Файл: Сущность и определения маркетинга. Особенности маркетинга в сми.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и определение маркетинга
2. Внутренняя и внешняя среда маркетинга
3. Циклический расширенный процесс маркетинговой деятельности
Товар как компонент комплекса маркетинга
Цена как компонент комплекса маркетинга
Система товародвижения как компонент комплекса маркетинга
Стимулирование продаж как компонент комплекса маркетинга
Система маркетинговых исследований
Схема проведения маркетингового исследования
Подготовка маркетингового аналитического отчета
Маркетинговое исследование рынка СМИ
Основное отличие внутренней среды от внешней заключается в том, что первая из них поддается управлению, а вторая — не поддается. Частично поддается контролю внешняя микросреда предприятия, поскольку предприятие с ней взаимодействует на взаимовыгодных условиях. В связи с этим, задача предприятия, действующего на принципах маркетинга, заключается в трансформировании поддающихся факторов к факторам, не поддающимся изменению, что будет способствовать достижению стратегических целей предприятия. В частности, имеется в виду приспособить внутреннюю среду (структуру предприятия, политику цен, ассортимент выпускаемых товаров и т. д.) к требованиям внешней среды (правительственные распоряжения, действия конкурентов, влияние научно-технической революции и др.). Например, как за рубежом, так и у нас в стране растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Поэтому предприятия должны видоизменять свою внутреннюю среду таким образом, чтобы, основываясь на вновь принятых законодательных актах, делать свою деятельность более эффективной. [2. С. 20-25]
3. Циклический расширенный процесс маркетинговой деятельности
Возможность компании удовлетворить потребность потребителей зависит от ее способности учесть все сильные стороны своей внутренней среды и разработать эффективные способы воздействия на внешнюю среду. Двумя наиболее важными факторами внешней среды для компании являются ее покупатели и конкуренты.
Маркетинговые организации разрабатывают маркетинговые стратегии и тактики, направленные на удовлетворение потребности потребителей и получение преимуществ над конкурентами. Затем стратегии маркетинга оценивают с позиций реакции на них потребителей и конкурентов.
На рисунке 2 представлены действия компании, нацеленные на взаимодействие с двумя основными компонентами внешней среды маркетинга – потребителями и конкурентами.
Рис. 2. Расширенный циклический маркетинговый процесс.
В общем виде циклический процесс управления маркетингом может быть представлен следующим образом:
-
анализ рыночных возможностей: проведение маркетинговых исследований и сбор информации об основных факторах маркетинговой среды - потребителях и конкурентах -
отбор целевых рынков: исследование объемов спроса, сегментирование рынка, выбор маркетинговой стратегии фирмы; -
разработка комплекса маркетинга: разработка товара, определение ценовой политики, выявление каналов распространения, стимулирование сбыта; -
претворение в жизнь разработанного комплекса маркетинга, нацеленного на удовлетворение потребностей потребителей и упреждение действий конкурентов. -
оценка маркетинговой деятельности, оценка ответной реакции конкурентов и потребителей на комплекс маркетинга, -
корректировка маркетинговых планов в зависимости от реакции потребителей и конкурентов, -
выработка рекомендаций для составления планов на следующий период
4. Маркетинг СМИ
Маркетинг СМИ – это особый вид деятельности, связанной с продвижением продукции СМИ на рынок, направленной на обеспечение существования этого продукта и на удовлетворение информационных потребностей его читателей, телезрителей или радиослушателей.
Таким образом, у маркетинга СМИ три основные цели. Первая – удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории тех или иных СМИ. Вторая – создание условий для их продвижения на рынок. И третья – обеспечение, таким образом, существования продукта СМИ.
Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга и направления, связанных с их решением практических мероприятий. К ним относятся: изучение рынка СМИ, на который должна выйти или вышла газета или телепрограмма, в частности изучение конкурентных изданий. Далее – исследование их целевой аудитории и, наконец, – изучение самой газеты или программы, ее соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории читателей, телезрителей или радиослушателей. [4. С. 200-209]
5. Специфика маркетинга в СМИ
Редакции ввязываются в любом случае в жесткую конкуренцию за рынок сбыта (такова ситуация среди государственных ежедневных газет, деловых еженедельников, FМ-радиостанций). Приходится заботиться не только о качестве передач и публикаций, но и о снижении расходов на ее производство, об оптимальном решении проблем реализации тиража, оптимальном формате и географии вещания. Речь идет о сбыте продукции с удовлетворительным коммерческим результатом. Поэтому здесь необходим маркетинг, задача которого – всесторонний анализ и учет рыночных условий, разработка путей и методов внедрения газетно журнальной или аудиовизуальной продукции на рынок, расширение объемов реализации.
Современность потребовала от редакций на практике осваивать маркетинг как концепцию рыночных отношений и поведения на рынке.
Определение маркетинга может быть расширено, особенно если речь идет о маркетинговых коммуникациях и если учесть, что СМИ рассматриваются и как каналы массовой коммуникации, и как средство рекламы, рекламоноситель. Актуален подход к маркетингу как к идеологии, которая подчиняет себе общество и через которую осуществляется экономическая власть над потребителями. Более традиционное понимание – маркетинг как комплекс технологий, программ, методов коммуникации, служащий продвижению товара, а также управленческий инструмент.
