 |
в % к предыдущему году с поправкой на инфляцию |
91,6 |
91,5 |
91,5 |
91,7 |
97,4 |
в % к ВВП |
7,5 |
7,5 |
7,8 |
7,2 |
6,8 |
в % ко всем доходам |
40,9 |
41,1 |
41,5 |
39,1 |
38,1 |
Расходы, трлн руб. |
16,2 |
16,0 |
18,1 |
19,0 |
20,0 |
в % к предыдущему году с поправкой на инфляцию |
100,2 |
99,8 |
99,7 |
101,1 |
101,2 |
Профицит (+) / дефицит (–), трлн руб. |
-1,5 |
-0,7 |
+1,9 |
+1,3 |
+1,0 |
Обращает на себя внимание крайне медленный рост как доходов, так и расходов федерального бюджета. И это номинальный рост. В реальном же исчислении (с учетом прогнозируемой Минэкономразвития инфляции) рост практически не наблюдается (табл. 2.4), а по нефтегазовым доходам – происходит снижение. Очевидно, что политика консервации финансовых ресурсов и сдерживания бюджетных расходов не может обеспечить нужные темпы экономического роста. Существенный интерес представляет сопоставление структуры доходов федерального бюджета 2019–2021 гг. (табл. 2.6) с предыдущим трехлетним бюджетом 2018–2020 гг. (табл. 2.5)[40].
Таблица 2.5 – Динамика доходов федерального бюджета в 2018–2020 гг., млрд руб[41].
Показатель |
2017 (оценка) |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Прогноз |
Отклоне- ние |
Прогноз |
Отклоне- ние |
Прогноз |
Отклоне- ние |
||
1 |
2 |
3 |
4=3–2 |
5 |
6=5–3 |
7 |
8=7–5 |
Доходы, всего |
14 720,3 |
15 257,8 |
537,5 |
15 554,6 |
296,8 |
16 285,4 |
730,8 |
в % к ВВП |
16,0 |
15,7 |
–0,3 |
15,1 |
–0,6 |
14,8 |
–0,3 |
В том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
5 795,2 |
5 479,6 |
–315,6 |
5 247,5 |
–232,1 |
5 440,4 |
192,9 |
в % к ВВП |
6,3 |
5,6 |
–0,7 |
5,1 |
–0,5 |
4,9 |
–0,2 |
Ненефтегазовые доходы |
8 925,1 |
9 778,2 |
857,1 |
10 307,1 |
528,9 |
10 845,0 |
537,9 |
в % к ВВП |
9,7 |
10,0 |
0,3 |
10,0 |
9,8 |
–0,2 |
|
Связанные с внутрен- ним производством |
4 677,8 |
5 098,8 |
421,0 |
5 413,2 |
314,4 |
5 818,2 |
405,0 |
НДС |
3 050,8 |
3 330,9 |
280,1 |
3 558,7 |
227,8 |
3 880,1 |
321,4 |
Акцизы |
902,0 |
961,8 |
59,8 |
1 029,3 |
67,5 |
1 053,4 |
24,1 |
Налог на прибыль |
725,0 |
806,1 |
81,1 |
825,2 |
19,1 |
884,7 |
59,5 |
Связанные с импортом |
2 671,3 |
2 959,6 |
287,1 |
3 071,1 |
112,7 |
3 143,4 |
72,3 |
НДС |
2 038,7 |
2 294,0 |
255,3 |
2 402,3 |
108,3 |
2 473,8 |
71,5 |
Акцизы |
77,4 |
92,2 |
14,8 |
97,8 |
5,6 |
102,1 |
4,3 |
Ввозные пошлины |
555,2 |
572,2 |
17,0 |
571,0 |
–1,2 |
567,5 |
–3,5 |
Прочее |
1 576,0 |
1 721,0 |
145,0 |
1 822,8 |
101,8 |
1 883,4 |
60,6 |
В рамках сценария предыдущего трехлетнего бюджета (2018–2020 гг.) просматривается сокращение доли доходов в ВВП с 16,0% в 2017 г. – до 14,8% в 2020 г. Основной причиной сокращения доли доходов бюджета в ВВП в данном периоде является снижение объемов нефтегазового сектора экономики относительно к ВВП на 1,4%, или на 740,6 млрд руб[42].
Параллельно было запланировано последовательное увеличение ненефтегазовых доходов в 2018 и 2019 гг. – 10,0% ВВП, и 9,8% в 2020 г., при общем увеличении этих доходов в 2019–2020 гг. на 1923,9 млрд руб[43].
