Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты в изучении среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические аспекты в изучении среды организации

1.1. Организация и её среда, как предмет изучения в менеджменте

1.3. Внутренняя среда организации: факторы и элементы

2.2. Методы анализа внешней среды организации

2.2.1. Анализ макросреды организации. РEST-анализ

2.2.2. Анализ отрасли. Модель М. Портера. Отраслевые КФУ

2.2.3. Анализ внутренних факторов. Модель Мак-Кинзи «7-S»

2.2.5. Виды комплексного анализа среды. SWOT и SNW –анализа. Составление SFAS- формы и профиля среды

3. Анализ внешней и внутренней среды ДОУ д\с "Жемчужина"

3.1 Краткая характеристика ЧДОУ "Жемчужина" г. Ростова-на-Дону

3.3. Анализ состояния микроокружения ЧДОУ д\с "Жемчужина"

3.4. Стратегический анализ внутренней среды учреждения

3.5. Комплексный анализ внешней и внутренней среды учреждения

Заключение

Нормативно-правовые (законодательные) акты

Источниками формирования имущества ЧДОУ д\с «Жемчужина, в том числе финансовых ресурсов, являются: регулярные и единовременные поступления средств, выделяемые Учредителем, согласно смете; имущество, закрепленное на праве оперативного управления; доходы от разрешенной Уставом деятельности; добровольные взносы и пожертвования организаций и граждан; поступления за выполненные Детским садом работы и предоставленные услуги организациям и населению, согласно договорам; целевые взносы; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законодательству Ростовской области [[120]] и нормативным актам Учредителя. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п.п.4 п.2 ст.149) частным детским садом «Жемчужина» выплачиваются основные налоги, исключая НДС [[121]] (лицензированная образовательная деятельность).

К регулярным расходам ЧДОУ д\с «Жемчужина» следует отнести: арендную плату, оплату по счетам за коммунальные услуги, зарплату сотрудникам, закупки продуктов питания, расходных материалов, бытовой химии, услуги прачечной, обслуживание транспорта для перевозки детей.

Помещение и оснащение детского сада соответствует требованиям СНиП для дошкольных учреждений [[122]], санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям образовательной программы [[123]]. Помещение имеет удобный подъезд для личного и общественного транспорта, оборудованы места для развивающих и музыкальных занятий, свободных игр, двигательной активности, сна, приема пищи, санитарно-гигиенических процедур, хранения сменной одежды. Оборудованы рабочие места: пищеблок, медицинский кабинет, прачечная, кабинеты администрации. Для прогулок нет специально оборудованной территории, используются игровые площадки и придомовая территория. Арендная плата за помещение 270 кв. м. (согласно Лицензии- 6 кв. м. на 1 ребенка) составляет 104500 руб. в месяц.

Ознакомившись по модели «7-S» Мак-Кинзи [[124]] (см. Приложение 9) с основными характеристиками внутренней среды частного детского сада «Жемчужина», в целях выявления сильных и слабых сторон в деятельности учреждения, нами изучены необходимые факторы [[125]] (см. Приложение 10).

К числу сильных сторон внутренней среды учреждения можно отнести: ориентированность на высокое качество услуг, повышенное внимание к воспитанникам. Наличие у всех педагогических работников высшего образования, достаточного опыта, заинтересованности в конечном результате собственной работы, а также желания жертвовать своим временем, силами, использовать формальные и неформальные связи в интересах учреждения, вести постоянную работу в тесном контакте с потребителями образовательных услуг. Рациональное использование рабочего времени и соответствие законодательству графиков работы персонала также является сильной стороной учреждения. Руководство умеет правильно планировать процесс, формируя имидж (постоянная реклама в СМИ), внося новые идеи для решения острых социально-экономических проблем населения [[126]].


Слабыми сторонами деятельности ЧДОУ д\с «Жемчужина» следует признать: отсутствие сплочённости членов коллектива ДОУ в достижении общих целей, в том числе из-за несформированной системы контроля и мониторинга качества, низкую рентабельность гибкой ценовой политики услуг.

3.5. Комплексный анализ внешней и внутренней среды учреждения

На основе результатов оценки сильных и слабых сторон деятельности ЧДОУ д\с «Жемчужина», а также возможностей и угроз, выявленных в ходе SWOT-анализа, составлена таблица в SFAS – форме [[127]](см. Приложение 11).

