Файл: Министерство транспорта российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Основные положения концепции PBN в области навигации и самолетовождения
1.1 Базовые понятия и определения
1.4 Область применения навигации, основанной на характеристиках
1.5 Навигационные спецификации
1.6 Требования к навигационным функциональным возможностям
1.7 Обозначение спецификаций RNP и RNAV
1.8 Правильное понимание обозначений RNAV и RNP
1.9 Планирование полетов с учетом обозначений RNAV и RNP
1.10 Использование и сфера применения навигационных спецификаций
1.11 Пример применения спецификаций RNAV и RNP на маршрутах ОВД и в схемах полета по приборам
2 Контроль на борту за выдерживанием характеристик и выдача предупреждений
2.1 Компоненты навигационных погрешностей и выдача предупреждений
2.2 Роль контроля на борту за выдерживанием характеристик и выдачи предупреждений
2.4 Применение контроля за выдерживанием характеристик и выдачи предупреждений на воздушных судах.
2.5 Требования к системе в части контроля за характеристиками и выдачи предупреждений
2.6 Использование навигации, основанной на характеристиках
2.7 Правила применяемые ко всем полетам с применением PBN
3.1 GBAS (ground based augmentation system) – система наземного дополнения
3.2 Совмещение разработок в области PBN с использованием систем GLS.
3.3 Специфика выполнения захода по правилам PBN на ВС Boeing 737 NG
4 Выполнение заходов RNP с использованием GLS как способ уменьшения количества инцидентов CFIT.
4.1 CFIT, понятия, определения
4.2 Особенности риска CFIT в горной местности
4.3 Анализ схемы захода и рекомендации к её изменению в аэропорту «Халим», г. Джакарта
5 Влияние применения PBN в процессе выполнения заходов на экономические показатели эксплуатанта
5.1 Анализ примеров применения концепции PBN в практике международных аэропортов
5.2 Анализ экономических исследований в области применения PBN
Рисунок 27 – Новая схема захода на ВПП 25 аэропорта «Abbotsford» с использованием PBN
5.2 Анализ экономических исследований в области применения PBN
По данным исследований компании Genetal Electrics от 12.05.2011 введение и использование заходов RNP в 46 аэропортов среднего размера на территории США позволило сэкономить 12.9 миллионов галлонов топлива. “Studies in the sky” (название исследования) также акцентирует внимание на важном вопросе: “Кто должен платить за внедрение новых процедур захода на посадку – государство или авиакомпании”. Вопрос актуален в первую очередь потому, что помимо явной экономической выгоды для эксплуатантов ВС ГА внедрение заходов RNP также значительно усеньшает количество выделяемых выхлопных газов (124,556 тон CO2 в год с прогнозом до 13 млн. тонн в год по данным ИКАО). В связи с повышенным интересом на рынке акций к компаниям, предоставляющим всевозможные услуги, связанные с внедрением технологий PBN, новые решения для аэропортов активно предоставляются в Китае, странах Южной и Центральной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Европе.
Проспонсированная государством установка захода RNP в городе Brisbane, Австралия, показала результаты в экономии 400 тонн реактивного топлива в год, хоть заходом пока пользуется всего 18% прибывающих ВС ГА. Основываясь на результатах, авиационные власти Австралии решили продолжить внедрение технологий, обеспечивающих PBN на стадии захода в 8 аэропортах государства, что по расчетам должно показать экономию более 39000 тонн топлива в год и уменьшить выделение CO2 на 122.000 тонн в год. Выгоду чувствуют все участники процесса.
Анализ работы компании GE “Highways in the Sky” в области внедрения технологий PBN также позволяет сделать вывод, что обеспечение 46 аэропортов США заходами RNP позволит экономить более 65 миллионов долларов США в год только за счет уменьшения расхода топлива на маршруте.
