ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 3537
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт целевой программы ведомства
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
4. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы
5. Перечень и описание мероприятий программы
9. Методика оценки эффективности программы
4. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы
В целом в результате решения поставленных задач настоящей программы у каждого молодого человека должна сформироваться потребность в самореализации и появиться возможность раскрытия своего инновационного потенциала.
Основной общественно значимый результат настоящей программы – предупреждение потерь «человеческого капитала». Таким образом, выполнение мероприятий настоящей программы позволит реализовать идею, заложенную в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации: «… в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь»7.
Для оценки ожидаемых конечных результатов выполнения настоящей программы выбраны два показателя.
- «доля молодежи, приступившей к работе по специальности в течение года после окончания учебных заведений профессионального образования (от общего числа молодежи, в %)».
- «доля молодых специалистов, работающих в России после окончания высшего учебного заведения (от общего числа выпускников, в %)».
Первый показатель отражает действенность системы профориентации. Достижение целевого значения данного показателя (не менее 78% к 2012 году) обеспечит достижение целевого значения показателя «доля безработных граждан в возрасте от 15 до 30 лет по отношению к экономически активному населению той же возрастной категории, процентов», отражающего результат выполнения проекта 23 «Вовлечение молодежи в социальную практику» по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года8.
Второй показатель отражает восприятие молодыми специалистами возможности профессиональной реализации в своей стране, что характеризует степень инновационности российской экономики.
По данным Росмолодежи9 во второй половине девяностых годов число уезжающих в другие страны выпускников ВУЗов постоянно сокращалось (с 23% в 1995 году) и в последние несколько лет стабилизировалось на уровне 6-8%.
Значение данного показателя на уровне 2-3% можно рассматривать как естественный уровень, обусловленный причинами, не связанными с ограниченной возможностью профессиональной реализации.
Именно этот уровень определен как целевое значение 2012 года.
Социально-экономическая эффективность программы оценивается тремя показателями:
- молодежь, болеющая наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, туберкулезом, венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфицированная (доля от общего числа молодежи, в %),
целевое значение к 2012 году – не более 15%;
- молодежь, совершившая административные правонарушения и уголовные преступления (доля от общего числа молодежи, в %),
целевое значение к 2012 году – не более 10%;
- молодежь, участвующая в добровольческой деятельности (доля от общего числа молодежи, в %),
целевое значение к 2012 году – не менее 18%.
Данный набор показателей отражает изменение состояния молодежи в результате усилий Росмолодежи по стимулированию раскрытия инновационного потенциала каждого молодого человека, по формированию у него позитивной жизненной стратегии и активной гражданской позиции.
Основным управленческим целевым индикатором выполнения программы является выполнение всех мероприятий программы в установленные сроки и с заданным результатом (внутриведомственный контроль со стороны руководителя программы).
Контрольные точки определяются руководителем настоящей программы, используются показатели вида «исполнено \ не исполнено», например:
показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
разработано 50 методик работы и пилотных программ для отдельных целевых групп молодежи |
х |
- |
- |
не менее 3 000 сотрудников центров молодежной политики прошли переподготовку |
х |
х |
х |
1000 учителей направлены на переподготовку для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики» |
- |
х |
- |
500 волонтеров получили дополнительную квалификацию «Работник сферы государственной молодежной политики» |
- |
х |
- |
стандарты всех государственных услуг в области молодежной политики разработаны и утверждены |
- |
- |
х |
Кроме того, предусмотрен оперативный мониторинг показателей, отражающих динамику выполнения мероприятий программы, в их числе:
Наименование |
единица измерения |
2010 |
2011 |
2012 |
Доля молодых людей, прошедших профориентацию |
% |
10 |
60 |
100 |
Количество субъектов Российской Федерации, представивших заявки на ежегодный конкурс по отбору проектов в области молодежной политики |
число |
15 |
30 |
40 |
Количество организованных профильных смен в летних лагерях и школах |
шт. |
80 |
100 |
120 |
5. Перечень и описание мероприятий программы
При формировании состава программных мероприятий, во-первых, приоритет отдавался мероприятиям, выполнение которых обеспечивает не только непосредственный результат в отношении целевой группы, но и формирует базу для последующего воспроизводства, распространения полученного лучшего опыта в режиме текущей деятельности. Поэтому программные мероприятия направлены в основном на модернизацию технологий работы с молодежью, в том числе в части нормативного, методического, материального обеспечения.
Во-вторых, при формировании состава программных мероприятий рассматривались направления, определенные Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации и требования, предъявляемые к государственной молодежной политике Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации.
