Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (Понятие и признаки банкротства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА
1.2. Критерии и признаки банкротства
1.3 Состав и размер обязательств, учитываемых при определении наличия признаков банкротства
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
2.1. Система и источники правового регулирования банкротства
2.2. Этапы банкротства и процедуры в деле о банкротстве
2.3 Добровольная и принудительная ликвидация
– органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
– органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
– обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
– должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества и в других случаях, предусмотренных Законом о банкротстве [5].
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
«В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков» [26, с. 87].
У кредитных организаций более сложная процедура.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредитных организаций в случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации, руководители кредитной организации (единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа), а если они не избраны – члены совета директоров (наблюдательного совета), в течение десяти дней со дня их возникновения обязаны:
1) направить в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации мотивированное требование о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации для рассмотрения вопроса о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
2) уведомить Банк России о возникновении в кредитной организации указанных оснований и о направлении им в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации указанного выше требования [5].
В течение трех дней со дня получения требования руководителя кредитной организации совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации обязан:
1) принять решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, а также не позднее чем в течение двадцати дней со дня принятия указанного решения сообщить учредителям (участникам) кредитной организации о проведении такого общего собрания;
2) уведомить о принятом решении руководителя кредитной организации и Банк России [21, с. 214].
В случае, если советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации не принято решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации обязаны обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Такая же обязанность возникает у членов совета директоров (наблюдательного совета), если «решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не принято внеочередным общим собранием учредителей (участников) кредитной организации» [21, с. 216].
Если совет директоров и его члены не исполнили указанные выше обязанности, они возлагаются на руководителя.
Тем самым при добровольной ликвидации действует принцип: если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований ее кредиторов, такая кредитная организация обязательно ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Приоритет ликвидации по основаниям банкротства связан с тем, что «конкурсный управляющий обладает более широкими полномочиями, чем ликвидатор, в частности, по обжалованию сделок кредитной организации, совершенных в преддверии банкротства, а также по применению субсидиарной ответственности по ее долгам к акционерам (участникам), членам совета директоров, руководителям кредитной организации и иным лицам» [20, с. 124]. Эти меры призваны увеличить объем удовлетворенных требований кредиторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме определенные законом требования кредиторов (по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или об оплате труда) или исполнить обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей. Термины «денежное обязательство» и «обязательные платежи» применительно к правоотношениям банкротства имеют собственное значение, отличное от закрепленного гражданским и налоговым законодательством.
К банкротству может привести неисполнение не любых, а только строго определенных обязательств. По общему правилу в основу понятия банкротства положен критерий неплатежеспособности, поэтому лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если оно не исполняет свои обязательства перед ними в течение определенного срока. Внешним признаком банкротства, установление которого арбитражным судом служит основанием для признания должника банкротом, является неисполнение денежного обязательства или обязанности но уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. Для некоторых категорий должников установлены иные признаки банкротства.
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой определенную систему нормативно-правовых актов. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) содержатся не только в ГК РФ и в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», но и в целом ряде других нормативно-правовых актов.
Законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства), является комплексным, поскольку в его состав входят нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы как частного (гражданского), так и публичного (уголовного, процессуального) права, а также материального и процессуального права. Даже сам Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» имеет комплексный характер, так наряду с материально-правовыми нормами в нем содержится огромное количество процессуальных норм, из которых практически целиком состоит глава 3 данного Закона. Так же довольно большой массив норм, носящих процессуальный характер, можно обнаружить в главах, определяющих особенности банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности.
Являясь комплексным, законодательство о банкротстве включает в себя нормативно-правовые акты, носящие как общий, так и специальный характер. Это приводит к возникновению противоречий между правовыми нормами, в частности Закона о банкротстве и нормами ГК РФ, АПК РФ, Закона о банкротстве кредитных организаций. В связи с этим необходимо учитывать порядок разрешения коллизий между нормами права.
