Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Теоретические аспекты налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.2 История становления, задачи и принципы налоговой системы России
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОсСИИ
2.1 Структура налогов и налоговой системы
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет России
3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой политики РФ
Основной среднесрочной целью налогового маневра было снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 г., предусматривал снижение экспортных пошлин на нефть до 30 % в 2017 г. с 42 %, с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 руб. за тонну в 2017 г. с 857 руб. за тонну в 2016 г. В результате маневра должны были снизиться налоговые риски резкого падения мировых цен на нефть и появлялась возможность адаптироваться к условиям как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов[67].
В 2016 г. Минфин России предложил обнулить экспортные пошлины полностью, соразмерно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но из-за того что экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть, российские нефтеперерабатывающие компании фактически субсидируется бюджетом, – в 2017 году эта система лишила бюджет 1 трлн руб. и при такой ситуации налоговые риски государства растут, что предопределяет необходимость завершения налогового маневра.
Предлагается завершение налогового маневра за шесть лет путем снижения экспортной пошлины ежегодно на 5 процентов и к 2024 году довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ. По расчетам Минфина России это даст бюджету дополнительно от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от роста или падения цен на нефть.
Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении.
В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования введе с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора – налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр, расположенных как в традиционных, так и новых регионах нефтедобычи[68].
Режим НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье нефть и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после их выхода на проектную мощность.
При этом ожидается, что общий объем нефти, добываемой с применений системы налогообложения в виде НДД, к 2024 году составит порядка 5 процентов от общей нефтедобычи в России. Очевидно, что новый механизм предопределяет налоговые риски и у налогоплательщиков и у государства[69].
В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о его корректировке и дальнейшем распространении.
Как и в предыдущие годы, предусматривается ряд мероприятий по перенастройке налоговой системы, связанных с повышением роли налогообложения в стимулировании инвестиционной активности. При этом, важно то, что инвестиционная активность в России резко отличается по регионам и по оценке Президента фонда прямых инвестиции в 16 регионах осуществляется около 80 % всех инвестиций.
В части налоговой политики, стимулирование инвестиций должно включать меры по трем направлениям:
- Формирование стабильных налоговых условий путем зафиксирования налоговых условий на ближайшие 6 лет. В этой связи большое значение и снижение налогвых рисков имеет гарантия неувеличения текущего уровня страховых взносов.
- Помимо налоговых условий, также важна и предсказуемость таких элементов фискальной системы как неналоговые платежи. По результатам инвентаризации и анализа действующих неналоговых платежей те из них, которые обладают признаками налогов или сборов предполагается регулировать в рамках налогового законодательства, а по остальным сформировать их закрытый перечень с установлением единых правил регулирования в рамках отдельного законодательства.
- Стимулирующие меры. Стимулом для инвестиций в рамках изменений параметров налоговой системы может стать предлагаемая отмена сложного и дестимулирующего ускоренное внедрение и развитие технологий отечественной промышленности налога на движимое имущество, а также совершенствование регулирования инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, в том числе снятие ограничений на его применение участниками КГН, расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.
Налоговые риски налогоплательщиков в значительной степени растут за счет планируемого в 2019-2021 гг. продолжения реализации комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов[70].
При этом особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов, а также созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов, включая единый механизм сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости. Особенностью системы прослеживаемости будет являться полностью электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости, и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров.
Дальнейшая цифровизация администрирования с одной стороны станет одним из наиболее эффективных инструментов пресечения неформальных практик, а с другой стороны позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками[71].
Кроме того, будет продолжена реализация плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План ВЕРБ) и обеспечению перехода к автоматическому обмену налоговой информацией. Реализация Плана ВЕРБ направлена на повышение транспарентности деятельности налогоплательщиков, обеспечение открытости и конкурентоспособности российской налоговой системы с тем, чтобы в максимальной степени отвечать на новые вызовы, связанные с размыванием налогооблагаемой базы или уклонением от уплаты налогов[72].