Чтобы использовать сильные стороны для реализации возможностей, ЧДОУ д\с «Жемчужина» необходимо развивать ассортимент дополнительных услуг, повышать качество обучения за счет вариативности услуг.

Социальное партнерство, имиджевая политика и PR-технологии для продвижения на рынке также открывают перед учреждением новые возможности, которые, в свою очередь, могут помочь преодолеть слабые стороны через апробацию новых методик обучения и воспитания, формирование методической системы, путем реализации социального заказа.

Чтобы нейтрализовать возникающие угрозы внешней среды, учреждение должно использовать сильные стороны: повышать образовательные компетенции родителей, а также адаптировать программы образовательного и воспитательного циклов, в соответствии с требованиями рынка [[128]].

Минимизировать слабые стороны можно при целенаправленной работе по повышению квалификации, переобучению и информированию участников образовательного процесса о целесообразности предполагаемых перемен.

Учитывая особенности сложившегося рынка образовательных и воспитательных услуг, услуг по присмотру и уходу за детьми, предоставляемых в г. Ростове-на-Дону, изучив особенности внутренней среды, была проведена оценка конкурентных преимуществ ЧДОУ д\с «Жемчужина», основанная на анализе ключевых факторов успеха (КФУ) [[129]] в отрасли.

Исследование проводилось путем целевой выборки, его участники - ближайшие конкуренты по местоположению, специфике деятельности, ориентации на потребителей (от 1,5 до 7 лет) в среднем ценовом сегменте [[130]].


Были определены критерии оценки (см. Приложение 13). Немного лучшие результаты, чем у других, получены по показателям: информационное и материально-техническое обеспечение, создание атмосферы для детей.

Помимо основных, выявленных конкурентных преимуществ перед другими частными образовательными учреждениями, ЧДОУ д\с «Жемчужина» отличается тем, что не имеет первоначального взноса при поступлении, а стоимость услуг в месяц включает оплату комплекса дополнительных услуг (17 000 руб. за полный 12-часовой день с 5- разовым питанием), здесь предоставляются дополнительные консультационные, оздоровительные услуги для семей воспитанников, подбор для них частного персонала (нянь, гувернеров, репетиторов) [[131]]. Деятельность детского сада постоянно освещается в СМИ, что привлекает внимание потенциальных потребителей услуг. Результаты, показываемые воспитанниками в различных творческих конкурсах, говорят о высоком уровне преподавания педагогами, заинтересованности родителей детей, посещающих ЧДОУ д\с "Жемчужина» [[132]].

Выводы по главе 3

Внешняя среда частного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Жемчужина» г. Ростова-на-Дону- это многоаспектная категория, характеризующая факторы внешней макро- и микросреды, анализ которых показал, что наибольшее влияние на деятельность, востребованность дошкольных услуг показывают потребители, конкуренты и поставщики. Косвенное воздействие оказывают факторы, проявляющиеся в экономическом, политическом и социально-культурном окружении. Направленность влияния этих факторов разная: положительно направленные факторы создают возможности, а отрицательно направленные- угрозы для деятельности.

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, частный детский сад «Жемчужина» определяет «участок конкурентного рынка, хорошо соответствующий внутренней и внешней среде, на котором может успешно выполнять свои функции и на который другие не будут претендовать» [[133]]. Сегментирование, развитие и продвижение услуг на освоенном рынке, стратегии инноваций с новыми услугами [[134]] позволят учреждению продолжить деятельность на рынке, пока спрос на услуги ДОУ превышает предложение.

Развитие образовательной системы д\с «Жемчужина» г. Ростова-на-Дону, с одной стороны, ориентируется на государственный заказ и государственную политику в области образования (компетентностный и системно-деятельностный подход, приоритет здорового образа жизни, применение информационных технологий). С другой стороны, руководство частного дошкольного образовательного учреждения, чётко определив собственные цели, ценности, миссию, стратегию и тактику деятельности, обеспечивает стабильность и успешность функционирования, развития в социуме, в условиях рыночной экономики, привлекательность для социальных заказчиков.