Маркетинг сегодня вышел за рамки чисто экономической деятельности, что требует более критического подхода к роли рекламной индустрии и ее влиянию на массовое сознание.
Сегодня масс-медиа сочетают роли инструмента культуры и инструмента продаж, а также инструмента идеологического влияния.
Маркетинг имеет смысл и в полную меру действует, когда:
-
рынок насыщен товарами, предложение превышает спрос. Работа осуществляется на рынке покупателей, а не на рынке, где условия диктуют продавцы; -
существует конкуренция, существует борьба за внимание покупателя; -
имеются свободные рыночные отношения, то есть выбор, а не распределение товара. Никто не ограничивает выбор рынков сбыта и снабжения, цены, формирование коммерческой стратегии; -
внутри предприятия администрация свободна в своих действиях – устанавливает цели фирмы, структуры, заработную плату, распределение средств.
Как можно определить маркетинг СМИ? Российский исследователь М. Блохин утверждает, что маркетинг СМИ – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена между СМИ как юридическим лицом и потребителем. А где же прибыль как цель предприятия? В. Ворошилов дает более полное определение:
«Маркетинг СМИ – искусство движения журналистской информации к массовой аудитории с целью удовлетворить ее нужды и потребности и получить максимально возможный доход при этом». Информацию в этом определении уместно заменить словами «специфический
информационный товар». [4. С. 38-50, 5. С. 41-45]
Редакция газеты добивается роста доходов путем роста популярности издания, ее тиража, объема рекламы – а значит, удовлетворения читательских потребностей, при этом она старается снизить издательские и редакционные расходы.
Задача радио и телестанции – привлечь максимальную аудиторию слушателей и зрителей, занять место повыше в рейтинге СМИ страны или своего региона, привлечь больше рекламодателей, за счет которых получать больше доходов.
Любой маркетинг начинается со сбора информации о рынке и потребителях продукта. В медиа-бизнесе и рекламном бизнесе, связанном с маркетинговыми коммуникациями, эффективная работа определяется анализом, планированием, реализацией и контролем за процессами создания, поддержания и расширения взаимовыгодных отношений с целевыми потребителями коммуникационного продукта.
Всякая стратегия маркетинга ставит задачу: создать спрос на определенный товар и управлять этим спросом. Исследование рынка и его участников, маркетинговый анализ становятся источниками информации и оценки для остальных этапов маркетинговой работы. Планирование подразумевает не только определение стратегии, но и составление конкретных, локальных планов маркетинга на определенный срок и по жизненному циклу определенного товара, продукта. Такой план включает: анализ ситуации, постановку целей и задач маркетинга, определение стратегии, план мероприятий, контроль за исполнением.
На каких важнейших принципах строится маркетинг издания?
-
Анализ (исследование). Прежде чем выходить на рынок, надо исследовать его (потенциальную емкость, характер и размеры спроса) и свои возможности производства и сбыта, свои ресурсы и капитал. -
Необходимо найти нишу, в которой можно продать свой товар с меньшими проблемами и большей выгодой. Сегментирование газетного рынка – разбивка его на группы читателей, для которых могут понадобиться отдельные издания. -
Позиционирование. В своем сегменте важно укрепить позиции, продвинуть свой товар, ведь в этой нише работают и конкуренты – от одного до множества. Только на неразвитом рынке нет конкуренции. -
Реакция на спрос. Редакция должна гибко реагировать на требования читательского спроса, на запросы аудитории. Правда, она может их и формировать, но для этого надо приобрести сильные позиции. -
Важный элемент маркетинга – инновация – постоянное обновление и совершенствование содержания и оформления, технологий организации производства. Иначе позиции могут пошатнуться. -
Следует планировать стратегию риска и страховать риск, чтобы смягчить остроту конкуренции. [4. С. 28-30, 5. 18-22]
ТЕМА 2. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА «4Р» - «МАРКЕТИНГ-МИКС»
Параграф 1. Комплекс маркетинга «4Р» - «маркетинг-микс»
Параграф 2. Использование комплекса маркетинга в СМИ
Параграф 3. Расширенная модель маркетинг-микса
1. Комплекс маркетинга «4Р» - «маркетинг-микс»
Основным инструментом маркетинга является Комплекс маркетинга «4Р» - «маркетинг-микс» .
Цель применения комплекса маркетинга – повысить прибыль компании за счет максимального удовлетворения своих целевых потребителей и устойчивого развития организации.
«Комплекс маркетинга» включает в себя четыре компонента или «4Р» (четыре «пи» латинском прочтении):
-
товар (product); -
цена (price); -
продвижение (promotion); -
распределение товара на рынке (place). (Рис.1)
Рис.1. Комплекс маркетинга «4Р» - «маркетинг-микс» [1. С. 120-122,
2. URL: http://www.marketolog.ru/.html]
Стратегией и тактикой маркетинга являются различные варианты комбинации многочисленных действий в рамках четырех компонентов комплекса маркетинга.