Более того, концепции PBN позволят уменьшить количество и время задержек, которые по данным исследования FAA стоят 32.9 миллиарда долларов США государству каждый год. Учитывая, что по прогнозам к 2021 году данная цифра может вырости вдвое ввиду увеличения пассажиропотока, представить возможную выгоду от использования RNP заходов сложно переоценить.
Логическим продолжением исследования стала программа “NextGen” по внедрению технологий PBN с прогнозом на экономию $1.4 миллиарда галлонов топлива и уменьшение выброса CO 2 на 14 миллионов тонн к 2018 году. Учитывая, что общая стоимость программы составляет 40 миллиардов долларов США ( контракты по поставке комплектов оборудования, а также по установке и обслуживанию в цене варьируются от $200000 до $1000000 в зависимости от типа ВС) расчет идет на выгоду в 40 миллиардов долларов в год, то есть по прогнозам программа окупится экономикой США за один год.
5.3 Выводы, рекоммендации
В качестве вывода стоит отметить, что мировая практика применения PBN в качестве нового основного способа выполнения захода на посадку в аэропортах ГА показывает, что выгоду получают все участники рынка авиационнных услуг. Эксплуатанты ВС ГА значительно уменьшают расходы на ГСМ, что может привести как к банальному увеличению прибыли, так и к более глобальному процессу увеличения пассажиропотока, ведь уменьшение расходов позволит также снизить цены на билеты и увеличить пассажиропоток на многих направлениях, гарантируя свежий приток средств в сферу авиационного бизнеса в целом.
Более того, вероятно значительное уменьшение расходов на экологические услуги, оказываемые государству, так как объем выхлопных газов выделяемых прибывающими ВС также уменьшится.
Следует отметить, что в России имеется огромный потенциал для внедрения технологий PBN для ГА. Установка оборудования, уже разработанного и представленного отечественными компаниями (ЛККС-2000 производства “НППФ Спектр”), также позволит увеличить точность выполнения конечного этапа на посадку по RNP, понизит минимумы для экипажей и ВС, тем самым значительно увеличив пропускную способность многих аэропортов. Более того, оборудование и технологии отечественного происхождения, по многим параметрам могут превосходить аналоги западных конкурентов. Возможно, в недалекой перспективе услуги, связанные с продажей, установкой и обслуживанием оборудования, обеспечивающего усточивое использование технологий PBN, станут экспортным товаром для производителей в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие PBN по всему миру предположительно изменит облик гражданской авиации, привлечет дополнительные ресурсы государств и авиакомпаний. Первый опыт использования заходов RNP показал, что концепция PBN вписывается в тенденцию распространения технологий использования спутниковой навигации в процессе выполнения захода на посадку и ухода на второй круг.
Стоит отметить, что даже сейчас есть нерешенные задачи по стандартизации и универсализации оборудования и требуемой квалификации экипажей для выполнения заходов типа RNP AR APCH. В ближайшее время авиационным властям Российской Федерации предлагается разработать програму для подготовки ВС и экипажей для выполнения заходов с использованием PBN, а также проводить дополнительные занятия по информированию курсантов УВАУГА (и).
Более того, стоит учитывать стремление многих эксплуатантов к объединению процедур выполнения заходов RNP с выполнением посадки с использованием систем GLS. По сути своей, следование ВС по траектории снижения с использованием GLS вплоть до касания ВПП является логическим продолжением захода на посадку с использованием PBN, так как соблюдаются такие же требования по точности следования ЛЗП, также возможно проектирование сложной траектории снижения с облетом препятствий и границ ВП соседних аэропортов.
Влияние применения технологий PBN в области БП сложно переоценить. Каждый дополнительный источник навигационной информации для ВС и экипажа уменьшает риски при летной эксплуатации, вероятность CFIT и ALA. Также значительно упрощаются процедуры прибытия ВС, увеличивается возможное количество схем прибытия в аэропорт, что рассредотачивает поток ВС в ВП аэропорта, уменьшая вероятность опасного сближения ВС.