Будет также продолжена и завершена работа по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества физических лиц исходя из их кадастровой стоимости, что несет за собой риски физических лиц. При этом предусматривается установление коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом на территориях тех регионов, в которых исчисление налога осуществляется с коэффициентом 0,6.
В очередной раз принятые с 2019 года меры, направленные на легализацию предпринимателей микробизнеса. Разработан новый специальный налоговый режим - система налогообложения в виде налога на профессиональный доход, апробацию которого планируется провести с 2019 года в пилотных субъектах Российской Федерации[73].
15 ноября 2018 года Госдума РФ приняла в окончательном, третьем чтении пакет законов о проведении в четырех регионах РФ эксперимента по введению налога на профессиональный доход (закон о самозанятых).
Закон предполагает, что с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в республике Татарстан будет введен налог на профессиональный доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 4 % от дохода, полученного при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам и 6 % в отношении доходов, полученных от реализации индивидуальным предпринимателям (ИП) и юридическим лицам. Пороговое значение дохода, при котором можно использовать данный режим, не более 2,4 млн рублей в год (200 тысяч рублей в месяц)[74].
Новым режимом смогут воспользоваться физические лица (в том числе и ИП), которые получают доходы от деятельности, в случае, если они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.
В целях ограничения налоговых рисков государства и регионов продлевается мораторий на функционирование института КГН (с ограничением срока действия такого института) и отмена внутрироссийского контроля за трансфертным ценообразованием при его сохранении только в случае повышенных рисков ущерба для бюджетной системы, в особенности для бюджетов субъектов Российской Федерации[75].
В целом, анализ механизмов перенастройки налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что намеченные меры направлены на выполнение основной задачи налоговой политики – обеспечение сбалансированности бюджетной системы, но при некотором повышении налогового бремени и соответствующем повышении налоговых рисков как налогоплательщиков, так и государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Российской Федерации действует сформировавшая налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы.
Актуальность проблемы роста действенности системы управления налоговыми поступлениями в России не вызывает сомнений. В связи с этим налоговая политика, с одной стороны, будет и дальше направлена на ликвидацию отрицательных последствий экономического кризиса, а с другой стороны – на формирование условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи существенным фактором проводимой налоговой политики будет выступать необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Формирование стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в России, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.
Для того, чтобы обеспечить стабильность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо повышать эффективность в управлении их доходами путем мобилизации внутренних резервов финансового характера и искать дополнительные источники доходов. В укреплении доходной базы бюджетов важная роль на современном этапе состоит в том, чтобы отказаться от нерезультативных преференций налогового характера, упорядочить механизм взимания платежей определенных видов, улучшить качество госадминистрирования доходов бюджета.
Современной проблемой налоговой системы является некоторая неэффективность льгот по налогам и сборам, а именно: множественность налоговых льгот; индивидуализация и активность представления льгот по местным и региональным налогам, потеря дохода по которым снижает стабильность бюджетов субъектов Федерации.
Если говорить о противодействие налоговым льготам, которые являются неэффективными, то оно предусматривает: улучшение качества финансового и экономического обоснования решений, касающихся введения новых налоговых освобождений и каких-либо других преференций; постоянный анализ эффективности налоговых льгот, которые применяются; корректировку в процессе межбюджетного перераспределения средств трансфертов, учитывая потери доходов бюджетов субъектов РФ при введении каких-либо льгот налогового характера. В то же время сам механизм управления налоговыми льготами должен сливаться с механизмом реализации различных государственных программ, при этом беря курс на стратегические цели и задачи, а также помогать достичь ожидаемых результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант Плюс
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // СПС Консультант Плюс
- Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // СПС Консультант Плюс
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" // СПС Консультант Плюс
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (проект) // Интернет ресурс – Режим доступа: http://base.garant.ru/56727430(дата обращения: 19.05.19).
- Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210967/ f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d. (дата обращения : 19.05.19).
- Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс]: офиц. сайт Информационно-правовой портал Гарант // Интернет ресурс – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71367250/ (дата обращения: 19.05.19).
- Приложение №6 к пояснительной записке к проекту Федерального закона// СПС Консультант Плюс
- «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Информация о бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в 2019–2021 гг. www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_210967/ f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d. (дата обращения : 19.03.19).
