Файл: Медицинские информационные системы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Медицинские информационные системы»
Медицина тесно связана с изобилием «бумажной» волокиты. Медицинский работник (МР) в процессе оформления, лечения и выписки больного вынужден вести многочисленные записи, отображать все свои действия на бумаге. Стандартные формы отчетов дублируются, МР изо дня в день повторяет одинаковые записи в документах. Такое изобилие писанины занимает львиную долю рабочего времени, отнимая у пациентов драгоценные минуты общения со специалистом, медицинская информационная система упрощает работу и экономит время.

Это решительный шаг навстречу комфортному и удобному общению врача и пациента. Компьютеры помогут систематизировать лечебный процесс, заменить МР на этапах стандартных решений. Медработники лишь будут вносить данные, формировать отчеты, вести поиск нужной информации.

Медицинская информационная система объединяет воедино все поточные рабочие процессы и позволяет эффективно управлять ими. Главным документом пациента является история его болезни. Электронный формат позволит не беспокоиться о ее потере и сохранении, ведь данные будут всегда под рукой у врача.

Медицинская информационная система – это программное обеспечение для сети взаимосвязанных между собой компьютеров, с помощью которых врач может легко получить всю требуемую информацию о пациенте. Болезни, которыми страдал больной, аллергии на лекарственные препараты, заключение других специалистов – все это моментально высветится на мониторе. Это заменяет постоянный стандартный опрос пациента или же «скрупулезный поиск» в его личной карте этих важных для лечения данных.

Медицинская информационная система избавит пациентов от утомительного ожидания в очередях к нужному специалисту. Это оптимальный подход к экономии времени вечно занятого современного человека. Ведь часто визит к врачу оттягивается из-за таких неудобств. Возможно, поэтому больные обращаются за помощью уже на поздних стадиях заболевания.

Медицинская информационная система поможет и в этом. Она сама отследит последний визит и назначит профилактический осмотр пациента у требуемых специалистов. Ведь ранняя диагностика – лучший способ оздоровления населения.


Все поточные медицинские отчеты и формы будут быстро сформулированы. При этом высшее руководство с помощью своей точки доступа сможет контролировать ход лечения на любом его этапе, проверяя правильность процесса.

Понятие информационной системы и медицинской автоматизированной информационной системы


Переход здравоохранения на принципы бюджетно-страховой системы финансирования потребовал от органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и конкретных лечебно-профилактических учреждений решения проблем построения и налаживания устойчивого функционирования медицинских информационных систем (МИС).

В широком смысле понятие «система» можно определить как множество взаимосвязанных элементов.

Определение. Информационная система – это комплекс методологических, программных, технических, информационных, правовых и организационных средств, поддерживающих процессы функционирования информатизируемой организации.

Существуют различные определения медицинской информационной системы. Приведем определение медицинской информационной автоматизированной системы, данное А.В. Гусевым (2002).

Определение. Медицинская автоматизированная информационная система—это совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в лечебно-профилактическом учреждении.

Как известно, информационная система может быть, в зависимости от необходимости участия человека, автоматической или автоматизированной. Поскольку лечебно-диагностический процесс не может протекать без участия человека, то из определения часто опускается слово автоматизированная.

МИС представлены системами поддержки деятельности сотрудников управления здравоохранением и системами поддержки деятельности работников практического здравоохранения.

1.1.Цель, задачи и функции МИС




Основной целью любой МИС является повышение качества лечебно-профилактической помощи.

Непосредственными задачами МИС являются:

– максимальная сохранность результатов медицинских наблюдений за пациентами;

– оптимизация доступа специалистов к результатам медицинского наблюдения за больными;

– сокращение бумажного документооборота;

– сокращение сроков обследования и лечения больных;

– улучшение качества медицинского обслуживания;

– расходование медицинских ресурсов и рав­номерная загрузка медицинского персонала;

– повышение эффективности работы диагностических служб;

– улучшение профилактической работы;

– эффективное управление ЛПУ;

– удовлетворение потребности пациентов в высокотехно­логическом и качественном лечении.
При выполнении задач, стоящих перед МИС, реализуются следующие функции:

  • создание единого информационного пространства, непосредственными следствиями чего являются ускоренный доступ к информации, повышение качества медицинского обслуживания;

  • оперативное управление лекарственными и диагностическими назначениями (ввод рецептов, ввод заказов на лабораторные анализы и диагностические исследования, вывод результатов);

  • быстрое принятие управленческих решений, оперативный учет финансовых затрат на пациентов, учет реаль­ной нагрузки на каждого сотрудника, составление эффек­тивного расписания исследований пациентов;

  • быстрое извлечение всей клинической информации о па­циенте. По разным оценкам в рукописной истории бо­лезни содержится от 40 до 70% информации о больном, полученной в ходе лечебного процесса. Остальная часть информации находится в собственных архивах служб либо безвозвратно утеряна. Около 11% лабораторных ис­следований необходимо проводить повторно вследствие того, что предыдущие данные невозможно отыскать;

  • эффективный сбор информации для проведения научно-исследовательской работы;

  • использование современных методов обработки и анализа информации;

  • мониторинг и управление качеством медицинской помо­щи, снижение вероятности врачебной ошибки;

  • повышение прозрачности деятельности медицинского учреждения;

  • анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи.





1.2.Классификация МИС



К настоящему времени предложены различные виды классификации медицинских информационных систем. Из них одни ориентированы на уровни управления в органи­зации здравоохранения, другие –на функциональные особенности или на специфику предметной области. Исходя из того, что выделение классификационных признаков должно наиболее полно отражать специфику классифицируемых объектов, целесообразно применение комплексного подхода, учитывающего как структурно-организаци­онные уровни здравоохранения, так и функциональное назначение информационных систем.

Классификация МИС зависит от многообразия решаемых ими задач. Например, статистические информационные системы (ИС), системы учета и управления ресурсами здравоохранения, внедряемые практически повсеместно, позволяют получить результаты управления ресурсами.

Есть достаточно широкий класс медико-технологических ИС. Они предназначены для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, а также для реализации определенных врачебных функций и дополнительных возможностей, которые повышают эффективность лечебного процесса.

Научно-исследовательские ИС используются для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах. Обучающие ИС предназначены для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях. Весь спектр задач и созданных для их решения систем очень широк.

Классификация МИС, предложенная В. Я. Гельманом в 2001 г., основана на иерархическом принципе и отражает многоуровневую структуру здравоохранения как отрасли.
В соответствии с этим выделяют

Четыре уровня медицинских информационных систем:

1) базовый (клинический) уровень (врачи разного профиля),

2) уровень учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь),

3) территориальный уровень (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления),

4) федеральный уровень (федеральные учреждения и органы управления).

В пределах каждого уровня системы обычно классифицируются по функциональному принципу, т. е. по целям и задачам, решаемым системой.