Заключение

В курсовой работе изучены методики анализа внешней и внутренней среды организации в условиях сложности и неопределенности, определены способы и специфика применения инструментария анализа среды некоммерческой организации, выполнен анализ внешней и внутренней среды частного дошкольного образовательного учреждения (ЧДОУ) детский сад «Жемчужина», оказывающего образовательные услуги жителям Ростова-на-Дону.

При выполнении работы использованы теоретические методы исследования (аналогия, классификация, обобщение, изучение и анализ литературы, документации, сравнительный анализ), а также эмпирические методы (описание, опросы, анкетирование и интервьюирование, расчеты и измерения).

На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды организации, можно сказать, что анализ факторов, формирующих стратегию, имеет важное значение для организации.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой. Факторы внешней среды, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к сфере прямого воздействия, остальные факторы оказывают косвенное влияние. Группы факторов различной степени влияния взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Значение анализ внешней среды состоит в выявлении ключевых угроз и возможностей [[135]].

Внутренняя среда определяется количеством и качеством ресурсов, которые есть у организации. Факторы внутренней среды, в основном, контролируемые и регулируемые, оценивается как социотехнические подсистемы. Изменение одного внутреннего фактора влияет на другие. От их состояния зависит внутреннее благополучие организации, достижение поставленных ею целей. При проведении анализа внутренней среды внимание направлено на ключевые компетенции, которые формируют конкурентные преимущества. Анализ необходим для разработки стратегии, оценки привлекательности бизнеса, определения конкурентных преимуществ организации

Анализ внешней и внутренней среды организации может осуществляться различными способами. PEST–анализ удобно применять в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды организации и доступных ресурсов. SWOT–анализ изучает положение организации на рынке, концепцию продукции или идею. Модель McKincey «7S» является удобной методикой оценки семи основных элементов внутренней среды организации. Важно рассматривать все эти позиции во взаимосвязи друг с другом, во избежание перекосов части должны быть пропорциональны


Результаты каждого из видов анализа позволяют провести ситуационный анализ организации, который является основой выбора стратегического развития. Внутренние стратегии включают в себя измене­ние сферы деятельности, амортизацию (создания запасов и набора персонала), сглаживание и нормирование. Внешние стратегии включают маркетинговые мероприятия, заключение договоров, лоб­бирование и альянс. Многие из этих стратегий активно используются ЧДОУ д\с «Жемчужина».

Анализ внешней и внутренней среды дошкольного учреждения показывает, что причины выявленных проблем имеют как внутренний, так и внешний характер. Исходя из этого, определены рекомендации, касающиеся повышения гибкости структуры управления, налаживания эффективных внутренних коммуникаций, развития новых направлений предоставляемых услуг, ведь «правильно и вовремя принятые стратегические решения играют важную роль в успешной деятельности организации, оказывая влияние на конкурентоспособность продукции и организации в целом» [[136]].

Библиография

Нормативно-правовые (законодательные) акты

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) с изменениями 2018 года. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (доступ 18.12.18)
  2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/
  3. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". URL : http://base.garant.ru/71001224/#ixzz67E5zunHa (доступ 30.11.19)
  4. Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (доступ 12.11.19)
  5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (доступ 17.11.19)
  6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (доступ 12.10.19)
  7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". URL: https://rg.ru/2011/05/13/spravochnik-dok.html
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования". URL: https://rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 "Об организации работы семейных дошкольных групп». URL: http://docs.cntd.ru/document/456049962 (доступ 14.11.19)
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13». URL: http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details (доступ 12.12.18)
  12. Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года. URL: https://www.donland.ru/activity/1153/ (доступ 10.06.19)
  13. Об утверждении государственной программы Ростовской области «Социальная поддержка граждан» на 2019-2030 годы. URL : https://www.donland.ru/documents/9721/ (доступ 30.11.19)
  14. Постановление Правительства Ростовской области от 14.11.2013 № 698 «О финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста» (с изменениями от 15.06.2017)// URL: http://docs.cntd.ru/document/430625834 (доступ 30.11.19)
  15. Постановление Правительства Ростовской области от 11.04.2018 № 235 «О порядке определения объема и предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и субсидий частным общеобразовательным организациям».URL : http://docs.cntd.ru/document/446681642 (доступ 30.11.19)
  16. Постановление Правительства Ростовской области от 14.11.2013 № 698 «О финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста» URL: http://docs.cntd.ru/document/430625834 (доступ 30.11.19)