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 01.03.2018 г. informpskov. ru/news/265032.html (дата обращения 20.03. 2019).
- Указ Президента РФ № 204 от 7.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». www.kremlin. ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 22.03.2019).
- Акинин, П.В. Налоги и налогообложение/ П.В. Акинин, Е.Ю. Жидкова. – М.: ЭКСМО, 2017– 496 с.
- Александров, И.М. Налоги и налогообложение/ И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2017. – 228 с.
- Бухарский В.В., Лавров А.М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 9 – 21.
- Брусилова И.С. Налоговая политика России на период 2017-2019 гг. // Молодежь и системная модернизация страны. – 2017. –С. 83-87.
- Васильева О.Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018-2020 годах // Инновации в науке и практике. – 2018. – с.83-89.
- Васильева Н.В. Правовое регулирование публичных доходов: монография. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2015. – 194 с.
- Васюнина, М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2015. – № 9 (633). – С. 37.
- Вылкова Е.С., Кацюба И.А., Петухова Р.А., Фирсова Е.А.; под редакцией ПетуховойР.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие – Издательство СПбГУЭФ, 2012. – 80 с.
- Гюльмагомедова, Г. А., Османова С. Г. Тенденция и развитие налоговой политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Наука среди нас. 2018. № 1 (5). С. 271-277. URL: http://nauka-sn.ru/filestore/ 1(5)2018/GulmagomedovaGA.pdf (дата обращения: 16.06.2019).
- Журавлева, А.В. Налоговая политика России // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» ?[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004403(дата обращения: 20.06.2019).
- Ибрахим, М.А. Ключевые проблемы фискальной политики государства в условиях падения уровня экономики Российской Федерации// Вестник университета. – 2018 . – № 1. – С.126-131.
- Караваева, И.В. и др. Федеральный бюджет рф на 2019 г. и на плановый период 2020–2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития / И.В.Карасева, С.В. Казанцев, А.Г. Коломиец, Е.А. Иванов, М.Ю. Лев, И.А. Колпакова// Вестник ИЭ РАН.–2019. – №1.– С. 9–26.
- Караваева, Н. М. Направления и перспективы развития налоговой политики Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). C. 89-95.
- Каким будет бюджет России в 2019 году?[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bankstoday.net/last-articles/kakim-budet-byudzhet-rossii-v-2019-godu (дата обращения 18.06.2019).
- Карагод, В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2014.
- Кондратьева, Е.А., Лунин И.А.Налоговая система России: проблемы развития и пути совершенствования // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2018/article/2018005195 (дата обращения: 20.06.2019 ).
- Кузнецов, Л.Д.Направления налоговой политики[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-nalogovoy-politiki-gosudarstva(дата обращения 16.06.2019).
- Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 591 с.
- Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы/О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: Кнорус, 2016.– 408 с.
- Малис, Н.И.Перенастройка налоговой системы: возможные риски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perenastroyka-nalogovoy-sistemy-vozmozhnye-riski (дата обращения 16.06.2019).
- Марчева, И. А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2017 – 122 с.
- Малых, Е.М. Аспекты совершенствования налоговой политики//Экономические науки. – 2018. – № 6(72). – Режим доступа: http: https://research-journal.org/economical/aspekty-sovershenstvovaniya-nalogovoj-politiki/(дата обращения 16.06.2019).
- Налоги как основной источник бюджета [Электронный ресурс] / Авторский клуб STD72.RU. – Режим доступа: http: //www.std72.ru /dir/ehkonomicheskaja_teorija_mikro_makro/ehkonomicheskaja_teorija_makroehkonomika/tema_13_ponjatie_finansov_i_finansovoj_sistemy_nalogi _kak_osnovnoj_istochnik_bjudzheta/170-1-0-2701/ (дата обращения : 20.03.19).
- Налогообложение физических лиц: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение»/ М.Е. Косов, И.В.Осокина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
- Налоговые и неналоговые доходы бюджета [Электронный ресурс] / Центр Управления Финансами. – Режим доступа : http://center-yf.ru/data/nalog/Nalogovye-i-nenalogovye-dohody-byudzheta.php/ (дата обращения : 20.06.19).
