Файл: Недействительность сделок (Основные концепции правовой природы недействительных сделок).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Недействительность сделок как категория гражданского права всегда вызывала заинтересованность исследователей проблем гражданского права. Нельзя не отметить научный вклад в разработку данного вопроса И.Б. Новицкого, Д.М. Генкина, И.С. Перетерского, Н.В. Рабинович, В.П. Шахматова и др. Не угасает интерес к проблемам недействительности сделок и сегодня.
2. Недействительная сделка как правовое явление, не охватываемое термином “сделка”
Под сделкой в рассматриваемом контексте мы будем понимать волеизъявление (юридический факт), направленное на возникновение определенных юридических последствий.
Под недействительностью следует понимать отрицание правом тех юридических последствий, на которые была направлена сделка-волеизъявление.
Основанием недействительности надо считать причину, по которой наступает недействительность, т.е. юридически значимые обстоятельства (юридические недостатки), влекущие недействительность сделки[8].
Это понятие в Российской цивилистике появились довольно давно, и продолжает существовать, по сей день в последних работах по теории сделки. Несмотря на то, что все силы в разное время на территории нашей страны, основы гражданского законодательства СССР и республик, а также УК РСФСР и Российской Федерации в ее нормы не содержат противопоставления понятий “сделка" и “сделки недействительной”, определение можно найти в монографиях, где попытки оправдать оппозиции проводятся и в теории.
Сторонники концепции в качестве критического действующим законодательством, для того, что, продолжая традиции Советского периода, он ограничен только для определения возможных виды недействительных сделок, без обеспечения полного и всеобъемлющего определения сделки в качестве правовых актов, которые исключат научные споры.
Ссылаясь на римские источники, эти авторы приводят аргумент о существовании в трудах классических юристов классификация недействительными договорами в зависимости от степени утраты трудоспособности к несуществующим, оно не существует абсолютно, и относительно не существует. Такие соглашения или не имеют какого-либо закона, или могут быть созданы только моральное обязательство”. Тот факт существования такого договора, сторонники оппозиции “сделка", “ничтожная сделка” ссылка на присутствие римских юристов идеи, что среди недействительных сделок в римском праве были те, кто не может быть назван в сделке на основании правовой природе этого явления. Однако, следует отметить, что аргумент является очень спорным.
Попытки законодательно закрепить категории “сделка" началась уже в конце XIX века, когда развитие Проекта гражданского кодекса. Согласно ст. 56 настоящего Проекта: “действия, совершаемые для приобретения и прекращения гражданских прав (сделок), суть:
1) выражение воли одного человека, таких как: завещательные распоряжения, и 2) договоры или соглашения двух или более лиц”. Это был определенным рубежом научных исследований из наиболее выдающихся представителей русской дореволюционной гражданского права, таких, как Д.И. Мейер, Г.. Шершеневич, которые были единодушны в своем понимании правовой характер сделки, а на законные действия.
Так Д.И. Мейер говорит, что “только законных сделок можно назвать сделок, для незаконной сделки, не считается действительным, и, следовательно, существующих”, заметьте, не как юридические действия в целом, но как юридический факт сделки.
Аналогичная презентация выражается в З.Г. Шершеневич: ”Под именем правовой сделки понимается как выражение воли, которая непосредственно направлена на юридические последствия, то есть установление, изменение или прекращение правовых отношений. Она противополагается правонарушения, а таких юридических действий, которые, хотя и это влечет за собой юридические последствия, но не те, которые желают, чтобы лицо”.
В дальнейшем понятие непризнания недействительной сделки, как сделки, разработанной в рамках Советского и постсоветского времени. Необходимо отметить, что в гражданском кодексе РСФСР 1922 г., понятие сделки, как действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений, впервые появились в законодательстве, а затем, почти в неизменной форме, прошел в гражданский кодекс РСФСР 1964 года и в силу гражданского кодекса РФ.
По советскому гражданскому праву был характерен поиск научное определение сделку, по которой можно было отличить сделки на другие юридические факты (в том числе ничтожной сделки).
Особого внимания заслуживают теоретических исследований М. Агаркова, в котором он подвел небольшие мировой и отечественный опыт исследования сделок, определено, что “операции являются законными правовых актов, совершенных одним или несколькими лицами, действующими в качестве субъектов права собственности, и установление, изменение гражданско-правовых отношений, на установление, изменение или прекращение которых они направлены”. Таким образом, термин “сделка" должен быть сохранен только для обозначения действий, создание юридических последствий, за которые они были направлены. Из этого следует неприменимость понятия “сделка", чтобы аннулировать сделку. Заменить термином “недействительная сделка” может быть, через использование термина “инвалид выражение воли”. По мнению М.Б. Агаркова, “выражение воли, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений, может быть действительным или недействительным. Если это не так, то есть сделка”[9].
На наш взгляд, предложение о М. Агаркова не вполне корректно, так как недействительности сделки не всегда связано с дефектностью выражения (на самом деле это только один из структурных элементов сделки), но, может быть, связанных с содержанием и предметом, и с формой сделки.
С.Ф. Хейфец, наконец, подведены все имеющиеся к тому времени, когда подходов в рамках концепции “сделки" и “недействительной сделки”. “Сделка признана законной юридической силы одного или более функционирования субъектов гражданских (имущественных) прав, совершенные по закону или по договору форме, настоящая воля актеров и привести к правовых последствий, на достижение которых она направлена”.
В 90-х годах. XX века рассмотрение идея операции была посвящена некоторые А.П. Егорова. В них сделка была определена как “законные меры сделкоспособного объекта, выраженный в разрешенной законом форме, влияющие на фактические общественные отношения, через формирование материала, содержание прав и обязанностей длительных отношений”.
