Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Теоретические аспекты налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 История становления, задачи и принципы налоговой системы России

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году[14]. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена  первая часть НК РФ, а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть. Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками[15].

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС – службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Налоговая система – это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов[16].

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет[17].

Сущность налоговой системы РФ (кратко) – это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Нало­говая сис­тема – это свод законодатель­ных ак­тов государст­ва, устанавливающих совокуп­ность существующих нало­гов, механизм их исчисления и методы конт­роля за их взиманием. Она призвана обеспечить госу­дарство финансовыми ресур­сами, необходимыми для реше­ния важнейших экономи­ческих задач(рисунок 1.3)[18]:


Рисунок 1.3 – Задачи налоговой системы

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить[19]:

справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);

определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;

равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;

доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;

удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;

обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Нало­говая сис­тема Рос­сии отражает трёхступенчатую организацию государственной власти, прису­щую большинству стран мира с федеральным государственным устрой­ством[20].

Для налоговой системы России характерно: параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и органами власти субъектов РФ и на местах. Это относится к налогу на прибыль, взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и др. В результате фирмы уплачивают два вида налога на прибыль (федеральный и региональный), два вида налога с продаж (региональный и местный) и т. д.[21]

Структура налоговой системы страны включает и органы, обеспечивающие её функционирования. Общее управление налоговой системой осуществляет парламент как законодательный орган власти и президент страны, утверждающий основные акты налогового законодательства. Они вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу[22].

Современная налоговая система России является одним из основополагающим элементом функционирования экономики, т.к. выступает главным инструментом воздействия государства на развитие экономического потенциала страны. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр и корректировка налоговых ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период кризиса экономики, а также препятствует поступлениям как внутренним, так и внешним инвестициям. Нестабильность всей налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения в России.


2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОсСИИ

2.1 Структура налогов и налоговой системы

Нало­говая сис­тема Рос­сии отражает трёхступенчатую организацию государственной власти, прису­щую большинству стран мира с федеральным государственным устрой­ством.

Общее управление налоговой системой осуществляет парламент как законодательный орган власти и президент страны, утверждающий основные акты налогового законодательства. Они вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения[23]

На основании ст. 13–15 НК РФ налоги делятся на федеральные, региональные и местные[24].

Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Н К РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ[25].

В соответствии со ст. 13 НК РФ федеральными являются следующие налоги и сборы[26]:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц;

• налог на прибыль организаций;

• налог па добычу полезных ископаемых;

• водный налог;

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

• государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (п. 3 ст. 12 ПК РФ)[27].

Региональными являются следующие налоги: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ)[28].

Местными признаются налоги, установленные НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ)[29].


К местным относятся следующие налоги: земельный налог и налог па имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ)[30].

Следует отметить, что указанные в п. 2 ст. 18 Налогового Кодекса России специальные режимы предусматривают следующие федеральные налоги[31]:

1) единый сельскохозяйственный налог;

2) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Как известно, основным различием между прямыми и косвенными налогами является способ их взимания (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Различия между прямыми и косвенными налогами[32]

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: органы государственной власти и налогоплательщик

1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: органы государственной власти, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними

2. Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика

2. Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

3. Эти налоги подоходно-поимущественные

3. Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)

В таблице 2.2 отразим основные виды доходов формирующих в настоящее время федеральный и региональный бюджет.

Таблица 2.2 – Виды доходов формирования бюджетов (федерального и регионального)[33]

Вид дохода

Федеральный бюджет

Краевой бюджет (на примере Московской области)

1. Налоговые доходы, в том числе прямые налоги

Налог на прибыль

Налог на добычу полезных ископаемых

Плата за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Водный налог

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты).

Налог на прибыль

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на доходы физических лиц

Косвенные налоги

Акцизы

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Таможенные пошлины

2.Неналоговые доходы

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.

Доходов от продажи имущества

Таможенные пошлины
Патентные пошлины

Прибыль Банка РФ

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Доходы от утилизации военной техники

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.

Доходов от продажи имущества

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Доходы от продажи земельных участков

3.Безвозмездные поступления

-

Межбюджетные трансферты


Представим распределение ставок налогов в разрезе бюджетов в текущем году, на основании главы 2 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 50, 56, 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации[34].

Таблица 2.3 – Распределение налогов и сборов по уровням бюджетной системы Российской Федерации[35]

Налоги, поступающие в федеральный бюджет

Норматив перераспределения %

Налоги, поступающие в региональный бюджет

Норматив перераспределения %

Налог на прибыль

3

Налог на прибыль

17

НДС

100 по нормативу (18%)

НДС

-

Акцизы

от 40до 100 по нормативу

Акцизы

от 50 до 88 по нормативу

Налог на добычу полезных ископаемых

от 40до 100 по нормативу

Налог на добычу полезных ископаемых

от 40до 90 по нормативу

Таможенные пошлины

до 100 по нормативу

Таможенные пошлины

50-60 по нормативу

Водный налог

100 по нормативу

Водный налог

-

Транспортный налог

-

Транспортный налог

100 по нормативу

Налог на имущество организаций

-

Налог на имущество организаций

100 по нормативу

Несмотря на то, что по некоторым видам налогов региональный (краевой) бюджет получает в относительном выражении больший процент перераспределенных средств, абсолютная величина налоговых ставок по федеральным налогам значительно выше, например, НДС[36].

Для налоговой системы России характерно: параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и органами власти субъектов РФ и на местах. Это относится к налогу на прибыль, взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и др. В результате фирмы уплачивают два вида налога на прибыль (федеральный и региональный), два вида налога с продаж (региональный и местный) и т. д.;

Взимание отдельных налогов только одним уровнем власти. Например: НДС, акцизы, таможенные пошлины направляются только в бюджет федерального правительства; налоги на пользование автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств попадают в бюджет субъектов РФ. Федеральные налоги занимают господствующее положение в стране. В консолидированном бюджете РФ на их долю приходится почти ¾ всех налоговых поступлений, причём главное место в доходной части бюджета занимают налоги, поступающие от фирм[37].