Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие информационной системы и медицинской автоматизированной информационной системы
1.1.Цель, задачи и функции МИС
1.4. Требования, условия и этапность при построении МИС
1.6. Основы функционирования Карельской медицинской информационной системы (КМИС)
1.7. Функциональные возможности подсистемы Стационар
1.8. Подсистема лечебных назначений
1.9. Автоматизация служб питания
1.11. Функциональное назначение подсистемы Поликлиника
1.12. Автоматизация регистратуры
1.13. Медицинская статистика КМИС
1.14. Функциональные возможности подсистемы Лаборатория
подсистема работы врача, лабораторная, планирования рабочего времени и т.д. В системе имеется мощный модуль администрирования, возможность разработки собственных приложений как в самой среде Lotus Notes, так и более распространенными средствами, такими как Borland Delphi.
Архитектура БД включает:
Таким образом, обеспечивается возможность расширения системы без участия разработчиков, но с сохранением потенциала мощности всей системы в целом.
КМИС базируется на 4 крупных модулях, интегрирующих в себя базы данных и специальное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации поликлиники, стационара, санатория и здравпункта. Работа крупных многопрофильных медицинских центров организуется за счет совместного использования всех (или части) этих модулей. Кроме того, архитектура каждого модуля спроектирована таким образом, что поддерживает как комплексную автоматизацию ЛПУ (например, всего стационара), так и какой-то его части (например, отделения).
Все модули, входящие в пакет основных возможностей системы, доступны в любых редакциях КМИС, в том числе – в вариантах системы для поликлиники, стационара, санатория или крупного медицинского центра.
Подсистема стационара, кроме общесистемных приложений и баз данных, таких как статистика, лаборатория, электронный документооборот, содержит ряд специализированных модулей.
Электронная история болезни
Основу возможностей КМИС для стационара составляет электронная история болезни, в которой накапливается вся необходимая информация – начиная с первичного осмотра и назначенного питания и заканчивая выписным эпикризом.
Наполнение электронной истории болезни – стандартное, включает в себя следующие виды документов:
Электронная история болезни предназначена для использования в условиях стационара или санатория. Время заполнения истории болезни ограничено сроком госпитализации.
Бланк истории болезни хранит следующую информацию:
электронной истории болезни – ее первичном медицинском документе. В саму электронную историю болезни помещаются все остальные документы – дневниковые записи, назначенные диеты, листы назначений, бланки заказа лабораторных исследований (и соответственно их результаты), документы диагностической службы, записи о выполненных лечебных манипуляциях –ЛФК, массаже и многое другое. В автоматическом режиме заполняются эпикризы, выписки из истории болезни, различные справки и т.д.
При кодировании истории болезни система в автоматическом режиме обновляет информацию в листе окончательных диагнозов электронной амбулаторной карты пациента. Кроме того, в полностью автоматическом режиме осуществляется заполнение статистического талона.
Применение электронной истории болезни, а также ряда дополнительных подсистем и программ позволяет полностью перейти на электронный документооборот внутри стационара или санатория. КМИС является комплексной медицинской информационной системой, поэтому кроме автоматизации лечебно-диагностического процесса, она позволяет полностью автоматизировать параклинические разделы работы стационара.
Все назначения, выполняемые в стационаре или санатории, аккумулируются в специальной базе данных «Лечебные назначения». В ней отображается список назначений по видам. Так, можно просмотреть все назначения по определенному пациенту –при этом система автоматически строит единый лист назначений, в котором отображается вид лечебной процедуры, назначенное количество процедур, отметки о выполнении и оставшееся количество. В специальном разделе накапливаются листы медикаментозных назначений и листы инъекционных назначений, которые доступны постовым и процедурным медсестрам.
Для функционирования службы разработаны электронные бланки всех наиболее распространенных видов лечения –массаж, физиолечение, грязелечение, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, ЛФК и т.д. По любому виду лечебных манипуляций собирается полная информация для подсистемы статистики, в том числе отчеты о нагрузке, о распределении пациентов по половозрастному составу и т.д.
Врачи со своих рабочих мест могут контролировать ход выполнения лечебных назначений и узнавать информацию об общем количестве назначенных процедур, а также об их выполнении и оставшемся количестве.
Для автоматизации службы питания стационара или санатория разработан комплекс программ и баз данных, который позволяет в полностью автоматическом режиме вести учет назначенных диет и дополнительного питания, вести материально-бухгалтерский учет продуктов, в автоматическом режиме формировать меню-раскладку, калькуляцию себестоимости питания и другую необходимую документацию по службе питания.
При этом в состав подсистемы входят следующие модули:
Этот модуль позволяет в полностью автоматическом режиме сформировать несколько меню на день. При этом в учет принимаются наличие продуктов на складе, частота и разнообразие заказываемых блюд, количество поставленных на питание. На выходе система позволяет получить полностью готовое меню, калькуляцию, меню-раскладку и другие необходимые документы.