Презентация “недействительная сделка”, как юридическое явление, не подпадают под термин “сделка”, были изложены в работах А. Ковалева, Т.Ш. Кулматова, Перетерский И.С., Ю.К. Толстой, Д. Тузова и других известных цивилистов.
На вопрос о том, к какой категории можно отнести недействительной сделки, если это не сделка, некоторые авторы смогли ответить. Интересна позиция Исаков В.Б., который предложил классифицировать сделки недействительной, на так называемый дефект юридических фактов. “Дефектность юридический факт, имеющий в своей основе дефектность социально-правовой ситуации. Неисправен, следует рассматривать как ситуацию, в которой отсутствуют некоторые необходимые атрибуты”.
Во всех приведенных выше примерах, безусловно, признается в качестве существенного признака сделки свою легитимность. Одним из наиболее важных аргументов в пользу предлагаемой теории является тот факт, что формально-правовая сделка. В соответствии со ст.153 гражданского кодекса РФ, направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей и, соответственно, “должны иметь такие же юридические последствия, которые пытались достичь своих подрядчиков, осуществляющих соответствующие правовые действия, потому что это есть признак легитимности”. Конечно, недействительная сделка создает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью. И это не последствия, вызванные сделке в качестве позитивного развития гражданского оборота.
“Эта сделка, недействительная сделка имеет иную правовую природу, так как первая достигает или, может получить необходимую юридическую результаты, и второй - это результат не создают (ничтожная сделка), или его отмены судом (оспоримая сделка) ”.
Необходимо также учитывать законодательное закрепление положения о том, что недействительная сделка недействительна с момента ее совершения. Это означает, что, если действие появился как сделки и породило отношения, а затем был признан недействительным с обратной силы, то такое действие не будет иметь дело, потому что, понесенных в результате его отношения были снижены по закону или по решению суда на правовую нуля, а также факт заключения таких сделок. Это означает, что недействительная сделка не является сделкой, в смысле 154 гражданского кодекса.
С точки зрения русского языка термин “инвалид" - это не что иное, как “несуществующие”, “неподлинный”, “real”. В этом смысле, признание сделки недействительной, что речь идет о том, что действия граждан, юридических лиц, совершенных в виде ничтожной сделки юридически несуществующих из-за их противоречия с законодательством, а также сделки.
Еще один аргумент в пользу своей позиции, исследователи приводят наличие, которых традиционно используется Отечественной цивилистикой набор условий действительности сделок:
1) законности сделки;
2) способность лица к участию в операции;
3) соответствие воли участника сделки, его истинной воли;
4) соблюдение формы сделки.
И хотя эти термины определены в гражданском кодексе Российской Федерации, так как фактические условия сделки, в самом деле, они определяют правовой характер юридического явления сделки как таковой. После всего, исходя из смысла гражданского законодательства, сделки поощряется и охраняется государством правового явления. В условиях рыночной экономики она является основой гражданско-правовых сделок недействительными же сделки, мешает развитию гражданско-правовых отношений. Если действие имеет форму сделки, но содержит в себе нарушения условий ее действия, независимо от правовых последствий, он теряет право на защиту со стороны закона и государства, и, следовательно, не могут быть сделки.
Таким образом, понятие недействительности по своему определению прежде всего относится к юридическим последствиям, или сделке-правоотношению, а не к сделке-юридическому факту. Основания же недействительности (юридические недостатки) могут лежать как в сделке-факте, так и в сделке-правоотношении, однако по времени они должны существовать на момент совершения сделки – юридического факта[10].
Таким образом, недействительностью сделок следует считать отрицание в той или иной степени юридических последствий (сделки-правоотношения) по основаниям (юридическим недостаткам), существующим в момент совершения сделки - юридического факта, относящимся как к сделке-факту, так и к сделке-правоотношению.
При этом закон под термином «недействительная сделка» может понимать как сделку-юридический факт (в этом смысле термин «недействительная сделка» будет означать сделку-факт, не влекущую юридических последствий, на которые была направлена воля сторон), так и сделку-правоотношение, которая отрицается правом в силу тех или иных юридических недостатков, имевших место в момент совершения сделки-юридического факта.
Такое понимание недействительности исключает какие-либо принципиальные различия по юридическим последствиям между ничтожными и оспоримыми сделками: и для тех и для других недействительных сделок они по сути одни и те же. В силу закона (ст. 167 ГК РФ) общим последствием недействительных сделок являются отрицание юридических последствий сделки с момента ее совершения и двусторонняя реституция, если исполнение по сделке уже было произведено.
Те или иные особенности юридических последствий недействительных сделок, имеющиеся в действующем законодательстве, обусловлены не природой вида недействительных сделок (ничтожные или оспоримые), а особенностями каждого конкретного состава недействительных сделок (односторонняя реституция по ст. 179 ГК РФ, неприменение реституции по ст. 169 ГК РФ и т.п.)[11].
3. Недействительная сделка как правонарушение
Каждая из следующих сделок может быть признана недействительной, если она совершена:
• под влиянием обмана;
• под влиянием насилия;
• под влиянием угрозы;
• под влиянием злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной;
• вследствие тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях (кабальная сделка)
Действие распространяется на сделки любых участников — как физических, так и юридических лиц[12].
Теория рассмотрения ничтожной сделки, как нарушение закона, является, по сути, тип вторая интерпретация недействительной сделки, однако, заслуживает отдельного рассмотрения в связи с рядом характерных особенностей. Так, Ф.С. Хейфец, утверждая, что недействительная сделка не может быть сделка, считает, что в то же время, это было “по своей природе, является преступлением, несмотря на то, что содержание и форма появился, как сделки”. Этой точки зрения мы можем увидеть в работах А. Ковалев, О. Красавчикова, Т.Ш. Кулматова, Самощенко И.С., Г. Шершеневича.