Файл: МОЛОДЕЖЬ – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.doc

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 3534

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт целевой программы ведомства

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

3. Цель и задачи программы

4. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы

5. Перечень и описание мероприятий программы

6. Срок реализации программы

7. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации

8. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы

9. Методика оценки эффективности программы

10. Ресурсное обеспечение программы

11. Описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию

Традиционно функция наставника, предупреждающая радикальные проявления названных второй и третьей особенностей молодежи, выполняется в семье или малой группе, однако современное поколение молодых людей – первое постсоветское поколение. Социализация молодежи проходила во многом без участия института семьи, особенно в девяностые годы. Таким образом, ценности, модели поведения не были переданы от поколения к поколению, что привело к формированию неопределенных стереотипов, отсутствию выраженной жизненной стратегии. Одним из проявлений данной проблемы является социальное и культурное обособление молодежи. В совокупности с естественными протестными настроениями, юношеским максимализмом, потребностью выделиться при самоидентификации это может привести не только к утрате молодым человеком потенциала инновационного развития, но и к преобладанию негативных жизненных стратегий и склонности к девиантному поведению (преступность, алкоголизм и наркомания, самоубийства, проституция).

Текущее состояние государственной молодежной политики характеризуется наличием большого количество регуляторов – молодежь является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка. С точки зрения настоящей программы наиболее значимы полномочия Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости. Ситуация усложняется тем, что полномочия в области государственной молодежной политики в основном отнесены к уровню субъекта Федерации. В результате действия разных органов исполнительной власти в части государственной молодежной политики оказываются нескоординированными. Федеральное агентство по делам молодежи было сформировано в 2008 году1, и вопрос распределения полномочий в области государственной молодежной политики и подведомственности учреждений, оказывающих соответствующие государственные услуги, окончательно не решен2 по настоящее время. Проблема разрозненности действий регуляторов проявляется в том, что, с одной стороны, молодой человек не знает, какими услугами он может воспользоваться, а с другой стороны, ответственные ведомства плохо информированы о специфических потребностях разных групп молодежи.

Далее, возможности проведения государственной молодежной политики осложняется тем, что инфраструктура работы с молодежью не отвечает современным требованиям, зачастую она изношена или отсутствует. Так, только в 52 субъектах Российской Федерации функционируют специализированные организации, в остальных регионах государственные услуги в области молодежной политики оказываются в приспособленных под эти цели помещениях в непрофильных учреждениях. Оборудование, которым оснащены учреждения, ограничивает возможности получения молодыми людьми актуальных навыков и использования сотрудниками современных технологий работы. Кроме того, сами методики работы с молодежью требуют принципиального обновления. Например, специальное исследование «Сравнительный анализ технологий профориентации школьников», проведенное в 2008 году по заказу Росмолодежи, выявило следующие методологические проблемы при оказании наиболее востребованной услуги – ранняя профориентация:


- большинство методических изданий малотиражны (до 3000 экземпляров) и отражают ограниченный круг вопросов (предпрофильная и профильная подготовка, внеклассная работа);

- предлагается свободный выбор профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями молодого человека – без учета характеристик рынка труда;

- дефицит профессиографических описаний профессий, особенно в части рабочих профессий и профессий инженерно-технического профиля;

- дефицит литературы обращенной непосредственно к школьникам и их родителям;

- региональный аспект профориентации либо не рассматривается, либо представлен крайне скупо.

Для обобщенного понимания последствий, к которым может привести невнимание к описанным проблемам, приведем цитату из доклада Международной организации труда3:

«Молодые женщины и мужчины являются наибольшим мировым достоянием с точки зрения настоящего и будущего, но они одновременно представляют собой одну из наиболее уязвимых групп населения. … Связь между молодежной безработицей и социальным исключением является четко установленной. … Невозможность найти работу порождает чувство уязвимости, бесполезности и лени и может повысить склонность к участию в нелегальных видах деятельности4. ... Давая людям шанс на получение достойной работы в начале их трудовой жизни, мы позволяем им избежать попадания в замкнутый круг безработицы, плохих условий труда, нищеты и фрустрации, которые ставят под угрозу экономические перспективы обществ в целом».


Механизм ведомственной целевой программы выбран по следующим причинам.

Во-первых, проектный метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики. Кроме того, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации5 задан проектный метод управления при реализации мероприятий.

Во-вторых, организационно ведомственная целевая программа позволяет упростить реализацию заложенных в Стратегии проектов, поскольку при ее реализации полномочия распорядителя бюджетных средств шире, чем при исполнении сметы по непрограммным расходам, и в режиме «скользящей трехлетки» возможно оперативное внесение изменений по мере реализации Стратегии.

