Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Теоретические аспекты налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.2 История становления, задачи и принципы налоговой системы России
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОсСИИ
2.1 Структура налогов и налоговой системы
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет России
3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой политики РФ
В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.
Черник Д. считает, что путь развития перспективен и направлен на изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения[50]. Одновременно требуются жесткий мониторинг системы распределения доходов государства , усиление контроля за движением финансовых потоков в стране[51].
Зависимость направления налоговой политики отражено в трех блоках, изображенных на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Направления налоговой политики
Вылкова Е.С. отмечает, что правительство планирует внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям[52] .
Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.
Представим основные предложения по совершенствованию налоговой системы РФ на рисунке 3.2[53].
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. Послание президента обозначило конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах, в том числе в сфере налогообложения[54].
Рисунок 3.2 – Основные направления по совершенствованию налоговой системы РФ
Тенденции развития бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг. разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг[55].
Основное направление деятельности налоговой системы – это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей[56].
В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.
3.2 Пути совершенствованию налоговой системы России
Начиная с 2019 года вводятся изменения в налоговую систему РФ с целью повышения ее эффективности, направленности на стимулирование деловой активности и сокращение теневого сектора экономики. В этой связи у государства и налогоплательщиков появляются налоговые риски, которые необходимо учитывать как при планировании бюджетных доходов государства и регионов, так и при планировании налоговых платежей предпринимателей и физических лиц.[57] Идеологией перестройки налоговой системы является перенос налоговой нагрузки с прямых налогов на косвенные, что соответствует современному мировому тренду налогового реформирования.
С 2012 по 2018 год основные параметры налоговой системы Российской Федерации были зафиксированы, целью налоговой политики было создание стабильных условий для ведения бизнеса и поддержание доходов бюджетной системы Российской Федерации в неблагоприятных внешних политических и экономических условиях. Проводилась работа по повышению собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, внедрению цифровых технологий в налоговое администрирование и налоговый контроль, встраиванию в систему глобального налогообложения и международного обмена налоговой информацией. Изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, были направлены на «донастройку» налоговой системы страны, которая бы способствовала реализации национальных целей развития, поставленных в «майских» указах Президента Российской Федерации 2012 года и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[58].
В 2019 году в налоговой системе Российской Федерации произошли такие серьезные изменения, как повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость на 2%, отмена налога на движимое имущество организаций, введение специального налогового режима для самозанятых граждан. Важные задачи были поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года в части налоговой поддержки семей с детьми, компаний, занимающихся строительством социальных объектов, медицинских и образовательных организаций[59].
Решение стоящих перед российской экономикой задач, реализация мер, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, требуют дальнейшей настройки налоговой системы, развития ее стимулирующей функции, создающей условия для инвестиционных вложений в развитие производства. Необходима компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае предоставления соответствующих налоговых льгот на федеральном уровне, выявление дополнительных источников налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах должны быть направлены на расширение налоговой базы региональных и местных бюджетов, стимулирование развития среднего и малого предпринимательства, улучшение положения налогоплательщика.
Изменения в налоговой системе РФ, которые вступили в действие с 2019 года, не были для фирм, предпринимателей и всего населения неожиданностью прежде всего потому, что в послании Президента РФ Федеральному собранию РФ была отмечена необходимость перенастройки налоговой системы и намечены основные цели этой перенастройки, – ориентация налоговой системы на основную цель: стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, создание конкурентных условий для развития предприятий.
В этой связи Президентом РФ было предложено рассмотреть идеи перенастройки налоговой системы, так как в 2018 году необходимо принять поправки в соответствующее законодательство, в первую очередь в Налоговый Кодекс РФ, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период[60].
Очевидно, что любые изменения налогового законодательства предопределяют риски как для налогоплательщиков, так и для государства.
Идеология перенастройки налоговой системы определилась к началу 2018 года. В частности заместителем министра финансов И.Труниным была выражена общая позиция Минфина России как снижение налогового бремени прямых налогов при некотором повышении косвенных налогов[61].
В настоящее время ситуация прояснилась. Несмотря на серьезную дискуссия по введению прогрессивной налоговой ставки НДФЛ в целях создания справедливости взимания этого налога, соответствующее решение принято не было. Это можно считать целесообразным по нескольким причинам. В первую очередь потому, что налоговые поступления последовательно растут, обгоняя рост заработной платы, и являются надежным источником доходной базы региональных и местных налогов. Во вторых, практика применения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц требует введения необлагаемого минимума для лиц с доходами на уровне прожиточного минимума, поскольку взимание налога с этих лиц лишает их части средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Учитывая большой разрыв в показателе средней заработной платы по регионам и большое количество регионов со средней заработной платой в районе 20-25 тысяч рублей, можно предположить, что налоговые доходы по НДФЛ в этих регионах резко сократятся, что для региональных бюджетов крайне нежелательно[62].
Можно отметить и тот факт, что повышение косвенных налогов при снижении или сохранении налогового бремени прямых налогов в настоящее время является мировым трендом.
В результате долгих дискуссий, решения об изменениях в налоговую систему приняты и начали действовать с 1 января 2019 г.
Несомненно, что ключевым моментом реформирования явилось повышение ставки НДС с 18 до 20 %[63].
При всем этом, ставка НДС в размере 20 % действовала в нашей стране в период с 1994 до 2004 года, а в предшествующие этому периоду два года была еще выше и составляла 28 %. С 2004 года ставка НДС составляла 18 % и не повышалась.
Совершенно очевидно, что изменение налоговой нагрузки для плательщиков не будет одинаковым. Налоговые риски выше у тех, у кого высокая добавленная стоимость – выше заработная плата персонала, амортизационные отчисления, прибыль и проценты по кредитам. Если ориентироваться по данным Росстата РФ, то можно предположить, что это отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, особенно нефти и газа, производством кокса и нефтепродуктов, деятельность, связанная с научными исследованиями и разработками, финансовая и страховая деятельность, где средняя заработная плата в несколько раз выше средней по стране и значительно выше показатели прибыли, высокие амортизационные отчисления[64].
Такие компании пострадают в первую очередь. С другой стороны, повышение налога в конечном итоге отразится на покупателях. Прежде всего на физических лицах, приобретающих товары (работы, услуги) для себя, а также на малых компаниях, которые работают на специальных налоговых режимах и не являтся плательщиками НДС, - его включают в затраты.
В этой связи важно, что с 1 января 2019 г. все плательщики Единого сельскохозяйственного налога перешлит в категорию плательщиков НДС, но при этом в ряде случаев в ст. 145 НК РФ предусмотрено право на освобождение от НДС ряда налогоплательщиков, которые не реализуют подакцизную продукцию и соблюдают лимит по доходам (2018 г. - 100 млн руб.; 2019 -90 млн руб.)[65].
Можно предположить, что налоговые риски в большей степени повышаются у физических лиц с высокими доходами, поскольку сохраняется 10-ти процентная ставка на основные продукты питания и детские товары, имеющие высокую эластичность, а кроме того до 2025 г. сохраняется 0-я ставка налога на авиаперевозки в Крым и Севастополь, регионы Дальневосточного федерального округа и Калининградскую область.
Новая ставка НДС применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г. Можно сделать вывод, что у большинства налогоплательщиков повышается риск увеличения налоговых платежей, а крупные экспортеры выигрывают за счет возмещения налога из бюджета, что предопределяет определенные риски у государства.
В сторону снижения налоговых рисков налогоплательщиков действует новое положение НК РФ о сокращении срока проведения камеральной налоговой проверки до двух месяцев со дня подачи декларации ( кроме камеральной проверки декларации по НДС иностранных организации, состоящих на учете в налоговом органе, – для них проверка осуществляется 6 месяцев).
Повышение налоговых рисков государства несомненно связано со снижением с 7 до 2-х млрд рублей порога общей суммы уплаченных за три предшествующих года налогов для заявительного порядка возмещения НДС. Достигнув таких параметров экспортер вправе значительно быстрее возместить НДС без предоставления банковской гарантии и поручительства, что положительно скажется на его затратах[66].
Несмотря на то, что доходы бюджета во многом зависят от нефтегазового сектора экономики, налоги от которого последовательно растут высокими темпами, в последние годы проводятся мероприятия по реформированию налогообложения этих отраслей экономики. В частности, высокий фискальный результат получен от введения нефтегазового налогового маневра.