Файл: Коммерческая деятельность оптового предприятия и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Экономическое содержание коммерческой деятельности предприятия в сфере оптовой торговли
1.2. Формы организации оптовой торговли в сфере товарного обращения
1.3. Классификация субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере оптовой торговли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АНИКС»
2.1. Особенности организации оптовой торговой деятельности компании
2.2. Анализ экономических показателей оптовой торговой деятельности ООО «Торговый дом АНИКС»
2.3. Рекомендации по совершенствованию оптовой торговой деятельности ООО «Торговый дом АНИКС»
Торговый Дом «Аникс» является инициатором и организатором «Форума поставщиков. Взаимовыгодное сотрудничество», на который ежегодно съезжаются представители оптовых и розничных сетей и компаний-поставщиков со всей России, а также из-за рубежа.
Компания входит в состав Союза независимых сетей России (СНСР), а также в торгово-закупочный союз ЗАО «Система Т3С».
Организация оптовой торговли в компании строится на накоплении на своих складах определенных товарных групп продовольственных товаров и снабжении этими товарами предприятий розничной торговли, общественного питания, различных покупателей. Там же происходит сортировка, фасовка, упаковка и хранение товаров.
Рис.6. Место ООО «Торговый дом АНИКС» в сфере оптовой торговой деятельности [45]
Торговая деятельность «Торговый Двор «Аникс» представляет собой реализацию продовольственных товаров и продуктов повседневного спроса крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению и внерыночного потребления. Основной целью анализа оптовой торговой деятельности ООО «Торговый Двор «Аникс» является выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота компании. Помимо этого, анализ оптовой торговли данного предприятия способствует улучшению обслуживания покупателей, совершенствованию товародвижения в Алтайском крае.
Рассмотрим основы организации оптовой торговли в ООО «Торговый Двор «Аникс».
Так организация оптовой политики ООО «Торговый Двор «Аникс», включает в себя обязательную организацию партнерских отношений с компаниями, основными посредниками и партнерами торгового дома.
Оптовая и розничная торговля продуктами питания в Республике Алтай
ООО "Прайд-А"
ООО "Аникс-ЛТД"
Поставка, монтаж и обслуживание холодильной техники, торгового и климатического оборудования
ООО "Аникс-Холод"
Аренда, строительство, маркетинг
ООО "Аникс"
Транспортные и экспедиционные услуги
ЗАО "Бийсктранссервис"
Рис.7. Предприятия оптовой сети Торгового дома «Аникс» [45]
Предприятие имеет многочисленные обособленные структурные подразделения, в состав оптовой сети Торгового дома «Аникс» входят компании-поставщики, выполняющие посреднические функции (Рис.7).
Основными потребителями продукции компании являются следующие клиентские ниши:
Таблица 1
Характеристика основных покупателей продукции Торгового дома «Аникс» [45]
Тип клиентурного рынка |
Охват рынка |
Количество заказов (с 2012 по 2017 гг.) |
Позиция фирмы по отношению к потребителю |
Небольшие магазины |
да |
178 509 |
Поставщик товаров |
Комбинаты |
да |
29 632 |
Поставщик сырья |
Розничные торговые сети |
да |
284 382 |
Поставщик готовой продукции |
Физические лица |
нет |
- |
- |
С точки зрения организации оптовая торговля в ООО «Торговый Двор «Аникс» представляет собой торговлю предприятием-посредником производителя продукции ООО «Прайд-А» широко профиля, включающего более 1000 наименований продовольственных продуктов. На предприятии применяется складская форма оптовой торговли, при которой продовольственные продукты поступают на склады «Аникс», а затем распределяются по сбытовым каналам через торговых посредников.
Рис.8. Структура товарооборота компании ООО «Аникс» по основным клиентским нишам [45]
В компании распространена практика организации оптовой торговли по письменным или телефонным заявкам, на основании которых заключается договор между оптовой компанией и потребителем продукции, где оговариваются заранее условия оплаты, размер партий. Доставка товара осуществляется транспортом клиента (частные грузовики магазинов).
Таким образом, компания ООО «Торговый Двор «Аникс» является крупной компанией по реализации продовольственных товаров на территории Алтайского края, с широкой филиальной сетью и большой численностью специализированного персонала. Основным видом и целью деятельности торгового дома является организация прибыльной оптовой торговли товарами повседневного применения и продовольствием, доля которой в общем товарном обращении фирмы составляет сегодня около 92%. Основными клиентами торгового предприятия являются небольшие организации, комбинаты и розничные сети магазинов по всему краю. В целом, экономические показатели деятельности предприятия являются быстро растущими, в том числе за счет расширения масштабов выполнения оптовых заказов для различных клиентских рынков.
2.2. Анализ экономических показателей оптовой торговой деятельности ООО «Торговый дом АНИКС»
Главной целью деятельности ООО «Торговый Двор «Аникс» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Динамика основных экономических показателей деятельности компании представлена в Таблице 2:
Основные показатели экономической деятельности ООО «Торговый Двор «Аникс»
Показатели |
Ед. изм. |
2014 |
Темп роста в 2015 к 2014 г. % |
2015 |
Темп роста в 2016 к 2015 г. % |
2016 |
||
Валовой товарооборот |
млн. руб. |
10270,8 |
22% |
13162,9 |
39% |
21311,9 |
||
Оптовый товарооборот в действующих ценах |
млн. руб. |
5025,7 |
59% |
12080,2 |
39% |
19735,6 |
||
Оптовый товарооборот в сопоставимых ценах* |
млн. руб. |
5025,7 |
59% |
5466,1 |
39% |
8929,8 |
||
Валовой доход (от реализации) |
млн. руб. |
1636,8 |
-34% |
1085,5 |
53% |
2285 |
||
Уровень валового дохода |
% |
28,05 |
-71% |
8,25 |
24% |
10,72 |
||
Издержки обращения |
млн. руб. |
1913,6 |
-6% |
1815,8 |
28% |
2506 |
||
Уровень издержек обращения |
% |
32,8 |
-58% |
13,79 |
-15% |
11,75 |
||
Прибыль от реализации |
млн. руб. |
34,8 |
94% |
368,7 |
-57% |
159 |
||
Рентабельность продаж в оптовой торговле |
% |
1,58 |
-24% |
1,83 |
30% |
1,61 |
||
Товарооборот на 1 работника в действующих ценах |
млн. руб. |
9,9 |
77% |
41,99 |
30% |
59,7 |
*примечания автора к таблице: товарооборот в сопоставимых ценах рассчитан по формуле ТОсц = (фактический товарооборот в текущих ценах/ индекс цен). Индекс цен равен отношению цен на товары компании в отчетном периоде к ценам в базовом периоде (прошлом году). Согласно данным компании рост цен в отчетном периоде составил 20%, следовательно, индекс цен равен 1,2.
Таким образом, мы наблюдаем рост доли оптового товарооборота в общей структуре торговой деятельности компании ООО «Торговый Двор «Аникс». В 2016 году она достигла значения 92,6% в общей структуре товарообращения компании.
Основной целью анализа экономических показателей оптовой торговой деятельности ООО «Торговый Дом «Аникс» является выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота компании. Помимо этого, анализ оптовой торговли данного предприятия способствует улучшению обслуживания покупателей, совершенствованию товародвижения в Алтайском крае.
К основным экономическим показателям оптовой торговли в компании относятся следующие показатели:
-
- Доля оптовой торговли в общей структуре товарного обращения компании (около 92% в 2016 году),
- Динамика оборота оптовой торговли (за 5 лет объемы оптовой торговли компании выросли до 20 млн. руб.)
- Показатели рентабельности продаж и прибыли компании от оптовой торговли.
