Файл: Министерство транспорта российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Основные положения концепции PBN в области навигации и самолетовождения

1.1 Базовые понятия и определения

1.2 Преимущества PBN

1.3 Контекст PBN

1.4 Область применения навигации, основанной на характеристиках

1.5 Навигационные спецификации

1.6 Требования к навигационным функциональным возможностям

1.7 Обозначение спецификаций RNP и RNAV

1.8 Правильное понимание обозначений RNAV и RNP

1.9 Планирование полетов с учетом обозначений RNAV и RNP

1.10 Использование и сфера применения навигационных спецификаций

1.11 Пример применения спецификаций RNAV и RNP на маршрутах ОВД и в схемах полета по приборам

2 Контроль на борту за выдерживанием характеристик и выдача предупреждений

2.1 Компоненты навигационных погрешностей и выдача предупреждений

2.2 Роль контроля на борту за выдерживанием характеристик и выдачи предупреждений

2.3 Требования к контролю за выдерживанием характеристик и выдаче предупреждений для RNP 4, Basic-RNP 1 и RNP APCH

2.4 Применение контроля за выдерживанием характеристик и выдачи предупреждений на воздушных судах.

2.5 Требования к системе в части контроля за характеристиками и выдачи предупреждений

2.6 Использование навигации, основанной на характеристиках

2.7 Правила применяемые ко всем полетам с применением PBN

2.8 RNP APCH

3 Использование систем GLS (GBAS landing system) - наземных систем дифференциальной коррекции при заходе по PBN

3.1 GBAS (ground based augmentation system) – система наземного дополнения

3.2 Совмещение разработок в области PBN с использованием систем GLS.

3.3 Специфика выполнения захода по правилам PBN на ВС Boeing 737 NG

3.4 Выводы, рекомендации

4 Выполнение заходов RNP с использованием GLS как способ уменьшения количества инцидентов CFIT.

4.1 CFIT, понятия, определения

4.2 Особенности риска CFIT в горной местности

4.3 Анализ схемы захода и рекомендации к её изменению в аэропорту «Халим», г. Джакарта

4.4 Выводы

5 Влияние применения PBN в процессе выполнения заходов на экономические показатели эксплуатанта

5.1 Анализ примеров применения концепции PBN в практике международных аэропортов

5.2 Анализ экономических исследований в области применения PBN

5.3 Выводы, рекоммендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





Рисунок 27 – Новая схема захода на ВПП 25 аэропорта «Abbotsford» с использованием PBN

5.2 Анализ экономических исследований в области применения PBN


По данным исследований компании Genetal Electrics от 12.05.2011 введение и использование заходов RNP в 46 аэропортов среднего размера на территории США позволило сэкономить 12.9 миллионов галлонов топлива. “Studies in the sky” (название исследования) также акцентирует внимание на важном вопросе: “Кто должен платить за внедрение новых процедур захода на посадку – государство или авиакомпании”. Вопрос актуален в первую очередь потому, что помимо явной экономической выгоды для эксплуатантов ВС ГА внедрение заходов RNP также значительно усеньшает количество выделяемых выхлопных газов (124,556 тон CO2 в год с прогнозом до 13 млн. тонн в год по данным ИКАО). В связи с повышенным интересом на рынке акций к компаниям, предоставляющим всевозможные услуги, связанные с внедрением технологий PBN, новые решения для аэропортов активно предоставляются в Китае, странах Южной и Центральной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Европе.

Проспонсированная государством установка захода RNP в городе Brisbane, Австралия, показала результаты в экономии 400 тонн реактивного топлива в год, хоть заходом пока пользуется всего 18% прибывающих ВС ГА. Основываясь на результатах, авиационные власти Австралии решили продолжить внедрение технологий, обеспечивающих PBN на стадии захода в 8 аэропортах государства, что по расчетам должно показать экономию более 39000 тонн топлива в год и уменьшить выделение CO2 на 122.000 тонн в год. Выгоду чувствуют все участники процесса.

Анализ работы компании GE “Highways in the Sky” в области внедрения технологий PBN также позволяет сделать вывод, что обеспечение 46 аэропортов США заходами RNP позволит экономить более 65 миллионов долларов США в год только за счет уменьшения расхода топлива на маршруте.

Более того, концепции PBN позволят уменьшить количество и время задержек, которые по данным исследования FAA стоят 32.9 миллиарда долларов США государству каждый год. Учитывая, что по прогнозам к 2021 году данная цифра может вырости вдвое ввиду увеличения пассажиропотока, представить возможную выгоду от использования RNP заходов сложно переоценить.

Логическим продолжением исследования стала программа “NextGen” по внедрению технологий PBN с прогнозом на экономию $1.4 миллиарда галлонов топлива и уменьшение выброса CO 2 на 14 миллионов тонн к 2018 году. Учитывая, что общая стоимость программы составляет 40 миллиардов долларов США ( контракты по поставке комплектов оборудования, а также по установке и обслуживанию в цене варьируются от $200000 до $1000000 в зависимости от типа ВС) расчет идет на выгоду в 40 миллиардов долларов в год, то есть по прогнозам программа окупится экономикой США за один год.

5.3 Выводы, рекоммендации


В качестве вывода стоит отметить, что мировая практика применения PBN в качестве нового основного способа выполнения захода на посадку в аэропортах ГА показывает, что выгоду получают все участники рынка авиационнных услуг. Эксплуатанты ВС ГА значительно уменьшают расходы на ГСМ, что может привести как к банальному увеличению прибыли, так и к более глобальному процессу увеличения пассажиропотока, ведь уменьшение расходов позволит также снизить цены на билеты и увеличить пассажиропоток на многих направлениях, гарантируя свежий приток средств в сферу авиационного бизнеса в целом.

Более того, вероятно значительное уменьшение расходов на экологические услуги, оказываемые государству, так как объем выхлопных газов выделяемых прибывающими ВС также уменьшится.

Следует отметить, что в России имеется огромный потенциал для внедрения технологий PBN для ГА. Установка оборудования, уже разработанного и представленного отечественными компаниями (ЛККС-2000 производства “НППФ Спектр”), также позволит увеличить точность выполнения конечного этапа на посадку по RNP, понизит минимумы для экипажей и ВС, тем самым значительно увеличив пропускную способность многих аэропортов. Более того, оборудование и технологии отечественного происхождения, по многим параметрам могут превосходить аналоги западных конкурентов. Возможно, в недалекой перспективе услуги, связанные с продажей, установкой и обслуживанием оборудования, обеспечивающего усточивое использование технологий PBN, станут экспортным товаром для производителей в РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Развитие PBN по всему миру предположительно изменит облик гражданской авиации, привлечет дополнительные ресурсы государств и авиакомпаний. Первый опыт использования заходов RNP показал, что концепция PBN вписывается в тенденцию распространения технологий использования спутниковой навигации в процессе выполнения захода на посадку и ухода на второй круг.

Стоит отметить, что даже сейчас есть нерешенные задачи по стандартизации и универсализации оборудования и требуемой квалификации экипажей для выполнения заходов типа RNP AR APCH. В ближайшее время авиационным властям Российской Федерации предлагается разработать програму для подготовки ВС и экипажей для выполнения заходов с использованием PBN, а также проводить дополнительные занятия по информированию курсантов УВАУГА (и).



Более того, стоит учитывать стремление многих эксплуатантов к объединению процедур выполнения заходов RNP с выполнением посадки с использованием систем GLS. По сути своей, следование ВС по траектории снижения с использованием GLS вплоть до касания ВПП является логическим продолжением захода на посадку с использованием PBN, так как соблюдаются такие же требования по точности следования ЛЗП, также возможно проектирование сложной траектории снижения с облетом препятствий и границ ВП соседних аэропортов.

Влияние применения технологий PBN в области БП сложно переоценить. Каждый дополнительный источник навигационной информации для ВС и экипажа уменьшает риски при летной эксплуатации, вероятность CFIT и ALA. Также значительно упрощаются процедуры прибытия ВС, увеличивается возможное количество схем прибытия в аэропорт, что рассредотачивает поток ВС в ВП аэропорта, уменьшая вероятность опасного сближения ВС.

