Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты в изучении среды организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты в изучении среды организации
1.1. Организация и её среда, как предмет изучения в менеджменте
1.3. Внутренняя среда организации: факторы и элементы
2.2. Методы анализа внешней среды организации
2.2.1. Анализ макросреды организации. РEST-анализ
2.2.2. Анализ отрасли. Модель М. Портера. Отраслевые КФУ
2.2.3. Анализ внутренних факторов. Модель Мак-Кинзи «7-S»
2.2.5. Виды комплексного анализа среды. SWOT и SNW –анализа. Составление SFAS- формы и профиля среды
3. Анализ внешней и внутренней среды ДОУ д\с "Жемчужина"
3.1 Краткая характеристика ЧДОУ "Жемчужина" г. Ростова-на-Дону
3.3. Анализ состояния микроокружения ЧДОУ д\с "Жемчужина"
3.4. Стратегический анализ внутренней среды учреждения
3.5. Комплексный анализ внешней и внутренней среды учреждения
Введение
Российский рынок товаров и услуг разнообразен, но, при этом, чрезвычайно динамичен. От современных руководителей требуется не только осознание значимости процессов управления, но и владение «достаточной информацией для того, чтобы принимать экономически обоснованные управленческие решения, направленные на укрепление позиции организации на рынке и успешное ее развитие в долгосрочной перспективе» [[1]], включение в работу «систематизированного и логического процесса, основанного на рациональном мышлении» [[2]], использование инструментов стратегического менеджмента для оценки внешней и внутренней среды организации.
Актуальность и практическая значимость решения данных проблем обусловили выбор темы курсовой работы, целью которой является оценка влияния на эффективность управления и стратегическое развитие всей организации анализа её внешней и внутренней среды.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
- изучить теоретическую базу, определяющую среду организации;
- исследовать методы проведения анализа среды организации;
- описать применение инструментария анализа внешней и внутренней среды в осуществляемой деятельности ЧДОУ "Жемчужина";
Предмет исследования: анализ внешней и внутренней среды организации. Объект исследования: ЧДОУ «Жемчужина» [[3]], оказывающее образовательные и воспитательные услуги жителям Ростова-на-Дону.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих исследователей в области маркетинга, стратегического управления, образования. В курсовой работе использованы нормативные документы, официальные, директивные материалы органов власти РФ, Ростовской области, города Ростова-на-Дону, официальных сайтов учреждений образования, СМИ.
Автором курсовой работы использованы теоретические методы и эмпирические методы исследования.
Курсовая работа состоит из структурных элементов: введение, теоретический обзор, практическая часть, заключение и список литературы. В конце работы представлены приложения.
Во введении обоснована актуальность темы работы, практическая значимость, определены цели и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены основные теоретические понятия, определяющие среду организации, её элементы, призванные «идентифицируя целое, объяснить поведение и свойства, с точки зрения его роли и функции» [[4]].
Во второй главе изложены теоретические основы основных методов и способов анализа внешней и внутренней среды организации.
В третьей главе проведен анализ состоянии внешней и внутренней среды частного детского сада «Жемчужина» [[5]], а также разработаны рекомендации по повышению качества и эффективности анализа среды учреждения.
Приложение содержит 13 рисунков, графиков и таблиц.
Библиографический список содержит 90 наименований.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения методик анализа среды руководителями (менеджерами) учреждений дошкольного образования на различных этапах деятельности организации.
1.Теоретические аспекты в изучении среды организации
1.1. Организация и её среда, как предмет изучения в менеджменте
Среда организации была предметом изучения многих исследователей; особое распространение приобрели научные идеи Котлера Ф., Л. фон Берталанфи, Маскона М., Х.Ф. Тейлора, А. Файоля, А.А. Богданова, П. Друкера.
«Организация» - это одно из основополагающих теоретических понятий менеджмента; может трактоваться в атрибутивном, функциональном, институциональном значении [[6]], в курсовой работе рассматривается, как «устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в единое целое; приведение в стройную систему» [[7]], особое внимание уделяется установлению её единиц и переменных, определению их взаимодействия.
Системные свойства организации определяют её сущность; знание о них помогает раскрыть потенциал организации, и содержательное взаимодействие с другими процессами и системами [[8]].
Среду организации принято делить на внешнюю и внутреннюю. Они взаимосвязаны, хотя «цели исследования и информационная база позволяют рассматривать их изолированно» [ [9]].
1.2. Внешняя среда организации и ее определяющие факторы
Внешняя среда характеризуется взаимосвязанностью всех факторов, сложностью, подвижностью, неопределенностью (см. Приложение 1).
«Способности компании к адаптации превращаются в более важный организационный фактор, чем навыки прогнозирования» [[10]]. Организация определяет возможность ответной реакции, разрабатывает ее механизмы, стремится не только ограничить отрицательные воздействия факторов, существенно влияющих на результаты деятельности, но и более полно использовать предоставляемые ей благоприятные возможности.
Уровень неопределенности -это основная характеристика внешней среды; чем он выше, тем выше риск. Организация пытается снизить этот уровень: или адаптируется к изменениям, или сама продуктивно влияет на среду.
