Файл: Медицинские информационные системы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 523

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подсистема работы врача, лабораторная, планиро­вания рабочего времени и т.д. В системе имеется мощный модуль администрирования, возможность разработки соб­ственных приложений как в самой среде Lotus Notes, так и более распространенными средствами, такими как Borland Delphi.

Архитектура БД включает:

  • ядро системы. Несколько центральных БД на сервере Lotus Domino (истории болезни, амбулаторные карты, архив, паспортные данные, центральный справочник). Это наиболее развитая часть системы. Все основные тех­нологические решения сосредоточенны в ней. Её основная цель – сбор и хранение медицинской информации. Архитектура ядра системы отражена на рисунке;



  • вспомогательные (сопроводительные) приложения и базы данных. Используются ядром для различных целей, однако наличие этих баз не критично для функциониро­вания системы в целом. Их основное назначение –улучшение и облегчение условий работы, обеспечение допол­нительных сервисов. Сюда относятся БД архивов (рент­геновских снимков, сонограмм, эндовидеозаписей и т.д.), подсистема планирования рабочего времени (календа­ри) и т.д.;

  • БД окружения системы. Относятся все базы данных ин­формационной поддержки врача, сайта, организации де­лопроизводства и т.д.;

  • внешние приложения. Это программы- надстройки над си­стемой. Они используют специально разработанный ин­терфейс связи с ядром и позволяют создавать приложе­ния, не предусмотренные командой разработчиков.


Таким образом, обеспечивается возможность расширения системы без участия разработчиков, но с сохранением потенциала мощности всей системы в целом.

КМИС базируется на 4 крупных модулях, интегрирую­щих в себя базы данных и специальное программное обес­печение, предназначенные для автоматизации поликлини­ки, стационара, санатория и здравпункта. Работа крупных многопрофильных медицинских центров организуется за счет совместного использования всех (или части) этих мо­дулей. Кроме того, архитектура каждого модуля спроекти­рована таким образом, что поддерживает как комплексную автоматизацию ЛПУ (например, всего стационара), так и какой-то его части (например, отделения).


Все модули, входящие в пакет основных возможностей системы, доступны в любых редакциях КМИС, в том числе – в вариантах системы для поликлиники, стационара, санатория или крупного медицинского центра.

1.7. Функциональные возможности подсистемы Стационар



Подсистема стационара, кроме общесистемных прило­жений и баз данных, таких как статистика, лаборатория, электронный документооборот, содержит ряд специализированных модулей.

Электронная история болезни

Основу возможностей КМИС для стационара составля­ет электронная история болезни, в которой накапливается вся необходимая информация – начиная с первичного ос­мотра и назначенного питания и заканчивая выписным эпик­ризом.

Наполнение электронной истории болезни – стандарт­ное, включает в себя следующие виды документов:

  • документы осмотров (первичного и повторных);

  • лечебные назначения;

  • результаты диагностических исследований, в том числе –лабораторных;

  • назначенная диета;

  • листы назначений, в том числе –инъекционных назна­чений;

  • результаты консультаций;

  • выписки, справки и эпикризы.

Электронная история болезни предназначена для исполь­зования в условиях стационара или санатория. Время заполнения истории болезни ограничено сроком госпитализации.

Бланк истории болезни хранит следующую информацию:

  • данные о поступлении, включая диагноз, дату и время госпитализации;

  • коды отделения поступления, признаки для учета плат­ных госпитализаций;

  • заключительный клинический диагноз и дата выписки;

  • исход и другие статистические поля;

  • информацию о выполненных посещениях и услугах. Указанная информация хранится в главном документе

электронной истории болезни – ее первичном медицин­ском документе. В саму электронную историю болезни по­мещаются все остальные документы – дневниковые запи­си, назначенные диеты, листы назначений, бланки заказа лабораторных исследований (и соответственно их резуль­таты), документы диагностической службы, записи о выпол­ненных лечебных манипуляциях –ЛФК, массаже и многое другое. В автоматическом режиме заполняются эпикризы, выписки из истории болезни, различные справки и т.д.

При кодировании истории болезни система в автомати­ческом режиме обновляет информацию в листе окончатель­ных диагнозов электронной амбулаторной карты пациен­та. Кроме того, в полностью автоматическом режиме осу­ществляется заполнение статистического талона.


Применение электронной истории болезни, а также ряда дополнительных подсистем и программ позволяет полно­стью перейти на электронный документооборот внутри ста­ционара или санатория. КМИС является комплексной ме­дицинской информационной системой, поэтому кроме ав­томатизации лечебно-диагностического процесса, она по­зволяет полностью автоматизировать параклинические раз­делы работы стационара.