Таблица 2.6 – Динамика доходов федерального бюджета в 2019–2021 гг. (млрд руб.)[44]
Показатель |
2018 (оценка) |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
Прогноз |
Откло- нение |
Прогноз |
Откло- нение |
Прогноз |
Откло- нение |
||
1 |
2 |
3 |
4=3–2 |
5 |
6=5–3 |
7 |
8=7–5 |
Доходы, всего |
18 747,5 |
19 969,3 |
1 221,8 |
20 218,6 |
249,3 |
20 978,0 |
759,4 |
в % к ВВП |
18,5 |
18,9 |
0,3 |
18,3 |
–0,6 |
17,7 |
–0,5 |
В том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы* |
8 714,3 |
8 298,2 |
–416,1 |
7 936,3 |
-362,0 |
8 018,2 |
82,0 |
в % к ВВП |
8,6 |
7,8 |
–0,8 |
7,2 |
–0,7 |
6,8 |
–0,4 |
из них базовые нефтегазовые доходы |
4 699,4 |
4 929,1 |
229,7 |
5 159,3 |
230,3 |
5 386,2 |
226,9 |
Ненефтегазовые доходы |
10 033,2 |
11 671,1 |
1 637,9 |
12 282,3 |
611,3 |
12 959,8 |
677,4 |
в % к ВВП |
9,9 |
11,0 |
1,1 |
11,1 |
0,1 |
10,9 |
–0,1 |
Связанные с внутрен- ним производством |
5 188,2 |
5 916,4 |
728,1 |
6 216,4 |
300,0 |
6 577,8 |
361,4 |
НДС |
3 446,5 |
3 986,4 |
539,9 |
4 279,3 |
292,9 |
4 609,4 |
330,1 |
Акцизы |
845,2 |
969,6 |
124,4 |
959,1 |
–10,6 |
948,8 |
–10,3 |
Налог на прибыль |
896,5 |
960,3 |
63,9 |
978,0 |
17,7 |
1 019,7 |
41,7 |
Связанные с импортом |
3 151,8 |
3 667,6 |
515,7 |
3 916,9 |
249,4 |
4 204,6 |
287,7 |
НДС |
2 432,7 |
2 913,3 |
480,6 |
3 115,9 |
202,6 |
3 348,7 |
232,8 |
Акцизы |
95,7 |
98,7 |
3,0 |
106,3 |
7,6 |
111,9 |
5,6 |
Ввозные пошлины |
623,4 |
655,5 |
32,1 |
694,7 |
39,2 |
744,0 |
49,3 |
Прочее |
1 693,1 |
2 087,2 |
394,0 |
2 149,0 |
61,9 |
2 177,4 |
28,3 |
Во вновь принятом бюджете при расчете прогнозируемого объема доходов на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. учтены изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, вводимые и планируемые к введению в действие с 1 января 2019 г. Рост ненефтегазовых доходов в рамках этого периода в значительной мере будет связан с повышением НДС, как на продукцию внутрироссийского производства, так и на импорт[45].
Обращает на себя внимание существенный рост доходов в прогно- зируемом периоде 2019–2021 гг. Так, только за 2019 г. их поступления превысят прогнозировавшийся в рамках того же периода рост в пре- дыдущем трехлетнем бюджете на 4414,7 млрд руб. (19 969,3 млрд руб. – 15 554,6 млрд руб.)[46]. Вместе с тем обращает на себя внимание и следу ющий факт: показатель общего объема доходов увеличивается с про- гнозируемых в 2019 г. 19 969,3 млрд руб. до 20 978,0 млрд руб., про- гнозируемых на 2021 г., то есть на 2230,5 млрд руб. При этом нефте- газовые доходы федерального бюджета, в соответствии с последними данными, с 2018 г. по 2021 г. сократятся на (–) 696,1 млрд руб. (соответственно с 8714,3 до 8018,2 млрд руб.). При этом основной рост ненефтегазовых доходов связан прежде всего с увеличением ставки НДС. В таблице 2.7 отразим удельный вес налогов в доходной части бюджета России за 2018-2019 гг.
Таблица 2.7 – Структура налоговых доходов бюджета за 2018-2019 гг.
Виды доходов |
2018 год |
Проект на 2019 год |
Ожидаемый темп роста, % |
||
Сумма, млрд. рублей |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. рублей |
Удельный вес, % |
||
Нефтегазовые доходы |
5 795,2 |
39,4 |
8 298,2 |
41,6 |
43,2 |
НДС |
5 089,5 |
34,6 |
6 899,7 |
34,6 |
35,6 |
Акциз |
979,4 |
6,7 |
1 068,3 |
5,3 |
9,1 |
Налог на прибыль |
725,0 |
4,9 |
960,3 |
4,8 |
32,5 |
Ввозные пошлины (кроме нефти и газа) |
555,2 |
3,8 |
655,5 |
3,3 |
18,1 |
Прочие |
1 576,0 |
10,7 |
2 087,2 |
10,5 |
32,4 |
Всего доходов |
14 720,3 |
100,0 |
19 969,2 |
100,0 |
35,7 |
В доходной части в 2019 году ожидается рост по всем видам поступлений в федеральный бюджет[47].
Планируется, что в 2019 году доходы вырастут на 35,7 миллиардов рублей, причем рост будет обеспечен за счет двух наиболее важных видов доходов – нефтегазовых (это налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины) и НДС[48].
Если рост поступлений по НДС обеспечит повышение его ставки и общий рост цен, то с увеличением нефтегазовых доходов все сложнее. Цены на нефть не покажут ощутимого роста (согласно данным этого же бюджета), а объем поставок нефти на мировой рынок ограничен конкуренцией.
Для того, чтобы обеспечить стабильность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо повышать эффективность в управлении их доходами путем мобилизации внутренних резервов финансового характера и искать дополнительные источники доходов. В укреплении доходной базы бюджетов важная роль на современном этапе состоит в том, чтобы отказаться от нерезультативных преференций налогового характера, упорядочить механизм взимания платежей определенных видов, улучшить качество госадминистрирования доходов бюджета.
3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой политики РФ
Составной частью финансовой политики является налоговая политика государства, представляющая собой комплекс мероприятий в области налогового регулирования, направленных на достижение оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных макроэкономических задач.
Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.
Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р[49].