Эта подсистема занимает особое место, поскольку позволяет полностью автоматизировать работу аптеки, включая учет поступающих медикаментов, их распределение по отделениям, автоматизированный заказ необходимых препаратов прямо из листов назначений. Также автоматически осуществляет списание остатков и формирование необходимой отчетной документации. В медицинскую информационную систему КМИС встроено специальное программное обеспечение для автоматизации работы аптеки, которое тесно интегрировано с другими подсистемами. Основное назначение –ведение учета материальных ценностей и формирование бухгалтерской отчетности. В задачи аптеки входит учет имеющихся препаратов и расходных материалов, автоматизация бухгалтерии. Работа со справочником медикаментов доступна не только для фармацевтов, но и для врачей. Для них осуществляется предоставление информации о наличии медикаментов в лечебном учреждении.
В системе может быть развернуто несколько подразделений аптеки (складов), использующих единый справочник препаратов и форм выпуска. При этом для каждой аптеки в индивидуальном порядке может быть указан список доступа. Внутри каждой аптеки можно предусмотреть свою структуру подчиненных подразделений.
Программное обеспечение листа назначений использует базу данных аптеки для предоставления пользователю возможности выбора препарата, формы выпуска и т.д. при выполнении врачебных назначений.
В подсистему аптеки встроена специальная программа, предназначенная для автоматизации снятия остатков. Она в автоматическом режиме осуществляет перерасчет остатков на новый отчетный период и позволяет формировать следующую документацию:
–Акт о снятии остатков;
Архитектура БД включает:
-
ядро системы. Несколько центральных БД на сервере Lotus Domino (истории болезни, амбулаторные карты, архив, паспортные данные, центральный справочник). Это наиболее развитая часть системы. Все основные технологические решения сосредоточенны в ней. Её основная цель – сбор и хранение медицинской информации. Архитектура ядра системы отражена на рисунке;
-
вспомогательные (сопроводительные) приложения и базы данных. Используются ядром для различных целей, однако наличие этих баз не критично для функционирования системы в целом. Их основное назначение –улучшение и облегчение условий работы, обеспечение дополнительных сервисов. Сюда относятся БД архивов (рентгеновских снимков, сонограмм, эндовидеозаписей и т.д.), подсистема планирования рабочего времени (календари) и т.д.; -
БД окружения системы. Относятся все базы данных информационной поддержки врача, сайта, организации делопроизводства и т.д.; -
внешние приложения. Это программы- надстройки над системой. Они используют специально разработанный интерфейс связи с ядром и позволяют создавать приложения, не предусмотренные командой разработчиков.
Таким образом, обеспечивается возможность расширения системы без участия разработчиков, но с сохранением потенциала мощности всей системы в целом.
КМИС базируется на 4 крупных модулях, интегрирующих в себя базы данных и специальное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации поликлиники, стационара, санатория и здравпункта. Работа крупных многопрофильных медицинских центров организуется за счет совместного использования всех (или части) этих модулей. Кроме того, архитектура каждого модуля спроектирована таким образом, что поддерживает как комплексную автоматизацию ЛПУ (например, всего стационара), так и какой-то его части (например, отделения).
Все модули, входящие в пакет основных возможностей системы, доступны в любых редакциях КМИС, в том числе – в вариантах системы для поликлиники, стационара, санатория или крупного медицинского центра.
1.7. Функциональные возможности подсистемы Стационар
Подсистема стационара, кроме общесистемных приложений и баз данных, таких как статистика, лаборатория, электронный документооборот, содержит ряд специализированных модулей.
Электронная история болезни
Основу возможностей КМИС для стационара составляет электронная история болезни, в которой накапливается вся необходимая информация – начиная с первичного осмотра и назначенного питания и заканчивая выписным эпикризом.
Наполнение электронной истории болезни – стандартное, включает в себя следующие виды документов:
-
документы осмотров (первичного и повторных); -
лечебные назначения; -
результаты диагностических исследований, в том числе –лабораторных; -
назначенная диета; -
листы назначений, в том числе –инъекционных назначений; -
результаты консультаций; -
выписки, справки и эпикризы.
Электронная история болезни предназначена для использования в условиях стационара или санатория. Время заполнения истории болезни ограничено сроком госпитализации.
Бланк истории болезни хранит следующую информацию:
-
данные о поступлении, включая диагноз, дату и время госпитализации; -
коды отделения поступления, признаки для учета платных госпитализаций; -
заключительный клинический диагноз и дата выписки; -
исход и другие статистические поля; -
информацию о выполненных посещениях и услугах. Указанная информация хранится в главном документе
электронной истории болезни – ее первичном медицинском документе. В саму электронную историю болезни помещаются все остальные документы – дневниковые записи, назначенные диеты, листы назначений, бланки заказа лабораторных исследований (и соответственно их результаты), документы диагностической службы, записи о выполненных лечебных манипуляциях –ЛФК, массаже и многое другое. В автоматическом режиме заполняются эпикризы, выписки из истории болезни, различные справки и т.д.