1.8. Подсистема лечебных назначений



Все назначения, выполняемые в стационаре или санатории, аккумулируются в специальной базе данных «Лечебные назначения». В ней отображается список назначений по видам. Так, можно просмотреть все назначения по опре­деленному пациенту –при этом система автоматически строит единый лист назначений, в котором отображается вид лечебной процедуры, назначенное количество проце­дур, отметки о выполнении и оставшееся количество. В спе­циальном разделе накапливаются листы медикаментозных назначений и листы инъекционных назначений, которые доступны постовым и процедурным медсестрам.

Для функционирования службы разработаны электронные бланки всех наиболее распространенных видов лече­ния –массаж, физиолечение, грязелечение, мануальная те­рапия, иглорефлексотерапия, ЛФК и т.д. По любому виду лечебных манипуляций собирается полная информация для подсистемы статистики, в том числе отчеты о нагрузке, о рас­пределении пациентов по половозрастному составу и т.д.

Врачи со своих рабочих мест могут контролировать ход выполнения лечебных назначений и узнавать информацию об общем количестве назначенных процедур, а также об их выполнении и оставшемся количестве.

1.9. Автоматизация служб питания



Для автоматизации службы питания стационара или са­натория разработан комплекс программ и баз данных, ко­торый позволяет в полностью автоматическом режиме вес­ти учет назначенных диет и дополнительного питания, вес­ти материально-бухгалтерский учет продуктов, в автома­тическом режиме формировать меню-раскладку, калькуля­цию себестоимости питания и другую необходимую доку­ментацию по службе питания.

При этом в состав подсистемы входят следующие модули:

  • Учет назначенных диет. Организован на основе специальной базы данных, в которой аккумулируются все на­значенные диеты и дополнительное питание непосред­ственно из электронных историй болезни пациентов. Кроме этого, в базе данных возможно вести учет допол­нительного контингента поставленных на питание – например, сотрудников ЛПУ или сторонних лиц, обслуживаемых по контракту или за наличный расчет.

  • Модуль складского учета. Позволяет полностью автома­тизировать операции по учету прихода, расхода и спи­сания продуктов питания и других компонентов, исполь­зуемых при работе службы питания.

  • Модуль формирования меню. Наиболее проработанная часть подсистемы.


Этот модуль позволяет в полностью автоматическом режиме сформировать несколько меню на день. При этом в учет принимаются наличие продуктов на складе, час­тота и разнообразие заказываемых блюд, количество по­ставленных на питание. На выходе система позволяет получить полностью готовое меню, калькуляцию, меню-раскладку и другие необходимые документы.

  • Модуль бухгалтерского учета. Позволяет производить все необходимые операции по бухгалтерскому учету и контролю, формировать акты проверок, списания и другие необходимые документы.



1.10. Аптека КМИС



Эта подсистема занимает особое место, поскольку по­зволяет полностью автоматизировать работу аптеки, вклю­чая учет поступающих медикаментов, их распределение по отделениям, автоматизированный заказ необходимых пре­паратов прямо из листов назначений. Также автоматически осуществляет списание остатков и формирование необхо­димой отчетной документации. В медицинскую информа­ционную систему КМИС встроено специальное программ­ное обеспечение для автоматизации работы аптеки, кото­рое тесно интегрировано с другими подсистемами. Основ­ное назначение –ведение учета материальных ценностей и формирование бухгалтерской отчетности. В задачи аптеки входит учет имеющихся препаратов и расходных материа­лов, автоматизация бухгалтерии. Работа со справочником медикаментов доступна не только для фармацевтов, но и для врачей. Для них осуществляется предоставление инфор­мации о наличии медикаментов в лечебном учреждении.

В системе может быть развернуто несколько подразде­лений аптеки (складов), использующих единый справочник препаратов и форм выпуска. При этом для каждой аптеки в индивидуальном порядке может быть указан список досту­па. Внутри каждой аптеки можно предусмотреть свою струк­туру подчиненных подразделений.

Программное обеспечение листа назначений использует базу данных аптеки для предоставления пользователю воз­можности выбора препарата, формы выпуска и т.д. при выполнении врачебных назначений.

В подсистему аптеки встроена специальная программа, предназначенная для автоматизации снятия остатков. Она в автоматическом режиме осуществляет перерасчет остатков на новый отчетный период и позволяет формировать следующую документацию:

–Акт о снятии остатков;