Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
периода тождественны предыдущим. Также выявляются семейные и социальные условия, основные характеристики познавательного, в том числе

речевого, эмоционального и моторного развития ребенка, состояние его здоровья на этом этапе в целом. В то же время необходимо отметить

«ведущие» показатели развития ребенка в этот период: длительность, тяжесть и особенности протекания «кризиса трех лет»; адаптация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе, приспособление к требованиям социального окружения, наличие специфических реакций на посещение детского учреждения; особенности игры как ведущей деятельности этого возраста.

В связи со свойственной этому возрасту дифференциацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников. В дошкольном возрасте наблюдают такие психосоматические расстройства, как запор, понос, «раздраженный кишечник, боли в животе, циклическая рвота, отказ от жевания, анорексия и булимия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и др.
Историяразвитияребенкавпериодот5,5до7летСтарший дошкольный возраст рассматривается преимущественно как

«подготовительный» к дальнейшему обучению в школе. Поэтому внимание как родителей, так и воспитателей детских дошкольных учреждений направлено преимущественно на когнитивное развитие детей. Иногда только при достижении ребенком этого возраста родители начинают замечать, что у
него имеются какие-либо проблемы психологического плана от нарушений речи до невозможности адаптации к правилам поведения. В этом плане сбор данных об особенностях развития ребенка в указанный период его жизни, как правило, не представляет особого труда: родители достаточно хорошо помнят его. Несоответствия результатов развития ребенка успехам других детей или непохожесть его на других заставляют родителей чаще обращаться именно к психологу.

Психолога в первую очередь должны интересовать проблемы, возникшие в этот период, или нарастание ранее имевшихся проблем как в плане поведения ребенка, так и в плане познавательного развития. Также важно отметить уровень «готовности» к школьному обучению (знал ли буквы, умел ли читать слоги, владел ли прямым счетом до десяти). В арсенале психолога обычно имеются батареи специальных тестов, позволяющих оценить степень готовности к школе.

С другой стороны, психологу необходимо выяснить такие неспе- цифические особенности, как повышенная истощаемость и сниженная работоспособность, темповые особенности ребенка (быстрый медленный,

«копуша»), повышенная возбудимость и трудности регуляции собственного поведения на фоне явных признаков истощения или без них, эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, легкость перехода от смеха к слезам и наоборот).

Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в дошкольном возрасте наличие частых респираторных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, последствий травм, хирургических операций, в той или иной степени повлиявших

на психическое развитие ребенка; взаимоотношения с матерью, отцом треугольнике), со сверстниками; способность к ролевой игре; желание и умение рисовать.

Если ребенок посещал детский сад, — как строил взаимоотношения с воспитателями, с детьми; сон ребенка, наличие страхов, «кошмаров»; заболевания, психические травмы, реакции на них. Готовность ребенка к школе в познавательной, коммуникативной, волевой сферах, «школьная зрелость». (3)

У детей школьного возраста и подростков к числу психосоматических расстройств относят мигрень, «ростовые боли, рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетососудистую дистонию, бронхиальную астму, нервную

анорексию, булимию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенад- цатиперстной кишки, язвенный колит, энурез, энкопрез, нейродермит, расстройства менструального цикла и др.

Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в дошкольном возрасте наличие частых респираторных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, последствий травм, хирургических операций, в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка; взаимоотношения с матерью, отцом треугольнике), со сверстниками; способность к ролевой игре; желание и умение рисовать. Если ребенок посещал детский сад, как строил взаимоотношения с воспитателями, с детьми; сон ребенка, наличие
страхов,

«кошмаров»; заболевания, психические травмы, реакции на них. Готовность ребенка к школе в познавательной, коммуникативной, волевой сферах,

«школьная зрелость». (2)

Примерный перечень вопросов для беседы, определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире:

Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь? Каких ты знаешь домашних животных? А диких?

В какое время года на деревьях появляются листья? Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи
Развитиеребенкавмладшемшкольномвозрасте(от7до10-11лет)

Отмечается характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адаптации, трудности поведения, непереносимость нагрузок, выполнение домашних заданий) и собственно трудности овладения программным материалом по отдельным предметам базового школьного компонента. Необходимо отметить сроки и условия возникновения отмечаемых жалоб, например: невозможность работать в условиях обучения в классе, в ситуации увеличения объема нагрузки и темпа прохождения материала к концу второй четверти первого класса по программе (1—3).

Отмечается возникновение сопутствующих симптомов (энуреза, тиков, заикания, выраженной двигательной расторможенности и неуправляемости) как наряду с вышеописанными проблемами, так и изолированно в качестве реакции на начало
регулярного обучения. Проводится анализ ситуаций усугубления эмоционально-личностных проблем (например, возникновение тиков или заикания при устных ответах у доски перед всем классом в ситуации нарастания напряжения у ребенка в классе). Безусловно, все эти проблемы возникают не только в начале обучения в школе, но могут появиться и «внезапно» на любом этапе обучения в начальной школе.

Необходимо попытаться выяснить у родителей, какие, с их точки зрения, социальные или семейные события предшествовали или сопровождали возникновение такого рода проблем («горизонтальные стрессоры»). Психологу также следует приблизительно оценить влияние час- тоты пропусков занятий по болезни и ухудшение общего состояния здоровья ребенка в ответ на нарастание проблем обучения и поведения, а также обратить внимание на наличие травм, госпитализаций и т. п. как возможных причин школьной дезадаптации. Необходимо учесть особенности построения взаимоотношений по вертикали и горизонтали; развитие познавательной сферы, сферы интересов, сферы общения; особенности характера; заболевания и психические травмы, их переносимость. (3)

Уровень психологического здоровья определяется с помощью комплекса диагностических процедур, включающего в себя методики «Самоописание»,

«Неоконченные предложения», «Школьная тревожность» (А. Прихожан).