Подвижность внешней среды характеризуется с точки зрения поступательности; «необходимо выделять не только факторы, которые имеются сегодня, но и в будущем» [[11]], ведь непрерывные изменения среды происходят медленно и предсказуемо, а наиболее опасны внезапные изменения.
Традиционно внешнюю среду организации подразделяют на микросреду (прямое воздействие) и макросреду (среда косвенного влияния).
«Микросреда- это экономическая среда, связанная с фирмой, обслуживанием клиентуры» [[12]]: поставщиков, покупателей, потребителей услуг, контактные группы, проявляющие интерес, способные влиять на деятельность.
Партнеры — структурные единицы внешней среды, связанные с организацией отношениями сотрудничества на основе взаимовыгодного обмена.
Потребитель, обеспечивающий занятость- цель любой организации; для удовлетворения его запросов общество доверяет ресурсы. В зависимости от целей потребления товаров или услуг, можно говорить о типах потребления: непосредственных потребителях (личное пользование), фирмах-производителях (использование в производстве), фирмах-посредниках (с целью перепродажи), бюджетных организациях (использование в деятельности), иностранных потребителях (на различные цели).
Поставщики - «деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг» [[13]]. Поставщики, гарантируя ввод ресурсов, часто создают зависимость от них, манипулируют.
Контактная аудитория – это «любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее
способность достигать» [[14]] поставленные цели. Их образуют финансовые круги, СМИ, государственные учреждения, гражданские группы действий, местные контактные аудитории, широкая публика (не выступает как организованная сила, но влияет на имидж), внутренние контактные аудитории
Внешняя макросреда включает факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на деятельность организации, но сказываются на ее результатах. Макросреда сложнее, чем микросреда (Рисунок 1), поэтому при ее изучении необходим взгляд и в прошлое, и в будущее (прогнозирование).
Рисунок 1
Модель внутренней и внешней среды организации (по материалам [[15]])
Политические факторы рассматривают как средообразующие, хотя их влияние проявляется и через другие факторы [[16]]. Наибольший политический импульс испытывает на себе правовая среда: от правового статуса организации зависит порядок осуществления основной деятельности, а также порядок взаимодействия с органами власти, осуществляющими контроль и надзор.
Государственно-политические и международные факторы важны для транснациональных организаций, организаций, имеющих членство в международных союзах, а также тех, кто применяет иностранные технологии, ресурсы. Велика роль этнических и ментальных особенностей рынка.
Изучение экономических факторов среды создает картину распределения ресурсов на уровне государства, определяя «объем денежных средств, которые потребитель может направить на рынок конкретного товара и которые формируют условия спроса и емкость данного рынка» [[17]].
Социальная среда - это факторы, определяющие демографическую структуру тенденции развития общества, его нормы и ценности. Она определяет состояние рынка труда, товаров или услуг, опосредованно влияя на качество продукции, потребляемой населением.
Научно-технологические факторы являются одновременно и внешним фактором, и внутренней переменной. Они подразумевают изменения в технологиях, нововведения, позволяющие модернизировать производство.
Классификации факторов внешней среды может осуществляться: по направленности (стабилизирующие и дестабилизирующие), по модели поведения по отношению к другим, по степени воздействия (прямое, косвенное), по масштабу охвата (город, регион, страна) и другие [[18]].
1.3. Внутренняя среда организации: факторы и элементы
Теория менеджмента определяет внутреннюю среду как «совокупность характеристик организации, ее внутренних субъектов, влияющих на положение и перспективы организации, ее потенциал, конкурентоспособность, возможности развития» [[19]].
Системный научный подход позволяет разделить переменные факторы и элементы внутренней среды на объективные и субъективные [[20]] (см. Приложение 2), ранжировать их, определять тип связей между ними, создавать приемлемую модель внутренней среды организации (см. Приложение 3).
Накоплен достаточный опыт изучения внутренней среды организации точки зрения: статичности (элементы и факторы) и динамики (процессы).
Общетеоретический подход (Рисунок 2) связывает элементы внутренней среды с классическими переменными, во взаимосвязи с организационной культурой. Организация может воздействовать и изменять, если это необходимо, переменные внутренней среды.
Рисунок 2
Внутренняя среда организации (общетеоретический подход) [[21]]
Для сторонников технологического (административного) подхода элементы внутренней среды - это функциональные области управления (Рисунок 3), объединенные информационными потоками (см. Приложение 4).
Рисунок 3
Внутренняя среда организации (технологический подход) [[22]]
Cпоры о содержании понятия «внутренняя среда организации» продолжаются. Учёными в качестве внутренних факторов рассматриваются: перспективы развития [[23]], научный, технический, кадровый, трудовой потенциалы, механизмы мотивации [[24]], как способ достижения синергетического эффекта, заинтересованность, производительность, власть [[25]].
Современные подходы к изучению внутренней среды рассматривают функциональные срезы (подсистемы): производственный, организационный, кадровый, маркетинговый и финансовый в контексте организационной культуры [[26]] - «набора наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, получающих выражение в заявляемых ценностях, задающих людям ориентиры поведения и действий» [[27]].
Выводы по главе1:
1. Организация, как целостное образование, стремится воспроизводить себя, сохранять равновесие во взаимодействии со средой, преодолевать оказываемое влияние. Внутриорганизационное управление и управление организацией как субъектом рынка связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды.