Файл: Медицинские информационные системы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 528

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Научно-исследовательские ИС (НИИС)

  • ИС научной медицинской информации, содержащие сведения о научных публикациях в области медицины, в т. ч. электронные библиотеки;

  • организационные ИС, содержащие описание тематик научных исследований и их результатов;

  • системы автоматизации медико-биологических исследований.

НИИС предназначенные для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических НИИ.

  1. Обучающие ИС, предназначенные для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях (ОМИС) в зависимости от реализуемых ими педагогических принципов оценки уровня усвоения знаний учащимися подразделяются на следующие виды (каждый последующий вид из указанных ниже должен включать в себя предыдущий):

  • вопросно-ответные обучающие ИС, контролирующие знания по ответам учащихся на вопросы системы, выбранным из числа возможных вариантов;

  • обучающие ИС, предоставляющие знания в виде электронных учебных курсов и учебных пособий и контролирующие усвоение знаний по принципам вопросно-ответных ИС;

  • обучающие ИС, основанные на базах знаний и содержащие сведения о методах решения задач, в т. ч. экспертные системы, системы логического вывода и т. д.


Пользователями ИС указанных классов являются учреждения и организации системы здравоохранения:

- больницы (участковые сельские, районные, городские, областные, ведомственные);

- клинические НИИ;

- поликлиники (районные, городские, ведомственные);

- территориальные специализированные медицинские службы;

- санаторно-курортные учреждения;

- органы управления здравоохранением на федераль­ном (Минздрав РФ) и территориальном уровне (ОТУЗ), ведомственные медицинские управления других министерств и ведомств (МУВ);

- территориальные органы Госсанэпиднадзора (ГСЭН);

- организации Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на федеральном и территориальном уровнях, страховые медицинские организа­ции (СМО);

- медицинские учебные заведения (МУЗ).
В зависимости от объектов описания, решаемых социальных задач, потребностей пользователей и степени агрегирования выходной информации каждый класс ИС под­разделяется на виды ИС по разным основаниям.


Медико-технологические ИС подразделяются на следующие виды:

- автоматизированные системы постоянного интенсив­ного наблюдения больных для послеоперационных палат, реанимационных отделений, ожоговых цент­ров ЛПУ;

- автоматизированные системы консультативной вы­числительной диагностики в ЛПУ;

- автоматизированные системы клинико-лабораторных исследований в ЛПУ, включая программно-аппаратные комплексы для функциональной, лучевой и лабораторной диагностики;

- автоматизированные системы профилактических осмотров населения.


1.3. Принципы создания МИС



Централизованный подход к созданию МИС развивается при использовании следующих принципов:

  • поддержка государством;

  • распределенная система хранения значительных объек­тов информации о пациентах;

  • средства формирования данных многолетних наблюде­ний за состоянием здоровья пациента и их хранения на энергонезависимых носителях информации;

  • масштабируемость –возможность использования как в масштабе всего медицинского учреждения, так и его отдельных кабинетах;

  • развитые механизмы обмена информацией между учреж­дениями;

  • удобный графический интерфейс, понятный для пользователей с различной подготовкой;

  • средства защиты информации, не предназначенной для общего пользования;

  • соответствие мировым стандартам;

  • доступная цена.

МИС могут быть использованы органами управления учреждениями здравоохранения, страховыми компаниями, и иными заинтересованными организациями при определенной схеме организации обмена данными в рамках устанавливаемых прав. Распределенная система хранения данных о пациентах в рамках организационно самостоятель­ной территории может быть построена с использованием административных и финансовых возможностей этой тер­ритории. Система представляет собой совокупность ЛПУ, оснащенных набором аппаратных и программных средств. Для эффективной организации управленческих процессов и совместной работы сотрудников в компьютерной информационной среде требуется большой набор универсальных программных инструментов и методик, чтобы создать автоматизированный современный комплекс, способный к обновлению и развитию.

1.4. Требования, условия и этапность при построении МИС



Информационная система должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать требованиям персонала клиники и быть ориентированной на больного;

  • гибкость, адаптируемость и простота ввода изменений;

  • пользователи должны видеть полезность и выгодность МИС;

  • обеспечение ненавязчивого автоматического кодирова­ния медицинских терминов в целях дальнейшего анализа;

  • управление ключевыми элементами системы должно быть в руках медицинского учреждения, а не у разра­ботчика системы;

  • организация должна быть способна разрабатывать и внедрять решения постепенно, добавляя новые задачи в единую работающую систему;

  • МИС должна разрабатываться медициной для медици­ны, т.е. специалисты клиник должны принимать самое активное участие в разработке концепции;

  • МИС должна расти вместе с ростом организации;

  • Информационная система должна позволять охватить все медицинские службы учреждения;

  • МИС должна обеспечивать сопряжение с медицинским оборудованием и непосредственную работу с ним;

  • МИС должна поддерживать взаимодействие с другими ИС, то есть поддерживать медицинские стандарты обме­на данными и снимками;

  • МИС должна позволять проводить автоматизированный анализ медицинских снимков с целью выявления пато­логий, помощи врачу в постановке диагноза и т.д.;

  • МИС должна обеспечивать возможность подключения экспертных и справочных систем;

  • МИС должна обеспечивать возможность работы с боль­шими объемами данных (в первую очередь медицинских изображений).


