Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Теоретические аспекты налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.2 История становления, задачи и принципы налоговой системы России
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОсСИИ
2.1 Структура налогов и налоговой системы
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет России
3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой политики РФ
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей для любого государства, в том числе Российской Федерации, можно в полной мере считать исследование и создание эффективной налоговой системы для удовлетворения всех требований. Это и есть причина для актуальности выбранной темы.
Современная налоговая система России это основополагающий элемент функционирования экономики, т.к. она выступает главным инструментом или связующим звеном, при воздействия государства на развитие экономического потенциала страны. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России должна быть всегда адаптирована к новым реалиям жизни, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр и корректировка налоговых ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период кризиса экономики, а также препятствует поступлениям как внутренним, так и внешним инвестициям. Нестабильность всей налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения в России.
Налоговая система – это свод законодательных актов государства, устанавливающих совокупность существующих налогов, механизм их исчисления и методы контроля за их взиманием
Современной проблемой налоговой системы является некоторая неэффективность льгот по налогам и сборам, а именно: множественность налоговых льгот; индивидуализация и активность разрешения использовать льготы по региональным налогам, потери доходов по которым не способствуют стабильности бюджетов субъектов РФ.
Цель работы – изучение действующей налоговой системы России и наметить пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и функции налогов и налоговой системы.
2. Рассмотреть структуру налогов и налоговой системы России.
3. Провести анализ структуры и динамика налоговых платежей в бюджет России.
4. Выявить аспекты и проблемы налоговой политики России.
5. Наметить пути совершенствования налоговой системы России.
Объект исследования – налоги Российской Федерации.
Предмет исследования – налоговая система РФ.
Основу методологического подхода в данном исследовании составили методы системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.
Теоретической основой исследования послужили многочисленные труды исследователей в области налогообложения: Александров, И.М., Караваева Н.М., Малис Н.И.,Савина О.Н., Ткач Е.В., Ульяненко Д.И., а также материалы периодической печати и статистические данные.
Нормативную основу исследования составили:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.01.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.01.2019).
3. Основные направления налоговой политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. В первой главе раскрыты сущность и элементы налоговой системы. Рассматриваются налоги и их функции, аспекты становления налоговой системы в России. Вторая глава посвящена анализу налогов, проводится оценка структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет России. В третьей главе рассматриваются перспективы развития налоговой системы России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1. Понятие и функции налога
Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В Новое и Новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось.
Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист Уильям Петти. в «Трактате о налогах и сборах» он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. При этом Петти писал, что: «как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства»[1].
Позднее появляются теория выгоды, обмена, атомистическая теория, исходящие из частноправового взгляда на государство. Атомистическая теория связана с эпохой просвещения в и именами Вобана и Монтескье, которые рассматривали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги[2]. В основе этих определений налога лежало представление о договорном происхождении государства, хотя в действительности определенной связи между уплатой налогов и получаемыми от государства выгодами не существует.
Налоги являются основным источником формирования бюджета[3]. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства и обращения при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»[4].
В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально без возмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ)[5].
Экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования и физическими лицами при осуществлении своей деятельности.
В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значимых служб: налог – это «форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам»[6].
Имеется большое число трактовок понятия «налог». Понятия налога можно поделить на легальные, которые заложены в текстах нормативно-правовых актов, и доктринальные, которые предложены учеными в своих трудах и отражают их понимание этой экономической категории.
В соответствии с одним из представленных в экономической литературе трактовок, налоги выступают как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи хозяйствующих субъектов и населения органам государственного управления. По мнению ряда других авторов, под налогом понимают взимаемый на базе государственного принуждения и имеющий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
По мнению С.Г. Пепеляева, налог – единственно законная, которая устанавливается законом, форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, которая не носит характер наказания или контрибуции, для целей обеспечения платежеспособности субъектов государственного управления[7].
Под налогом понимают платеж, т.е. обязательство, которое исполняется в денежной форме посредством уплаты наличных или перечислением безналичных денежных средств. Не предусмотрена уплата налогов в иной форме, кроме денежной. Отчуждаемые денежные средства должны принадлежать налогоплательщику или на праве собственности, или на праве хозяйственного владения. В соответствии ст. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения им присуще то же значение, что и в гражданском законодательстве[8].
Трактовка налога как платежа с субъектов хозяйствования и физических лиц обозначает, что не предусмотрено уплаты налогов для объединения (ассоциации) организаций, объединения физических лиц (в ассоциацию, профессиональный союз, общину или семью), на часть организации (подразделение, филиал). Правильность формулировки определения «налог» вызывает дискуссии среди ученых в области права, экономики и психологии. Слова «в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности… денежных средств» вызывают у налогоплательщиков еще до уплаты налоговых сумм отрицательную реакцию на неподсознательном уровне, примерно «мне принадлежит, а я должен отдать». Как считают ученые, это является одним из факторов распространенности нарушений налогового законодательства в России, которые не находят широкого осуждения среди населения. Анализируя предложенные определения, можно отметить, что каждое из них, в той или иной мере, ставит акцент на различных аспектах и, таким образом, они дополняют друг друга[9].
Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.
Налоговая теория и практика на протяжении тысячелетий выработала огромное количество специальных налоговых терминов, которые прочно вошли в быт налогоплательщиков и налоговое законодательство.
Сущность налогов проявляется через их функции.
Функция налога – это установленное государством направление действия налога, определяемое потребностями государства и возможностями экономики. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. В экономической литературе представлен различный набор функций налогов. Приведем наиболее широкий их перечень.
Считается, что налогообложение выполняет следующие функции[10]:
Рисунок 1.1 – Функции налогов
Основной функцией налога является фискальная. Под фискальной функцией (от лат. fiscus – казна) понимается такое направление его действия, которое обеспечивает получение государством необходимых ему денежных средств. При реализации данной функции налог выступает в качестве инструмента перераспределения денежных средств в пользу государства.. Пока не существовало государства, не существовало и никаких налогов, поскольку налог – это такой обязательный платеж, который устанавливается государством и производится в его пользу[11].
Следующая функция налогов – распределительная. Заметим, что любая функция налогов, в том числе и фискальная, с экономической точки зрения является распределительной, поскольку налог всегда является перераспределением денежных средств в пользу государства[12].
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одной и той же деятельности на разных территориях. В налоговом регулировании выделяют три подфункции:
Рисунок 1.2 – Подфункции налогов[13]
Следует заметить, что в Российской Федерации увлечение налогами в качестве средства регулирования тех или иных экономических процессов постепенно проходит. При осуществлении налоговой реформы признано целесообразным сокращение всякого рода налоговых льгот, с одной стороны, и налоговых ужесточений, с другой.