Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Теоретические аспекты налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.2 История становления, задачи и принципы налоговой системы России
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОсСИИ
2.1 Структура налогов и налоговой системы
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет России
3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой политики РФ
1.2 История становления, задачи и принципы налоговой системы России
Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году[14]. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.
Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ, а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть. Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками[15].
Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.
Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС – службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.
Налоговая система – это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов[16].
Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет[17].
Сущность налоговой системы РФ (кратко) – это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.
Налоговая система – это свод законодательных актов государства, устанавливающих совокупность существующих налогов, механизм их исчисления и методы контроля за их взиманием. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических задач(рисунок 1.3)[18]:
Рисунок 1.3 – Задачи налоговой системы
Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить[19]:
справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.
Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.
Налоговая система России отражает трёхступенчатую организацию государственной власти, присущую большинству стран мира с федеральным государственным устройством[20].
Для налоговой системы России характерно: параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и органами власти субъектов РФ и на местах. Это относится к налогу на прибыль, взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и др. В результате фирмы уплачивают два вида налога на прибыль (федеральный и региональный), два вида налога с продаж (региональный и местный) и т. д.[21]
Структура налоговой системы страны включает и органы, обеспечивающие её функционирования. Общее управление налоговой системой осуществляет парламент как законодательный орган власти и президент страны, утверждающий основные акты налогового законодательства. Они вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу[22].
Современная налоговая система России является одним из основополагающим элементом функционирования экономики, т.к. выступает главным инструментом воздействия государства на развитие экономического потенциала страны. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр и корректировка налоговых ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период кризиса экономики, а также препятствует поступлениям как внутренним, так и внешним инвестициям. Нестабильность всей налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения в России.
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОсСИИ
2.1 Структура налогов и налоговой системы
Налоговая система России отражает трёхступенчатую организацию государственной власти, присущую большинству стран мира с федеральным государственным устройством.
Общее управление налоговой системой осуществляет парламент как законодательный орган власти и президент страны, утверждающий основные акты налогового законодательства. Они вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения[23].
На основании ст. 13–15 НК РФ налоги делятся на федеральные, региональные и местные[24].
Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Н К РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ[25].
В соответствии со ст. 13 НК РФ федеральными являются следующие налоги и сборы[26]:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на доходы физических лиц;
• налог на прибыль организаций;
• налог па добычу полезных ископаемых;
• водный налог;
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
• государственная пошлина.
Региональными признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (п. 3 ст. 12 ПК РФ)[27].
Региональными являются следующие налоги: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ)[28].
Местными признаются налоги, установленные НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ)[29].
К местным относятся следующие налоги: земельный налог и налог па имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ)[30].
Следует отметить, что указанные в п. 2 ст. 18 Налогового Кодекса России специальные режимы предусматривают следующие федеральные налоги[31]:
1) единый сельскохозяйственный налог;
2) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Как известно, основным различием между прямыми и косвенными налогами является способ их взимания (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Различия между прямыми и косвенными налогами[32]
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: органы государственной власти и налогоплательщик |
1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: органы государственной власти, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними |
2. Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика |
2. Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
3. Эти налоги подоходно-поимущественные |
3. Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) |
В таблице 2.2 отразим основные виды доходов формирующих в настоящее время федеральный и региональный бюджет.
Таблица 2.2 – Виды доходов формирования бюджетов (федерального и регионального)[33]
Вид дохода |
Федеральный бюджет |
Краевой бюджет (на примере Московской области) |
1. Налоговые доходы, в том числе прямые налоги |
Налог на прибыль Налог на добычу полезных ископаемых Плата за пользование природными ресурсами Государственная пошлина Водный налог Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты). |
Налог на прибыль Налог на имущество организаций Транспортный налог Налог на доходы физических лиц |
Косвенные налоги |
Акцизы Налог на добавленную стоимость |
Акцизы Таможенные пошлины |
2.Неналоговые доходы |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации. Доходов от продажи имущества Таможенные пошлины Прибыль Банка РФ Доходы от внешнеэкономической деятельности Доходы от утилизации военной техники |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации. Доходов от продажи имущества Плата за негативное воздействие на окружающую среду Доходы от продажи земельных участков |
3.Безвозмездные поступления |
- |
Межбюджетные трансферты |
Представим распределение ставок налогов в разрезе бюджетов в текущем году, на основании главы 2 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 50, 56, 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации[34].
Таблица 2.3 – Распределение налогов и сборов по уровням бюджетной системы Российской Федерации[35]
Налоги, поступающие в федеральный бюджет |
Норматив перераспределения % |
Налоги, поступающие в региональный бюджет |
Норматив перераспределения % |
Налог на прибыль |
3 |
Налог на прибыль |
17 |
НДС |
100 по нормативу (18%) |
НДС |
- |
Акцизы |
от 40до 100 по нормативу |
Акцизы |
от 50 до 88 по нормативу |
Налог на добычу полезных ископаемых |
от 40до 100 по нормативу |
Налог на добычу полезных ископаемых |
от 40до 90 по нормативу |
Таможенные пошлины |
до 100 по нормативу |
Таможенные пошлины |
50-60 по нормативу |
Водный налог |
100 по нормативу |
Водный налог |
- |
Транспортный налог |
- |
Транспортный налог |
100 по нормативу |
Налог на имущество организаций |
- |
Налог на имущество организаций |
100 по нормативу |
Несмотря на то, что по некоторым видам налогов региональный (краевой) бюджет получает в относительном выражении больший процент перераспределенных средств, абсолютная величина налоговых ставок по федеральным налогам значительно выше, например, НДС[36].
Для налоговой системы России характерно: параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и органами власти субъектов РФ и на местах. Это относится к налогу на прибыль, взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и др. В результате фирмы уплачивают два вида налога на прибыль (федеральный и региональный), два вида налога с продаж (региональный и местный) и т. д.;
Взимание отдельных налогов только одним уровнем власти. Например: НДС, акцизы, таможенные пошлины направляются только в бюджет федерального правительства; налоги на пользование автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств попадают в бюджет субъектов РФ. Федеральные налоги занимают господствующее положение в стране. В консолидированном бюджете РФ на их долю приходится почти ¾ всех налоговых поступлений, причём главное место в доходной части бюджета занимают налоги, поступающие от фирм[37].