При кодировании истории болезни система в автоматическом режиме обновляет информацию в листе окончательных диагнозов электронной амбулаторной карты пациента. Кроме того, в полностью автоматическом режиме осуществляется заполнение статистического талона.
Применение электронной истории болезни, а также ряда дополнительных подсистем и программ позволяет полностью перейти на электронный документооборот внутри стационара или санатория. КМИС является комплексной медицинской информационной системой, поэтому кроме автоматизации лечебно-диагностического процесса, она позволяет полностью автоматизировать параклинические разделы работы стационара.
1.8. Подсистема лечебных назначений
Все назначения, выполняемые в стационаре или санатории, аккумулируются в специальной базе данных «Лечебные назначения». В ней отображается список назначений по видам. Так, можно просмотреть все назначения по определенному пациенту –при этом система автоматически строит единый лист назначений, в котором отображается вид лечебной процедуры, назначенное количество процедур, отметки о выполнении и оставшееся количество. В специальном разделе накапливаются листы медикаментозных назначений и листы инъекционных назначений, которые доступны постовым и процедурным медсестрам.
Для функционирования службы разработаны электронные бланки всех наиболее распространенных видов лечения –массаж, физиолечение, грязелечение, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, ЛФК и т.д. По любому виду лечебных манипуляций собирается полная информация для подсистемы статистики, в том числе отчеты о нагрузке, о распределении пациентов по половозрастному составу и т.д.
Врачи со своих рабочих мест могут контролировать ход выполнения лечебных назначений и узнавать информацию об общем количестве назначенных процедур, а также об их выполнении и оставшемся количестве.
1.9. Автоматизация служб питания
Для автоматизации службы питания стационара или санатория разработан комплекс программ и баз данных, который позволяет в полностью автоматическом режиме вести учет назначенных диет и дополнительного питания, вести материально-бухгалтерский учет продуктов, в автоматическом режиме формировать меню-раскладку, калькуляцию себестоимости питания и другую необходимую документацию по службе питания.
При этом в состав подсистемы входят следующие модули:
-
Учет назначенных диет. Организован на основе специальной базы данных, в которой аккумулируются все назначенные диеты и дополнительное питание непосредственно из электронных историй болезни пациентов. Кроме этого, в базе данных возможно вести учет дополнительного контингента поставленных на питание – например, сотрудников ЛПУ или сторонних лиц, обслуживаемых по контракту или за наличный расчет. -
Модуль складского учета. Позволяет полностью автоматизировать операции по учету прихода, расхода и списания продуктов питания и других компонентов, используемых при работе службы питания. -
Модуль формирования меню. Наиболее проработанная часть подсистемы.
Этот модуль позволяет в полностью автоматическом режиме сформировать несколько меню на день. При этом в учет принимаются наличие продуктов на складе, частота и разнообразие заказываемых блюд, количество поставленных на питание. На выходе система позволяет получить полностью готовое меню, калькуляцию, меню-раскладку и другие необходимые документы.
-
Модуль бухгалтерского учета. Позволяет производить все необходимые операции по бухгалтерскому учету и контролю, формировать акты проверок, списания и другие необходимые документы.
1.10. Аптека КМИС
Эта подсистема занимает особое место, поскольку позволяет полностью автоматизировать работу аптеки, включая учет поступающих медикаментов, их распределение по отделениям, автоматизированный заказ необходимых препаратов прямо из листов назначений. Также автоматически осуществляет списание остатков и формирование необходимой отчетной документации. В медицинскую информационную систему КМИС встроено специальное программное обеспечение для автоматизации работы аптеки, которое тесно интегрировано с другими подсистемами. Основное назначение –ведение учета материальных ценностей и формирование бухгалтерской отчетности. В задачи аптеки входит учет имеющихся препаратов и расходных материалов, автоматизация бухгалтерии. Работа со справочником медикаментов доступна не только для фармацевтов, но и для врачей. Для них осуществляется предоставление информации о наличии медикаментов в лечебном учреждении.
В системе может быть развернуто несколько подразделений аптеки (складов), использующих единый справочник препаратов и форм выпуска. При этом для каждой аптеки в индивидуальном порядке может быть указан список доступа. Внутри каждой аптеки можно предусмотреть свою структуру подчиненных подразделений.
Программное обеспечение листа назначений использует базу данных аптеки для предоставления пользователю возможности выбора препарата, формы выпуска и т.д. при выполнении врачебных назначений.
В подсистему аптеки встроена специальная программа, предназначенная для автоматизации снятия остатков. Она в автоматическом режиме осуществляет перерасчет остатков на новый отчетный период и позволяет формировать следующую документацию:
–Акт о снятии остатков;