Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (Понятие и признаки банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует иметь в виду, что на практике арбитражные суды исходят из того, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», реституционные требования, предусматривающие обязанность сторон возвратить полученное по недействительной сделке, а не уплатить денежные средства по гражданско-правовой сделке или иному гражданско-правовому основанию, не могут являться основанием для возбуждения дела о банкротстве [5].

Исходя из этого, даже в том случае, когда сторона недействительной сделки обязана возвратить денежные средства, но не делает этого, ее нельзя признать банкротом на этом основании.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Арбитражный суд признал недействительной сделкой договор субаренды земельного участка, применил ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации о возврате сторон в первоначальное положение, обязав арендодателя вернуть арендатору 3 млн. руб. уплаченных платежей. Арендодателем эта сумма не уплачивалась, поэтому арендатор обратился с заявлением о признании того банкротом. Однако суды четырех инстанций арендатору отказали, сославшись на то, что положения ст. 2 (о понятии денежного обязательства) и ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не распространяются на реституционные требования, возникшие не из обязанности оплаты по гражданско-правовой сделке или иному гражданско-правовому основанию, а как последствия признания сделки недействительной по ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возврат сторон в первоначальное положение, при котором неосновательно получившая имущество сторона обязана возвратить, а не уплатить денежные средства [22].

Моментом определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей являются:

1) при подаче заявления о признании должника банкротом – дата подачи в суд такого заявления (ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»);

2) при заявлении кредитором своих требований после возбуждения производства по делу о банкротстве (если требования возникли до возбуждения такого производства) – дата введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве [19, с. 17].

Для кредитора, срок исполнения обязательства перед которым не наступил, установлены особенности определения размера требования в случае, если оно беспроцентное (например, беспроцентный заем), или если размер суммы кредита уже включает в себя проценты по кредиту (например, при покупке товаров в кредит).


Например, сумма займа – 100 тыс. руб. (основной долг), а за каждый день пользования суммой займа заемщик обязан уплачивать 50 руб. Таким образом, каждый день общий размер задолженности, учитываемый при определении признаков банкротства, увеличивается на 50 руб. Если займодавец сам подаст заявление о признании заемщика банкротом, то общая сумма долга, указываемая в заявлении, рассчитывается на дату подачи заявления. Если же он направит свое требование в дело о банкротстве в тот момент, когда в отношении заемщика уже введена первая процедура банкротства «наблюдение», то размер его требований должен определяться на дату введения наблюдения (ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [5]). Если займодавец направит требование в суд в ходе любой другой процедуры в деле о банкротстве, то размер требований также определяется на дату введения наблюдения.

Состав и размер обязательств, которые выражены в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральный банк Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры в деле о банкротстве, следующей после наступления срока исполнения обязательства [11, с. 25].

Таким образом, институт банкротства (конкурсное право) – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с банкротством и его предупреждением.

Он является межотраслевым. Его целями являются не только пропорциональное удовлетворение требований всех кредиторов, по и восстановление платежеспособности должника, предотвращение его ликвидации.

Система конкурсного права включает в себя общую и особенную части, которая подразделяется на четыре субинститута. Основной источник правового регулирования – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», за которым законодательно закреплен приоритет перед любыми иными актами, регулирующими отношения, связанные с банкротством.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

2.1. Система и источники правового регулирования банкротства

Система правового регулирования банкротства – это структура, внутреннее строение института банкротства. Несмотря на то, что «конкурсное право является не отраслью права, а сложным правовым институтом, части которого могут, согласно теории права, именоваться лишь субинститутами, представляется возможным выделить в его составе общую и особенную части» [14, с. 54] (Приложение 2). Это определено в первую очередь структурой системообразующего источника института банкротства – Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».


Общая часть связывает нормы о понятии и признаках несостоятельности; субъектах правоотношений, связанных с банкротством, их основных правах и обязанностях, ответственности; некоторые другие правила, действие которых распространяется па все регулируемые данным институтом правоотношения. Нормы общей части содержатся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [2], гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации [3], гл. 14 КоАП Российской Федерации [4], гл. I Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [5] и других нормативных правовых актах.

Особенная часть включает субинституты:

– досудебный этап банкротства (гл. II Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.);

– судебный этап банкротства (гл. 28 и иные нормы АПК Российской Федерации, гл. IX – X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.);

– особенности банкротства отдельных категорий должников (гл. IX, X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.);

– упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (гл. XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.).