Кроме того, в соответствии со ст.29 Закона о банкротстве в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительство РФ:
– устанавливает порядок подачи уполномоченным органом по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, заявлений о признании должника банкротом;
– устанавливает порядок объединения и представления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;
– осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
– устанавливает порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.
Банкротство – неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.
Можно смело утверждать, что законодательство о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом. Поэтому с развитием в России рыночных отношений институт банкротства неизбежно займет в нашей экономической жизни такое же место, какое он занял во всем мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 15.08.2018).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019). URL: http: //www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 21.08.2018).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) URL: (Дата обращения: 02.08.2019).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) URL: http:/ / www.consultant.ru / document /cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения: 04.08.2019).
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019). URL: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39331/ (Дата обращения: 02.08.2019).
- Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37511/ (Дата обращения: 05.08.2019).
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (Дата обращения: 06.08.2019).
- Банкротство организаций: Учебное пособие / Н.А. Бреславцева, О.Ф. Сверчкова. – М.: Феникс, 2017. – 458 с.
- Белых В.С. Правовые основы несостоятельности (банкротства) / В.С. Белых. – М.: Статус, 2018. – 204 с.
- Губанова Е.В. Многокритериальная оценка эффективности деятельности организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности: монография / Е.В. Губанова, О.М. Орловцева. – Калуга: Манускрипт, 2018. – 80 с.
- Денека И. М. Развитие законодательства о банкротстве в Англии, США и Франции: ключевые аспекты / И.М. Денека // Юрист. – 2018. – № 24. С. 22 – 27.
- Денисов С. Л. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: постатейный комментарий к главам V, IV, VIII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» / С. Л. Денисов, Л.В. Егоров, С.В. Сарбаш. – М.: Статут, 2018. – 154 с.
- Дорохина E.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства / Е.Г. Дорохина. – М.: Юрайт, 2017. – 291 с.
- Карелина С. Л. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), – сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств / С.Л. Карелина // Законодательство. – 2018. – № 8. – С. 52 – 60.
- Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности / С.А. Карелина. – М.: Волтере Клувер, 2018. – 201 с.
- Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. – М.: Юристъ, 2018. – 3012 с.
- Кузнецов С.Л. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): монография / С.Л. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2015. – 187 с.
- Кукукина И. Г. Учет и анализ банкротств: учебное пособие / И. Г. Кукукина. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 312 с.
- Кулагин М. И. Избранные труды. – М.: Юристъ, 2017. – 521 с.
- Наумова Е. В. Финансово-правовые и организационные аспекты института несостоятельности (банкротства) / Е.В. Наумова // Финансовое право. – 2018. – № 2. – С. 15 – 19.
- Пирогова Е.С. Несостоятельность (банкротство): правовое регулирование и правоприменительная практика: Учебник / Е.С. Пирогова, А.Я. Курбатов. – М.: Гриф УМО ВО, 2018. 291 с.
- Попондопуло В. Ф. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебное пособие / В.Ф. Попондопуло. – М.: Статус, 2018. – 425 с.
- Постановление Одиннадцатого ААС от 24.10.2011 но делу № А65-9198/2011; Определение ВАС РФ от 03.05.2012 № ВАС-3263/12 по делу № А65-9198/2011.
- Свириденко О.М. История и современная концепция института несостоятельности (банкротства) в России / О.М. Свириденко // Банковское право. – 2017. – № 6. – С. 29 – 37.
- Соловьева А.А. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц / А.А. Соловьева // Молодой учёный. – 2018. – № 50.- С. 282 – 284.
- Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования / В.Н. Ткачев. – М.: Статус, 2017. – 298 с.
- Юлова Е.С. Понятие и признаки процедуры банкротства // Известия МГИУ: социальные и гуманитарные науки / Е.С. Юлова. – М.: МГИУ, 2017. – № 3. – С. 85 – 89.
- Юлова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебник и практикум / Е.С. Юлова. – М.: Юрайт, 2019. – 413 с.