С экономической точки зрения, применение PBN и GLS на этапе захода на посадку эффективно, так как траектории снижения становятся более «гибкими», возможно прибына одну и ту же полосу с разных направлений без векторения и полета в зоне ожидания, что уменьшает дополнительные расходы эксплуатантов на ГСМ. Учитывая тенденцию на увеличение пассажиропотока применение PBN и GLS может стать решающим фактором в привлечении спроса на услуги аэропортов и авиакомпаний, а размещение наземных систем для обеспечения заходов по GLS позволит снизить расходы на обслуживание наземных РТС.

В РФ имеются успешные примеры разработки систем, обсепечивающих выполнение захода GLS. Возможно, в ближайшем будущем следует стимулировать развитие отрасли в направлении распространения и повсеместного использования заходов PBN и GLS. Георгафия России подразумевает большое разнообразие рельефа и условий выполнения захода на посадку соответственно. Таким образом, разработка единого стандарта и внедрение его в качестве эталона для формирования заходов на посадку в отечественных аэродромах будет правильным элементом стратегии развития ГА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. Завалишин О.И., Лукоянов В.А. Результаты испытаний спутникого оборудования ЛККС-2000 и GLS в Европе. «Новости навигации» № 4, 2007г.

  2. Федеральные авиационные правила «Применение глобальной навигационной спутниковой системы в гражданской авиации Российской Федерации».

  3. ICAO PBN seminar. «Навигационные технические требования при заходах на посадку. Часть 1. Заходы на посадку на основе RNP (RNP APCH) и барометрическая вертикальная навигация (баро-VNAV)

  4. Чистов В.А. «Инструкция по выполнению полетов в системе зональной навигации (RNAV) – 2-е изд., Москва, ОАО «Трансаэро», 2013.

  5. David A. Nakamura. Performance Based Navigation. Под редакцией Scott B. Pace. Boeing, Сиэттл, 2011

  6. Dan Ellis, Gary Limesand, Bill Syblon. Equipping a fleet for required navigation performance. Журнал «Aero», корпорация «Boeing», 2011

  7. Cpt. Alex Passerini. GNSS Based technology developments. Презентация. Авиакомпания «Qantas». 2012

  8. Презентация «Highways in the sky». Компания «GE Aviation».

  9. Презентация «Required navigation performance authorization required». Компания «Honeywell». США, 2013

  10. James Marasa. Rounding the corners. RNP is revolutionizing the instrument approach. Журнал «Wings», Июль 2010.

  11. Председатель национального комитета по безопасности на транспорте Татанг Курниади. Итоговый доклад о результатах расследования катастрофы самолёта «Сухой» RRJ-95B, регистрационный номер 97004, разбившегося на горе Салак, Западная Ява, 9 мая 2012 г. Джакарта, 2012

  12. Alyce Shingler. Статья «Chicago O’Hare gets first RNP approach. Сайт Hughes Aerospace Corporation (http://www. http://hughesaerospace.com/chicago-ohare-gets-first-rnp-approach/) . Hughes Aerospace Corporationю США, 2014

  13. Статья « GE study of US mid-size airports shows substantial cost, time and environmental benefits of RNP landing approaches». Сайт GreenAir Communications (http://www.http://www.greenaironline.com/news.php?viewStory=1211)

  14. Презентация «Перспективы внедрения и развития системы функционального дополнения наземного базирования (GBAS) ». ООО «НППФ Спектр». Москва, 2009

  15. Сайт Navipedia (http://www.navipedia.net/index.php/Main_Page)

  16. Сайт Wikipedia (https://www.wikipedia.org/)

  17. Журнал «FAST», выпуск 44. Airbus S.A.S., An EADS company. 2009

  18. Лобанов, С.Д. Методические рекомендации по экономическому обоснованию выпускных работ: Учебно-методическое пособие./ З.А. Косачевская, С.Д. Лобанов С.Д. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2011. – 45с.