Состав мероприятий определен на основе нескольких проектов Стратегии. В первую очередь рассматривались «профильные» с точки зрения задач данной программы проекты – «Успех в твоих руках» и «Карьера». В рамках двух названных проектов планируются мероприятия по следующей тематике: профориентация, предпринимательская активность, изобретательство, трудоустройство, общественное и социальное лидерство. В качестве инфраструктурных рассматривались проекты «Российская молодежная информационная сеть “Новый взгляд”», «Доброволец России» и «Команда». Наконец, в качестве ограничений рассматривался проект «Шаг навстречу», направленный на работу с молодыми людьми в трудной жизненной ситуации, что позволило сориентировать программу не только на поощрение позитивных проявлений активности молодежи, но и на предупреждение ее негативных проявлений. Проекты Стратегии реализуются в настоящее время Росмолодежью в режиме аналитических ведомственных целевых программ, однако объем работы, возможный в пределах действующих обязательств, недостаточен для достижения целей государственной молодежной политики.
Одной из задач по достижению целей государственной молодежной политики, согласно Концепции долгосрочного развития, является «вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи»10, в том числе за счет:
- развития систем информирования по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;
- модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширение их сети, модернизация системы подготовки и формирование механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
- поддержки межрегионального и международного (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены) взаимодействия молодежи;
- реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.
Проектом 23 «Вовлечение молодежи в социальную практику» по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года11 предусмотрено развитие системы поддержки талантливой молодежи и комплекс мероприятий по вовлечению молодежи в трудовую и экономическую деятельность. Соответствующие мероприятия предусмотрены в рамках настоящей программы.
Таким образом, состав мероприятий направлен на формирование саморазвивающейся системы поддержки исследовательской, творческой, предпринимательской, социальной активности молодежи. Создание таких условий профессионального и личностного становления молодого человека обеспечит базу инновационного развития в соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации.
Мероприятия программы сгруппированы в четыре блока. В первом блоке (нормативное и методическое обеспечение) запланированы мероприятия, обеспечивающие формирование отвечающих современным требованиям «правил игры», в том числе рассматриваются вопросы координации действий различных участников при реализации государственной молодежной политики. Второй блок мероприятий направлен на реорганизацию (упорядочение) работы существующей инфраструктуры государственной молодежной политики. Мероприятия третьего блока направлены на внедрение новых методик работы, подготовку сотрудников организаций, оказывающих соответствующие государственные услуги, к их широкомасштабному использованию в текущем режиме после окончания срока действия настоящей программы. В четвертом блоке собраны мероприятия организационного характера, направленные на поддержку или обеспечение новой системы работы с молодежью и формирование у представителей целевой группы привычки использовать потенциал государственной молодежной политики. Таким образом, два первых блока создают основу для качественных преобразований в сфере работы с молодежью, а третий и четвертый блоки позволяют оперативно подготовить модернизированную систему к самостоятельному рабочему режиму.
Логика программы с точки зрения представителя целевой группы – молодого человека, независимо от региона проживания – выглядит следующим образом. Все ученики каждого общеобразовательного учреждения проходят тестирование, в ходе которого определяются их склонности и интересы. Далее, в соответствии с выявленным потенциалом развития, каждый может получить направление в специализированную организацию, оказывающую государственные услуги той или иной направленности. В ходе занятий в специализированной организации успехи каждого постоянного оцениваются и, по мере накопления знаний и навыков, ученик направляется на отборочные мероприятия (смотры, конкурсы, олимпиады) разного уровня – районные, региональные, федеральные. В отборочных мероприятиях первого уровня участвуют все занимающиеся в специализированной организации, после отборочных мероприятий массовая работа не прекращается. Призер отборочного мероприятия поощряется направлением на программу обучения более высокого уровня (например, летняя профильная смена в молодежном лагере), заносится в соответствующий раздел базы данных талантливой молодежи, получает доступ к специализированным ресурсам на портале данной программы. По мере взросления и по мере продвижения по системе отборочных мероприятий молодой человек «зарабатывает» дополнительные (по сравнению со сверстниками, не воспользовавшимися услугами в области государственной молодежной политики) возможности, в их числе:
- вовлеченность в профессиональное сообщество при получении образования;
- дополнительные (факультативные) программы дополнительного образования;
- стажировка, в том числе за рубежом, при обучении на старших курсах или в аспирантуре;
- производственная практика и рекомендации при трудоустройстве;
- поддержка при организации своего бизнеса;
- программа адаптации в качестве молодого специалиста.