С экономической точки зрения, применение PBN и GLS на этапе захода на посадку эффективно, так как траектории снижения становятся более «гибкими», возможно прибына одну и ту же полосу с разных направлений без векторения и полета в зоне ожидания, что уменьшает дополнительные расходы эксплуатантов на ГСМ. Учитывая тенденцию на увеличение пассажиропотока применение PBN и GLS может стать решающим фактором в привлечении спроса на услуги аэропортов и авиакомпаний, а размещение наземных систем для обеспечения заходов по GLS позволит снизить расходы на обслуживание наземных РТС.
В РФ имеются успешные примеры разработки систем, обсепечивающих выполнение захода GLS. Возможно, в ближайшем будущем следует стимулировать развитие отрасли в направлении распространения и повсеместного использования заходов PBN и GLS. Георгафия России подразумевает большое разнообразие рельефа и условий выполнения захода на посадку соответственно. Таким образом, разработка единого стандарта и внедрение его в качестве эталона для формирования заходов на посадку в отечественных аэродромах будет правильным элементом стратегии развития ГА.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Завалишин О.И., Лукоянов В.А. Результаты испытаний спутникого оборудования ЛККС-2000 и GLS в Европе. «Новости навигации» № 4, 2007г. -
Федеральные авиационные правила «Применение глобальной навигационной спутниковой системы в гражданской авиации Российской Федерации». -
ICAO PBN seminar. «Навигационные технические требования при заходах на посадку. Часть 1. Заходы на посадку на основе RNP (RNP APCH) и барометрическая вертикальная навигация (баро-VNAV) -
Чистов В.А. «Инструкция по выполнению полетов в системе зональной навигации (RNAV) – 2-е изд., Москва, ОАО «Трансаэро», 2013. -
David A. Nakamura. Performance Based Navigation. Под редакцией Scott B. Pace. Boeing, Сиэттл, 2011 -
Dan Ellis, Gary Limesand, Bill Syblon. Equipping a fleet for required navigation performance. Журнал «Aero», корпорация «Boeing», 2011 -
Cpt. Alex Passerini. GNSS Based technology developments. Презентация. Авиакомпания «Qantas». 2012 -
Презентация «Highways in the sky». Компания «GE Aviation». -
Презентация «Required navigation performance authorization required». Компания «Honeywell». США, 2013 -
James Marasa. Rounding the corners. RNP is revolutionizing the instrument approach. Журнал «Wings», Июль 2010. -
Председатель национального комитета по безопасности на транспорте Татанг Курниади. Итоговый доклад о результатах расследования катастрофы самолёта «Сухой» RRJ-95B, регистрационный номер 97004, разбившегося на горе Салак, Западная Ява, 9 мая 2012 г. Джакарта, 2012 -
Alyce Shingler. Статья «Chicago O’Hare gets first RNP approach. Сайт Hughes Aerospace Corporation (http://www. http://hughesaerospace.com/chicago-ohare-gets-first-rnp-approach/) . Hughes Aerospace Corporationю США, 2014 -
Статья « GE study of US mid-size airports shows substantial cost, time and environmental benefits of RNP landing approaches». Сайт GreenAir Communications (http://www.http://www.greenaironline.com/news.php?viewStory=1211) -
Презентация «Перспективы внедрения и развития системы функционального дополнения наземного базирования (GBAS) ». ООО «НППФ Спектр». Москва, 2009 -
Сайт Navipedia (http://www.navipedia.net/index.php/Main_Page) -
Сайт Wikipedia (https://www.wikipedia.org/) -
Журнал «FAST», выпуск 44. Airbus S.A.S., An EADS company. 2009 -
Лобанов, С.Д. Методические рекомендации по экономическому обоснованию выпускных работ: Учебно-методическое пособие./ З.А. Косачевская, С.Д. Лобанов С.Д. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2011. – 45с.