Кроме того, МИС должна также обеспечивать:

  • регистрацию вновь поступивших больных и поступле­ние информации из архива в оперативное хранилище при повторном приеме;

  • создание и ведение полной электронной медицинской карты больного;

  • автоматический ввод в электронную карту информации с приборов (лабораторных, рентгеновских, ультразвуковых аппаратов, ЯМР и КТ томографов, оборудования для эндоскопической, функциональной диагностики и др.);

  • ведение и представление справочной информации, поддержку консультативно-справочных подсистем по всем основным направлениям лечебно-профилактической и управленческой деятельности;

  • поддержку принятия решений как в лечебно-диагностическом процессе, так и в задачах управления ЛПУ;

  • автоматическое формирование журналов врачей и отчетов;

  • автоматическое формирование учетно-отчетной и статистической документации;

  • организацию удаленных консультаций, консилиумов, и видеоконференций;

  • передачу и прием информации от других медицинских и государственных учреждений;

  • перенесение неоперативной информации в архив;

  • восстановление информации из архива по требованию;

  • работу со страховыми компаниями, фондами медицинского страхования;

  • планирование и оптимизацию использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов;

  • автоматизацию административной и финансовой деятельности;

  • автоматизацию вспомогательных служб (диетпитание, аптека, прачечная и др.).

К условиям создания МИС можно отнести достаточный уровень оснащенности средствами вычислительной техники.

Рабочие места врачей (кабинеты приема, ординаторские) должны быть оснащены соответствующими стационарными и мобильными средствами вычислительной техники (ра­бочими станциями).

Поскольку МИС должна предоставлять врачам сведения о пациентах, поступающие из различных автоматизированных источников информации, то в среднем на каждую рабочую станцию МИС приходятся как минимум 1-3 рабочие станции, установленные во вспомогательных подразделениях лечебного учреждения (на по­стах медсестер, в административно-финансовых подразделениях, в аптеке, в лабораториях и диагностических отделениях, в службе питания, службе материально-технического снабжения и др.).


Для обеспечения возможности внедрения МИС в каждом клиническом отделении стационара необходимо иметь как минимум 3 рабочие станции (одна у заведующего отделением и две – в ординаторской). Отсюда следует, что при среднем числе коек в одном отделении около 40 оснащенность больницы должна составлять примерно 1 рабочую станцию на 4 койки.

При 150 кабинетах врачебного приема в поликлинике, рассчитанной на 3-4 тысячи посещений в день, минимальная оснащенность рабочими станциями составляет около 300.
Существует два основных способа добавления клинических функций к имеющемуся комплексу информационных систем лечебного учреждения:

  • доработка административно-финансовой системы, обеспечивающей регистрацию пациентов и учет оказанной им медицинской помощи;

  • разработка или адаптация новой, достаточно автономной клинической информационной системы, взаимодействующей с административно-финансовой системой.

Выбор того или иного подхода существенно зависит от архитектуры действующего комплекса информационных систем. Если он выполнен по централизованной архитектуре, при которой практически все функции или основной банк данных реализованы на мощном центральном компьютере, а рабочие станции выполняют роль интеллекту­альных терминалов, то первый способ может оказаться предпочтительным. Если же комплекс образован несколькими системами, каждая из которых имеет собственную базу данных, то разработка новой клинической информационной системы, как правило, оказывается более выгодной.
Построение современной медицинской информационной системы ЛПУ представляет собой многоплановую задачу, включающую в себя следующие этапы:

  • построение необходимой инфраструктуры передачи данных –локальных вычислительных сетей, скоростных волоконно-оптических линий связи;

  • приобретение и установку средств вычислительной техники и системного программного обеспечения;

  • приобретение, модернизацию и разработку прикладного программного обеспечения;

  • обучение персонала вычислительных центров и пользо­вателей МИС;

  • выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих внедрение медицинской информационной системы;

  • обеспечение сопровождения и эксплуатации внедренной системы, включая гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования.