Файл: Коммерческая деятельность оптового предприятия и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Экономическое содержание коммерческой деятельности предприятия в сфере оптовой торговли
1.2. Формы организации оптовой торговли в сфере товарного обращения
1.3. Классификация субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере оптовой торговли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АНИКС»
2.1. Особенности организации оптовой торговой деятельности компании
2.2. Анализ экономических показателей оптовой торговой деятельности ООО «Торговый дом АНИКС»
2.3. Рекомендации по совершенствованию оптовой торговой деятельности ООО «Торговый дом АНИКС»
— аукционы и биржи;
— ярмарки и выставки.
При этом непосредственная реализация товаров может происходить на основе прямых связей между производителями и потребителями, с помощью биржевой и аукционной торговли, через независимые посреднические компании, при организации выставочно-ярмарочной торговли.
Рис.3. Способы реализации оптовых товаров [40]
Выбор вида торговли для оптовой компании определяется с учетом пожелания обеих сторон и размеров розничного предприятия, куда поставляются товары.
Так, оптовая торговля с личным подбором целесообразна, когда розничные предприятия хотят быстро сделать закупку (например, в случае снижения имеющихся складских запасов), они рассчитывают на месте сформировать свой ассортимент продукции, выбрать необходимые товары, а также получить скидки за условие самовывоза. Личный подбор часто используется при закупке тканей, швейных и трикотажных изделий, марочных вин, меховых товаров и т.д. Для многих типовых товаров личный подбор организуется с использованием системы самообслуживания.
При личном подборе маркетологи оптовой компании стремятся проводить опросы потребителей, протестировать товары, учесть замечания, как со стороны розничного предприятия, так и со стороны покупателей товаров.
Оптовая торговля по письменной заявке или по телефону производится на основании предварительно подписанного договора между покупателями и продавцами.
Оптовая торговля с помощью выездных сбытовых контрагентов и менеджеров получила широкое распространение, как наиболее активная форма сбыта товаров сегодня. Для этого, оптовая компания формирует специальную агентскую сеть для поиска покупателей - юридических лиц.
Оптовая торговля с помощью активных звонков из отделов сбыта подразумевает организацию диспетчерской службы, где работают специально обученные продавцы.
Оптовая торговля на выставках и ярмарках позволяет заключать договоры на поставку во время посещения выставки покупателями. Выставки и ярмарки объединяют вокруг себя большое количество профессиональных агентов рынка (производители, посредники, потребители).
Таким образом, оптовая торговля товарами осуществляется с помощью двух основных форм: через продажу товаров с помощью участия посреднических компаний (транзит), либо через реализацию выбранных покупателями товаров непосредственно со склада оптовой компании. Тем не менее, в организации оптовой торговли могут участвовать различные лица (торговые агенты, брокеры, лизинговые компании и т.д.). Выбор формы оптовой торговли зависит от количества и качества ассортимента, вида приобретаемой продукции, его сложности, а также зависит от размеров представителей розничной торговли, их торговой мощности.
1.3. Классификация субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере оптовой торговли
Субъекты оптовой торговли представляю собой участников оптового рынка купли-продажи товаров, которые выступают в качестве юридических лиц, организаций или предпринимателей, целью которых является формирование ассортиментов товаров и доведение их до конечных потребителей.
Субъекты оптовой торговли многочисленны, классифицировать их можно в зависимости от типа, к которым оно принадлежат [30, c.223-227]:
1. Оптовые торговцы коммерческого типа, которые торгуют товарами на правах владельца этих товаров. Они выполняют многочисленные функции, но их можно подразделить на следующие основные группы:
а) задачи оптовых торговцев с полным циклом обслуживания клиентов связаны с доставкой товаров, их хранением, обслуживанием клиентов и т.д.;
б) оптовые торговцы с ограниченным циклом обслуживания.
2. Оптовые торговцы комиссионного типа, как правило, не приобретают права собственности на реализуемые товары, они получают комиссионные вознаграждения, которые рассчитываются как часть от стоимости реализуемого товара. К этим оптовикам относятся брокеры и агенты. В задачи брокеров не входит доставка продукции, ее хранение, непосредственный процесс реализации товара. Их задача заключается в сведении продавцов и покупателей и согласование их интересов. Лицо, заключающее с брокерами соответствующие договора, должен оплатить их посреднические услуги. Агенты, в свою очередь, работают с покупателями на постоянной основе, представляя как их интересы, так и интересы поставщиков продукции.
3. Оптовые подразделения компании - производителя продукции. Их называют также торговыми домами, торгово-оптовыми центрами, торговыми центрами и т.д. Эти подразделения находятся под контролем компании-производителя, лишаясь независимости, самостоятельных торговых организаций.
Также предприятия оптовой торговли можно классифицировать еще по следующим признакам:
- По выполняемым функциям
- По организационно – правовой форме
- По форме собственности и принадлежности
- По месту и роли в товародвижении
- По товарной специализации.
По выполняемому масштабу функций и масштабов деятельности оптовые торговые предприятия по значению делятся на три основные группы: оптовые предприятия национального, межрегионального и локального значения (масштаба). Так, оптовые предприятия национального типа имеют большие объемы деятельности, ведущей в конкретном сегменте товарного рынка; они фактически формируют основу отечественной подотрасли торговли. А оптовые предприятия локального значения являются небольшими по объемам торговли предприятиями, их задачей является обслуживание небольшого количества конкретных клиентов.
По месту в процессе товародвижения оптовые торговые предприятия могут быть торгово-закупочными и торговыми, тогда как по выполняемой роли - производственно-торгово-сервисными, производственно-торговыми, снабженческо-сбытовыми, оптово-торговыми, оптово-розничными.
По товарной специализации оптовые торговые предприятия делятся на универсальные, специализированные и смешанные. Так, универсальные оптовые компании предлагают широкий ассортимент товаров.
Как было отмечено ранее, оптовые компании являются субъектами предпринимательской деятельности. Они одновременно продают и товары, и свои посреднические услуги. Поэтому задачами оптовых компаний являются:
- определение целевых потребителей с помощью их сегментирования по географии рынка, по масштабам деятельности и проч. Затем оптовики выявляют наиболее привлекательных для них сегментов рынка;
- принятие решений относительно ассортимента реализуемой продукции. Здесь важно правильно оценить запросы потребителей, тенденции развития рынка. Также важно выявить и учесть затраты, связанные с транспортировкой, складированием, хранением продукции.
- осуществление ценовых решений так, чтобы цена товара, включающая цену приобретения товара и торговую надбавку, покрывала расходы оптовика и принесла ему некоторую прибыль с продаж.
- установление и поддержка коммуникаций с потребителями (например, реклама).
Рис.4. Основные виды оптовых торговцев
Оптовики-купцы являются независимыми коммерческими предприятиями, приобретающими права собственности на все реализуемые ими товары. Их также называют оптовыми фирмами, дистрибьюторами, снабженческими домами.
Оптовики-торговцы смешанного ассортимента товаров анализируют несколько групп товаров для удовлетворения нужд розничных компаний с широкими смешанными ассортиментами, а также предприятий с узкоспециализированными товарными ассортиментами.
Дистрибьюторы товаров реализуют продукцию преимущественно производителям, а не розничным компаниям. Они также хранят товарные запасы производителей; кредитуют и доставляют товары.
Оптовики – коммивояжеры, в свою очередь, как продают, так и доставляют товары покупателям. Они занимаются ограниченными ассортиментами продуктов и продают по наличному расчету.
Оптовики - организаторы не держат товарных запасов и не занимаются товарами самостоятельно. Они получают заказы, находят производителей, которые отгружают товары непосредственно покупателям на определенных условиях поставки и в определенное время.
Оптовик - консигнант торгует на условиях консигнации, т.е. сохраняет за собой права собственности на товары. Он оказывает следующие виды услуг:
- доставка товаров;
- поддержание товарных запасов;
- финансирование.
Брокеры не принимают участия в финансировании сделок, не принимают на себя никаких рисков, лишь сводят покупателей с продавцами.
Агенты представляют покупателей или продавцов на более долгосрочной основе. Существует несколько видов агентов.
Оптовики - комиссионеры владеют товарами и самостоятельно заключают сделки на их продажу. Они не работают на основе долгосрочных соглашений.
Таким образом, существуют многочисленные виды основных торговых посредников или компаний, которые связаны с организацией оптовой торговли и которые отличаются по широте функций, ими выполняемым. Так, оптовики-купцы в широком смысле имеют права собственности на реализуемые товары, а также выполняют функции по хранению товарных запасов, кредитованию небольших розничных компаний и доставке продукции до места назначения. Агенты выполняют более узкоспециализированные функции, оказываясь лишь посредниками между покупателями и продавцами товаров.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АНИКС»
2.1. Особенности организации оптовой торговой деятельности компании
ООО «Торговый дом Аникс» был создан 7 июня 1993 года, в городе Бийск Алтайского края. Компания имеет 22-летнюю историю своего развития, включая в себя помимо развития оптово-розничной торговли, также совершенствование других направлений своей деятельности: производство товаров собственных торговых марок, полуфабрикатов, свежей продукции, франчайзинговая сеть, обслуживание и ремонт техники, сельскохозяйственное производство, гостиничный бизнес и многое другое.
Сегодня Торговый Двор «Аникс» - это группа компаний, в состав которой входят разнопрофильные предприятия, включая оптовую, розничную и франчайзинговую сети, оптово-логистическое подразделение, сеть кафе быстрого питания и предприятий общественного питания «Фуд-Сервис», сервис для обслуживания туристов (ООО «Аникс-Гостиница»), финансовые услуги (ООО «Лизинг-Сибирь»), производство полуфабрикатов салатов (ООО «Аникс-Аппетит»), сельскохозяйственное предприятие по выращиванию гречихи (ООО «Перспектива») и др.
Организация и развитие оптовых подразделений торговой компании также имеет свою историю: в 2002 году был построен первый собственный распределительный центр площадью более 4 тыс. м2, в 2004 – второй, площадью уже более 6 тыс. м2, а в 2013 году в Новоалтайске завершилось строительство самого крупного распределительного оптового центра площадью более 20 тыс. м2 [45].
В 2008 году был запущен проект «Франчайзинговая сеть». На сегодняшний день открыто уже более 160 магазинов торгового дома, собственниками которых являются более 90 франчайзи. Франчайзинговая сеть - это крупнейшая торговая сеть в Республике Алтай, которая представлена во всех десяти его районах.
Таким образом, основой экономической деятельности «Торгового дома АНИКС» является оптовая торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса, которая характеризуется следующими основными особенностями ее организации [45].
Территория обслуживания компании
Клиенты
компании
Постоянное наличие востребованного ассортимента
Своевременный документооборот
Широкий ассортимент продуктов
Рис.5. Особенности и показатели организации оптовой торговли в компании «Торговый дом АНИКС» [45]
С 2009 года розничная сеть «Аникс» начала открывать магазины в Новосибирской области, а с 2010 – и на Кузбассе. На сегодня функционирует уже более 160 магазинов.
На предприятиях «Аникс» (в том числе на дочерних предприятиях и в магазинах ФС «Корзинка») работает более 5300 сотрудников.