Рентабельность продаж компании в 2016 году выросла на 15%, при этом произошел сильный рост прибыли компании, этот год был удачен в экономическом смысле для торгового дома. Однако в 2016 году прибыль компании сократилась в два раза, что было связано с падением рентабельности продаж, в том числе из-за кризисных условий.
С уровнем получаемой компанией прибыли связан такой показатель как издержки обращения и их рентабельность. Показатель рентабельности издержек обращения представляет собой отношение прибыли к сумме издержек обращения. Рост товарооборота компании приводит к увеличению суммы издержек обращения, однако их относительный уровень при этом должен уменьшаться. В 2016 году уровень издержек обращения компании снизился на 21,05% по отношению к 2014 году.
Относительное увеличение издержек обращения компании наряду с увеличением себестоимости выпускаемой продукции (рост цен на сырье и материалы в связи с кризисными явлениями в стране) являются экономическим фактором роста цен на продукцию компании (как было отмечено ранее, цены на товары торгового дома увеличились на 20%), что проявляется в некотором ухудшении финансового состояния торговой организации в 2016 году.
Для того чтобы организация могла покрывать все свои расходы на организацию торговли, она должна определять и объемы планируемой реализации товаров, что выражается через такой показатель, как точка безубыточности. Точка безубыточности представляет собой объём продаж предприятия, при котором доходы покрывают все затраты организации, и она начинает получать стабильную прибыль. Рассчитаем показатель безубыточности для оптовой торговли ООО «Торговый Дом «Аникс».
Точка безубыточности = [Сумма постоянных расходов: (Уровень доходов - Уровень переменных расходов)] * 100 = 641:(0,1406 - 0,0786) = 10338,7 (млн. руб.)
Таким образом, имея оптовый товарооборот свыше 10338,7 млн. руб., ООО «Торговый Дом «Аникс» будет иметь стабильную прибыль.
Также рассчитаем критическую величину доходов (порог рентабельности), которая означает, что если фактическая сумма дохода в организации опустится ниже порога рентабельности, то возникнут убытки от хозяйственной деятельности.
Порог рентабельности = Сумма постоянных расходов: [1 - (Сумма переменных расходов: Сумма доходов)] = 641 :(1 - 1552 : 2775) = 1454,5 (млн. руб.)
Таким образом, ООО «Торговый Дом «Аникс» будет покрывать свои издержки при доходах не ниже 1454,5 млн. руб.
Таким образом, ООО «Торговый Дом «Аникс» применяет на практике элементы управленческого маржинального анализа своей оптовой торговли в части определения точки окупаемости, порога рентабельности, что дает возможности прогнозировать основные показатели деятельности и дальнейшую работу организации.
Своевременная и равномерная поставка товаров должна обеспечивать успешное выполнение плана оптового товарооборота, высокие темпы его роста. По всем структурным подразделениям ООО «Торговый Дом «Аникс» наблюдается некоторая неравномерность в выполнении плана оптового товарооборота, что свидетельствует об их недостаточно налаженной работе и необходимости разработки мер по внедрению выявленных резервов роста оптовой реализации в дальнейшей деятельности фирмы.
ООО «Торговый Дом «Аникс» выполнил план товарооборота за три квартала 2016 года только в пяти месяцах из девяти (55,56%), и это оказалось недостаточным, в результате чего план в целом по организации не был выполнен. В связи с этим потери оптового товарооборота составляют 4553712 тыс. руб. [45]. Структурные подразделения неравномерно выполняли план товарооборота, что свидетельствует о недостатках в их торговой деятельности и резервах роста оптовой реализации товаров.
-
- Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
На выполнение плана и динамику товарооборота компании положительное влияние оказывают увеличение товарных запасов на начало изучаемого периода и рост поступления товаров. Говоря о направлении влияния этого фактора, необходимо учитывать качество поступивших товаров в требуемых количествах и ассортименте.
Товарный баланс компании представлен в Таблице 3.
Таблица 3
Товарный баланс ООО «Торговый Дом «Аникс» (по оптовой реализации) в 2015-2016 гг., тыс. руб. [45]