В-третьих, оформление проекта в виде ведомственной целевой программы позволяет определить его связь с задачами Минспорттуризма России и Росмолодежи и постоянно контролировать влияние реализации проекта на решение задач.

В-четвертых, накоплен значительный опыт управления программой – с 1993 по 2005 год реализовывалась федеральная целевая программа «Молодежь России».

В-пятых, для выстраивания единой на всех уровнях управления молодежной политики лучше не управлять директивно, а вовлекать регионы в реализацию совместных проектов.


В-шестых, проектный метод управления позволяет предупредить ряд организационных проблем за счет широких полномочий и гибкости действий руководителя программы.

Разработка межведомственной (федеральной) целевой программы в данном случае не требуется, так как не предполагается радикальный пересмотр сложившейся системы работы с молодежью. Минспорттуризм России выполнит функцию координатора усилий разных регуляторов, обеспечив их «тонкую настройку» в связи с актуальными задачами инновационного развития страны. Росмолодежь обеспечит модернизацию механизмов работы с молодежью в рамках, уже предопределенных решениями других субъектов бюджетного планирования – в первую очередь, Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Такой подход облегчит проведение изменений для всех участников: для сотрудников региональных органов по дела молодежи, сотрудников бюджетных и общественных организаций, оказывающих услуги в области молодежной политики, для потребителей данных государственных услуг. Таким образом, на действующие технологии работы с молодежью (программы дополнительного образования, ранняя профориентация в школе, организация занятости подростков, адаптация молодых специалистов и так далее) будет наложена новая методология работы и, главное, отдельные элементы будут выстроены в единую систему выявления, поддержки, сопровождения инновационно ориентированных молодых людей.



3. Цель и задачи программы


Целью настоящей ведомственной программы является раскрытие заложенного в семье и школе потенциала развития молодежи.

Цель программы отражает «поддерживающий» характер программы. Во-первых, при реализации программы не должна складываться ситуация, когда решение за молодого человека принимает, например, сотрудник регионального органа по работе с молодежью («будешь инноватором») – способность понять свои интересы сама по себе является шагом к творчеству или предпринимательству. Во-вторых, работа ведется не с идеальными субъектами, а с реальными молодыми людьми, у которых уже во многом сформированы интересы и представления о своей жизненной стратегии. Поэтому настоящую программу можно понимать как способ обеспечения взаимодействия и координации усилий при достижении целей государственной молодежной политики – молодой человек должен четко понимать, какие возможности перед ним открыты, куда обращаться с какой-либо инициативой или проблемой, какие ограничения необходимо соблюдать. Таким образом, настоящая программа позволяет адаптировать действующие в системе образования, социальной защиты, других сферах ведения механизмы к особенностям восприятия молодежи и, по мере необходимости, заполнить выявляемые пробелы.

Такая постановка цели соответствует Концепции долгосрочного развития Российской Федерации6, где цели государственной молодежной политики определены как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.


При реализации программы решается ряд задач:

1. модернизация инфраструктуры работы с носителями инновационных возможностей – в первую очередь для активной определившейся молодежи;

2. информирование молодежи о возможностях системы профессиональной ориентации и, тем самым, корректировка предпочтений, направление «неопределившихся» молодых людей;

3. выявление и сопровождение носителей инновационного потенциала (постоянный мониторинг силами школьных учителей или волонтеров, конкурсы, «дни ...»), разъяснение имеющихся возможностей;

4. использование опыта состоявшихся носителей потенциала, вовлечение их в «наставничество»;

5. создание устойчивых позитивных моделей поведения, предупреждение проявлений асоциального поведения молодежи;

6. модернизация механизмов работы органов исполнительной власти в сфере молодежной политики;

7. формирование площадки для обсуждения инициатив и накопленного опыта (интеграция действий любого уровня);

8. выравнивание региональных диспропорций в развитии молодежи;

9. привлечение компетенций из лучшей мировой практики (обучение носителей инновационного потенциала).


Данный комплекс задач программы направлен как на раскрытие «позитивного» потенциала, так и, опосредовано, на предупреждение деструктивного поведения.

Такая постановка задач программы позволит выстроить «жизненный цикл» работы с молодым человеком:

- оценить всю совокупность молодых людей и выявить среди них носителей потенциала развития;

- предложить каждому молодому человеку, проявившему склонность к тематике настоящей программы (а таких, по предварительной экспертной оценке, окажется не менее 70% или 20 миллионов молодых людей), «типовые» программы развития;

- продолжить «точечную работу» с теми молодыми людьми, которые проявили способность и готовность к самостоятельной деятельности, направленной на создание какого-либо продукта в интересах инновационного развития страны (по предварительной экспертной оценке около 10% или 3 миллиона молодых людей).

Для решения поставленных задач предусмотрены мероприятия нормативного, методического, организационного характера.