- Налоговая политика государства на 2018-2020 годы // Налог-налог.ру: [сайт]. 2018. 24 апр. URL: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/ nalogovaya_politika_gosudarstva/#Налоговая политика государства на 2018-2020 годы (дата обращения: 19.06.2019).
- Налоговая политика России на 2019-2020 годы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://v-2020.org/nalogovaya-politika-rossii-na-2019-2020-gody(дата обращения: 19.06.2019).
- Новоселов, К.В. Сегодня один из приоритетов налогового контроля – снижение административной нагрузки на добросовестный бизнес: Интервью с заместителем начальника Контрольного управления ФНС России, доцентом Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ // Налоговая политика и практика, 2019. – № 5. – С.22-25.
- Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ – (дата обращения: 15.06.2019).
- Паршина, И.В. Классификация доходов бюджетов: многообразие подходов // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24, № 2. – С. 272 – 287. https://doi.org/10.24891/fc.24.2.272. (дата обращения : 17.06.19).
- Савина, О.Н. Актуальные вопросы повышения налоговой грамотности населения // Налоги и налогообложение. – 2016. – №10. – С. 756-767.
- Семенихин, В.В. Налог на доходы физических лиц. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. – 941 с.
- Полунин, С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. №46. С. 239-241.
- Принципы построения налоговой системы РФ[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ppt.ru/art/nalogi/rf. (дата обращения: 20.06.2019).
- Российская налоговая политика в период 2019-2021 годов[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://irg77.ru/finansy/nalogi/rossijskaya-nalogovaya-politika/(дата обращения: 20.06.2019).
- Свиридов, М.В. Налоговая политика в Российской Федерации // Экономическая безопасность: финансовые, правовые и ИТ-аспекты. – 2017. – с.258-262.
- Соколов, И. Федеральный бюджет на 2017-2019 годы: о чем говорят его основные параметры // Мониторинг экономической ситуации в России. – 2016 г. – № 16 (34). – С. 6-14.
- Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. – 3е изд., перераб. – Москва : КНОРУС, 2018. – 494 с.
- Тарасова, В. Ф, Владыка М. В, Сапрыкина Т.В, Семыкина Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 224с
- Терехина, С.А., Солдатенко И.А. Современная бюджетная политика и основные параметры федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Связь бюджетной политики с прогнозом-2030 // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24, № 2. – С. 362 – 376. https://doi.org/10.24891/fc.24.2.362. (дата обращения: 20.06.2019).
- Теория и практика налогообложения / И.Н. Марис. – М.: ИНФРА-М, 2018. – Формирование доходов бюджетов различных уровней [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/ Formirovanie-dokhodov-byudzhetov-razlichnykh-urovnei-ref121184.html/(дата обращения: 20.06.2019).
- Ткач, Е. В. Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Вопросы экономики и управления. – 2018. – №2. – С. 9-12. – URL https://moluch.ru/th/5/archive/83/3086/ (дата обращения: 20.06.2019).
- Ульяненко, Д. И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2017. № 6. С. 239-248.
- Федеральный бюджет России на 2019 год[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vesbiz.ru/finansy/byudzhet-rossii.html (дата обращения 26.03.2019).
- Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/ (Дата обращения 19.06.2019).
- Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. – ]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения 19.06.2019)
- Формирование доходов федерального бюджета [Электронный ресурс] / Knigi.News. – Режим доступа: http://knigi.news/ekonomika/432-formirovanie-dohodov-federalnogo-15854.html/ (дата обращения : 19.06.19).
- Федорова, К.В. Направления налоговой политики РФ, предусмотренные на 2017-2019 гг. // Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития. - 2017. - с. 175-180.
Черник Д.Г. Налоги и налогообложение/ Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2016 – 300с. - Шамсиев, Г.Т. Основные направления развития налоговой политики РФ на 2017-2019гг. и перспективы развития // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/ 1(31).pdf (дата обращения: 20.06.2019)
- Ядгаров, Я.С.. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М. – 2016.– 406с.