Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие информационной системы и медицинской автоматизированной информационной системы
1.1.Цель, задачи и функции МИС
1.4. Требования, условия и этапность при построении МИС
1.6. Основы функционирования Карельской медицинской информационной системы (КМИС)
1.7. Функциональные возможности подсистемы Стационар
1.8. Подсистема лечебных назначений
1.9. Автоматизация служб питания
1.11. Функциональное назначение подсистемы Поликлиника
1.12. Автоматизация регистратуры
1.13. Медицинская статистика КМИС
1.14. Функциональные возможности подсистемы Лаборатория
Проектирование и разработка МИС – сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поиск решений, снижающих сложность и трудоемкость процесса проектирования и практической разработки такой системы, является в настоящее время одной из приоритетных задач разработчиков, занятых в такой специфичной области как медицина. Существует множество различных подходов для решения этой задачи.
Основополагающий аспект проектирования системы – это выбор системы управления базами данных (СУБД). Кроме того, МИС должна соответствовать современным технологиям программирования. В настоящее время, в основном, используются СУБД, использующее технологию «клиент-сервер».
Обычно на построение современной МИС затрачивается по времени 2-3 года.
1.5. Структура МИС
МИС включают в себя:
-
административно-финансовую систему; -
клиническую информационную систему; -
информационную систему аптеки; -
информационные системы лабораторий и диагностических отделений; -
информационные системы других вспомогательных подразделений.
Рассмотрим структуру типовой информационной системы медицинского учреждения. В информационной системе медицинского учреждения можно выделить следующие подсистемы: пациент, персонал, учреждение.
Подсистема «Пациент» предназначена для автоматизации работы с пациентами, т.е. работы с медицинскими картами, проведения диагностических и лабораторных исследований и т.д.
В данной подсистеме можно выделить следующие модули:
1) общебольничная база данных;
2) система хранения медицинских снимков;
3) программы работы со снимками;
4) экспертные системы;
5) подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием;
6) подсистемы сопряжения с другими информационными системами.
Общебольничная база данных – «сердце» информационной системы, основная её часть. Она предназначена для обработки всевозможной информации, используемой медицинским учреждением – электронных медицинских карт пациентов, результатов диагностических исследований и т.д.
Основная ее часть – компьютерная медицинская карта пациента.
Система хранения снимков предназначена для длительного хранения медицинских снимков, получаемых при обслуживании пациентов.
Программы обработки медицинских снимков предназначены для улучшения качества, выделения информативных объектов и анализа медицинских снимков, получаемых при работе медучреждения. Данные программы необходимы для повышения качества обслуживания пациентов, сокращения риска неправильной интерпретации информации, уменьшения времени на анализ снимков и т.д.
Экспертная система – это своего рода электронный помощник
, позволяющая врачам повысить качество медицинского обслуживания пациентов. Мощные системы способны по описанию болезни и различного рода анализам определить заболевание, предсказать дальнейший ход развития болезни, методы ее лечения с учетом противопоказаний конкретным группам пациентов и т.д.
Подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием предназначены для подключения медицинского оборудования к автоматизированным рабочим местам врачей, что позволяет обмениваться с ними данными, производить автоматизированную обработку данных с медицинского оборудования и т.д.
Подсистемы сопряжения с другими информационными системами предназначены для обмена медицинской и иной информацией между информационными системами различных медицинских учреждений. Для взаимодействия между разнородными МИС необходимы стандартизованные протоколы обмена. Для обмена медицинскими данными можно использовать стандарт HL7, для кодирования диагнозов –ICD-10 (или ICD-9), для обмена медицинскими снимками –DICOM 3.0.
Примерный состав автоматизированных рабочих мест (АРМ) информационной системы включает:
АРМ главврача,
АРМ заместителя главврача по медицинской части,
АРМ врача-рентгенолога,
АРМ врача-диагноста,
АРМ врача-клинициста,
АРМ ординаторской отделения (в первую очередь хирургического),
АРМ врача-лаборанта,
АРМ врача-регистратора.
Надо сказать, что эффективная работа АРМов может быть достигнута только при соединении их в локальную вычислительную сеть.
Локальная вычислительная сеть внутри учреждения может быть построена либо на основе Ethernet (10мб/с или 100 Мб/с) или на основе FDDI (100 Мб/с).
Рассмотрим вопросы МИС на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи. Одну из главных ролей здесь может сыграть АРМ врача-рентгенолога. Это относится к пациентам с тяжелыми травмами, когда возникает необходимость быстрого получения рентгеновского снимка. При использовании беспленочной технологии снимок будет получен практически моментально после съемки
, чего не может быть достигнуто при использовании общепринятого использования фотопленки.
Другим примером улучшения качества оказания первичной медико-санитарной помощи может служить использование экспертно-справочных систем врачей-диагностов. Такие системы помогают врачу быстро и правильно поставить диагноз, а также написать протокол обследования. Данный фактор также немаловажен как для врачей, так и для пациентов.
В состав МИС входит система хранения и передачи медицинских снимков, построенная по многоуровнему принципу. Система имеет сопряжение с медицинской аппаратурой, что позволяет избавиться от использования фотопленки и термобумаги. Медицинские снимки, полученные с диагностической аппаратуры, могут подвергаться предварительной обработке и последующему анализу группой программных средств.
Схема взаимодействия составных модулей в МИС представлена на рисунке.
1.6. Основы функционирования
Карельской медицинской информационной системы (КМИС)
Рассмотрим основы функционирования МИС на примере Карельской медицинской информационной системы (КМИС), успешно внедрённой в медицинские учреждения России.
Карельская медицинская информационная система предназначена для автоматизации работы медицинских учреждений независимо от принадлежности (государственное или ведомственное) и специализации. При этом она разработана с учетом возможности ее использования в поликлинике, многопрофильном стационаре с различными клиническими и диагностическими отделениями, санатории.
Основное назначение КМИС – внедрение электронного документооборота с возможностью групповой работы над различными документами – электронной амбулаторной картой (в поликлинике), электронной историей болезни (в стационаре или санатории) и т.д.
При этом цель системы – улучшение качества медицинской помощи и повышение эффективности труда медицинских сотрудников за счет комплексной автоматизации всех возможных видов деятельности в ЛПУ – от внутреннего документооборота, организации медицинской помощи до организации питания и учета сотрудников.
Разработка системы основывается на научном подходе. Многие решения, используемые в различных программах или подсистемах, основаны на комплексном анализе имеющегося отечественного и зарубежного опыта в проектировании и эксплуатации аналогичных программных продуктов.
При создании КМИС преследовались две ключевых задачи –обеспечить возможность полного электронного документооборота с высокой и стабильной производительностью в течение длительного срока эксплуатации и применение мощной подсистемы безопасности, основанной на средствах групповой работы. Именно поэтому в качестве программной платформы выбрана система Lotus Notes/ Domino, являющаяся, фактически, мировым стандартом для разработки мощных и безопасных корпоративных информационных систем.
Информационная система выполнена на основе объектно-реляционного мультиплатформенного подхода. Основная часть построена на базе объектно-ориентированной СУБД Lotus Notes/Domino версии 6.5.Х. (поддерживаются версии 7.0.Х). В качестве реляционной составляющей используется SQL-сервер Microsoft SQL Server 2000 (в настоящее время идет работа по включению поддержки Microsoft SQL Server 2005). Информационная система базируется на модульной структуре. В состав системы входят несколько тщательно разработанных взаимосвязанных подсистем, таких как