Рассмотрим последовательность применения норм, регулирующих банкротство юридических лиц. При банкротстве отдельных категорий должников – юридических лиц (градообразующих, финансовых и иных, перечисленных в Приложении 2), а также лиц, для которых предусмотрена упрощенная процедура банкротства, в первую очередь применяются специальные нормы, регулирующие банкротство соответствующих лиц (гл. IX, XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [5]).

Во вторую очередь (субсидиарно), применительно к отношениям, не урегулированным специальными нормами, применяются положения гл. I –VIII Закона о банкротстве (общие для всех юридических лиц).

В третью очередь применяются те нормативные акты, которые прямо предусмотрены законами о банкротстве (например, АПК Российской Федерации).

Правовое регулирование банкротства иных юридических лиц, не отнесенных Законом о банкротстве к «отдельным категориям должников», осуществляется нормами гл. I-VIII Закона о банкротстве, а также теми нормативными актами, которые прямо предусмотрены указанными главами закона о банкротстве [25, с. 59].

Источниками правового регулирования банкротства являются:

1. Конституция Российской Федерации [1]. В основу построения концепции банкротства положены следующие конституционные принципы:

– признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8);


– недопустимости лишения имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Например, принудительное отчуждение имущества должника производится после вынесения судебного акта о введении процедуры в деле о банкротстве;

– возможности ограничения прав и свобод человека федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55). На этом основывается, например, приостановление исполнения должником своих обязательств перед отдельными кредиторами в ходе банкротства.

2. Кодексы: АПК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ.

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [5]. Является основным источником, который специально посвящен регулированию банкротства. Он имеет приоритет перед всеми иными нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с банкротством. Они применяются лишь постольку, поскольку ему не противоречат (п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве).

4. Иные федеральные законы, например Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [6].

5. Подзаконные нормативные правовые акты, указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, акты Минюста, Минэкономразвития России, Центрального банка Российской Федерации. К источникам относятся федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные Национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные Минэкономразвития России. В качестве локальных актов можно рассматривать стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утверждаемые саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и обязательные для членов таких организаций.

6. Судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС Российской Федерации. Не все ученые считают их источниками права, но фактически они таковыми являются, поскольку обязательны для судов. Нарушение судебным постановлением единообразия в толковании и применении судами норм права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 308.8 АПК Российской Федерации).

Немалое значение для развития правоприменительной практики имеют и информационные письма Президиума Верховного Суда Российской Федерации и ВАС Российской Федерации, которые носят рекомендательный характер для арбитражных судов. Источниками права они не являются.


Первый письменный источник правового регулирования несостоятельности Законы Хаммурипи (1789 г. до н.э., Древний Вавилон). Серьезное развитие эти вопросы получили н римском праве, затем в XIII в. в Италии, а с XVI в. – во Франции, Германии, Англии. В нашей стране отдельные нормы о несостоятельности содержались еще в Русской Правде, а первым кодифицированным актом стал Устав о банкротах 1740 г. Затем принимались банкротные уставы в 1753, 1763, 1768 гг., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Банкротный устав 1880 г. [23, с. 32].

После революции 1917 г. дореволюционные правовые акты были отменены. Только в период нэпа с 1927 г. Гражданский кодекс РСФСР был дополнен нормами о несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. Но с 1930-х гг. в результате установления монополии государственной собственности постепенно институт банкротства был исключен из правовой системы. И только в 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Основным его недостатком был критерий банкротства: должник мог быть признан банкротом, только если его имущества было недостаточно для расчетов с кредиторами, что «лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности к неплатежеспособным должникам...» [23, с. 33], усиливало кризис неплатежей. Поэтому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. изменил критерий банкротства, внес иные существенные изменения, но все же предоставил много возможностей для злоупотреблений. Институт банкротства стал использоваться для недобросовестного передела собственности, захвата компаний, устранения конкурентов. Процент удовлетворения требований кредиторов был крайне низким.

Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [5] 2002 г. устранил ряд недостатков прежнего законодательства путем усложнения возбуждения производства по делу о банкротстве, усиления контроля за деятельностью арбитражных управляющих и т.д.

«В 2009 г. закон был подвергнут существенным изменениям, затронувшим более 65 % его статей. Основные из них: расширение оснований недействительности сделок с имуществом должника, усиление ответственности контролирующих должника лиц» [16, с. 109].

Последние изменения, внесенные в этот закон, ввели нормы о банкротстве граждан, изменили условия принятия судом заявления о признании банкротом, и т.п.